Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Спивак Ольга Евгеньевна

 В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида»

Гатчинского муниципального района

Проект «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Выполнили воспитатели подготовительной группы:

Викторова Екатерина Евгеньевна

Спивак Ольга Евгеньевна

2020 год


Методический паспорт проекта

Руководители проекта: Спивак О.Е. - воспитатель

Викторова Е.Е. – воспитатель

Участники проекта: дети, их родители.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возраст детей, на который рассчитан проект: подготовительная логопедическая группа 6-7 лет

Состав проектной группы: дети подготовительной логопедической группы.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Цели проекта:

Педагогические: создание благоприятных условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Практические: формирование у детей знаний о деньгах, денежных отношениях, осознание понимания у детей, для чего людям нужны деньги.

Задачи проекта:

- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

- способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

- развивать диалогическую и связную речь: учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, составлять рассказы;

- способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

- закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

- сформировать первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

- воспитывать социально – нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие, желание учиться.

Вопросы проекта:

Проблемный вопрос:

После просмотра мультфильма «Буратино», дети стали задавать много интересных вопросов:

- Почему мы не можем купить все, что захочется?

- Почему деньги не растут на деревьях?

- Откуда берутся деньги?

- Все ли можно купить за деньги?

- Почему родители часто говорят, что денег нет?

Отсюда и возник проблемный вопрос: "Что такое деньги?"

Учитывая, что в нашей группе возникли трудности с пониманием и умением детей пользоваться деньгами, мы решили начать работу над проектом и предложили родителям принять в нем участие.

Учебные вопросы:

Что такое деньги?

Как нужно пользоваться деньгами?

Сколько может быть денег в семье?

Можем ли тратить все деньги?

На что мы тратим в первую очередь?

Как научиться экономить?

Что нельзя купить за деньги?

Необходимое оборудование:

Подбор материалов для реализации проекта: сюжетные картинки по теме, презентации, художественная литература, мультфильмы, цветные карандаши, альбомные листы, дидактические игры, интерактивная доска.

Актуальность:

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Участие в проекте должно научить детей беречь, экономить и пользоваться деньгами, привить им желание учиться и трудиться. Именно поэтому наш проект направлен на поиск ответа на вопрос "Что такое деньги?"

Предполагаемые продукты проекта:

- выставка работ по теме "Не имей сто рублей, а имей сто друзей";

- конкурс рисунков по теме «Финансовая грамотность;

- создание книги со сказками и рисунками, выполненными детьми и их родителями;

- стенгазета "Миллионер" (рассказы детей по теме: «Если бы я был самым богатым человеком на земле, то на что бы я тратил свои деньги?);

- создание альбома «Музей денег»;

-презентация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности».

График работы над проектом: 4 недели ( – #1075;г)

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей на тему «деньги», создание проблемной ситуации, выделение проблемных вопросов.

- Постановка цели и задач проекта перед детьми и родителями.

- Перспективное планирование проекта.

- Изготовление буклетов для родителей по теме проекта.

- Сбор и накопление методических материалов по теме.

- Консультация для родителей.

Реализация проекта (основной этап)

Познавательная деятельность

- Расширять знания детей о деньгах, денежных отношениях.
- Воспитывать бережливость, трудолюбие и желание учиться.
- Развивать внимание, мышление, память, речь.

1. Просмотр мультфильмов по теме:

  • Буратино
  • Цветик-семицветик
  • Сказка о рыбаке и рыбке

2. Просмотр презентаций «Как появились деньги?», «Пословицы в картинках»

3. Чтение художественной литературы:

В. Гаршин «Лягушка - путешественница»

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

К. Чуковский «Муха - Цокотуха»

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Коммуникация

- Закреплять знания детей о денежных отношениях.

- Отрабатывать умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.

- Отрабатывать умение составлять задачи.

1. Сюжетно - ролевые игры.

- «Магазин»;

- «На стадионе».

- «В музее»

- «В кинотеатре»

Инсценировка проблемных ситуаций:

- «У меня не хватает денег оплатить товар»;

- «Что делать, если у меня нет монеты такой стоимости, сколько написано на цене».

2. Дидактические игры.

- «Конфетки - монетки»;

- "Придумай загадку" (придумывание загадок по теме).

- «Семейный бюджет»

- «Доходы и расходы семьи»

- Пазлы «День мира»

- «Продукты питания»

- «Что перепутал художник?»

3. Прослушивание музыкальных композиций

- «Магазин» (синий трактор);

- «Деньги лепесточки» (три котенка);

- О деньгах (Фиксики)

Речевое развитие:

- Развивать активный словарь ребенка, связную и диалогическую речь.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на примере составления рассказа о том, куда бы он потратил свои деньги.
1.Объяснение слов: деньги, счастье, хранить, ценить, экономить, банк, бартер, размен, расход, доход, бухгалтер, товар, копейка, рубль, банкнота, монета, зарплата, пенсия, стипендия.

2. Дидактические игры:

- "Что сначала, что потом" (установление последовательности событий и полные ответы детей на вопрос).

- Загадки

-Словарик юного экономиста

- «Размен»

- «Для чего нужны деньги»

- История возникновения денег

- «Учимся экономить»

- «Профессии»

- Стихи

3. Пословицы и поговорки

Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах :

Денег куры не клюют.

Копейка рубль бережет.

Бросать деньги на ветер.

Не важно, сколько у нас денег, важно, как мы их расходуем.

Копи и трать грамотно.

Не в деньгах счастье.

Не держи сто рублей, держи сто друзей.

Шевелись, чтобы денежки велись.

Уговор- дороже денег.

4. Развёрнутые ответы детей на вопросы по теме проекта»

5. Рассказы детей о том, куда бы они потратили свой миллион.

Художественно - эстетическое развитие:

- Формировать умение передавать свои впечатления посредством рисунка к прочитанным произведениям.

1. Рисование

-«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (к пословице)

- Иллюстрации к мультфильму «Буратино»

2. Лепка

- "Золотая рыбка" (по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке")

3. Конструирование

- Коллективная работа "Я миллионер" (по мотивам произведения В. Катаева "Цветик-семицветик")

Итоговый этап

- Изготовление стенгазеты "Миллионер";

- Создание книги со сказками и рисунками, выполненными детьми и их родителями;

- Проведение конкурса рисунков по теме «Финансовая грамотность»;

- Создание альбома «Музей денег»;

- Оформление проекта в виде презентации.

Рефлексия

Дети научились пользоваться деньгами, как средством оплаты, узнали много нового о деньгах из детских книг и мультфильмов. Ребята запомнили правила пользования деньгами, научились экономить деньги, беречь вещи, узнали, что не все можно купить за деньги, смогли передать в рисунках свои знания. Проект помог сформировать первоначальные представления детей по теме «Финансовая грамотность». И у нас, как у педагогов, получилось заинтересовать детей и их родителей работой над общим проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Электронный образовательный маршрут "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Данный маршрут разработан, как помощь родителям в организации финансово-экономического воспитания детей в дошкольном возрасте....