Семинар-практикум для воспитателей «Поиграем в экономику»
материал по основам финансовой грамотности

Галушина Надежда Михайловна

В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Поиграем в экономику»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;
3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека

Теоретическая часть

XXI век – век экономических империй, век, где показатель успешности страны напрямую зависит от ее экономики. Отсюда изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное общество, побуждающее к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.

Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечения детей к «взрослой» экономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т.д. Помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта. И, в первую очередь, сохранить преемственность с новой ступенью жизни – школой, где, неожиданно для ребенка, взвалиться еще одна ответственность – деньги.

На современном этапе образовательного пространства приобщение детей к миру экономической действительности является одной из сложных и значимых задач. В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких. Начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся, и честно зарабатывают свои деньги.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Приглашаю принять участие в педагогическом практикуме по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада. 

Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.

Задание №1

         Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

         Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

         Какое животное всегда при деньгах (свинья)

         Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

         Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

  • Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
  • За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
  • Информация о товаре (реклама).
  • Что такое бартер? (обмен).
  • Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
  • Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
  • В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
  • Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
  • Место торговли, где можно торговаться (рынок).
  • Как называются иностранные деньги? (валюта).
  • На товаре быть должна обязательно (цена).
  • Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)
  • Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)
  • Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)

         Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)

         И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

         Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы(бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

         С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Вывод по разминке:  Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

Задание № 2

Предлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.

Пословицы и поговорки:

О труде:

«Дело мастера боится»

«По работе и плата» 

«Кончил дело – гуляй смело» 

«Терпенье и труд все перетрут» 

«Труд кормит, а лень портит.без труда не выловишь рыбку из пруда» 

О деньгах, цене:

«Время-деньги»

«Деньги – не люди, лишними не будут» 

«Доход не живет без хлопот» 

«Получишь доход – явится и расход».

О купле-продаже, товаре:

«Хороший товар не залежится» 

«На что спрос, на то и цена» 

«Кота в мешке покупать нельзя».

О бережливости:

«Бережливость лучше богатства» 

«Бережливая вещь два века живет» 

«Запас человека не портит».

О лени:

«Леность наводит на бедность» 

«Лень до добра не доводит».

«Лень, отвори двери! Хоть сгорю, да не отворю!»

О добре:

«Доброго держись, а от худого удались» 

«Доброе дело само себя хвалит».

О жадности и зависти:

«В одну лапу всего не сгребешь» 

«В чужой лодке всегда больше рыбки» 

«Глаза завидущие, руки загребущие» 

«Жадность – что река: чем дальше, тем шире» 

«Ни себе, ни людям».

Задание № 3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ»

Один, два, три, четыре, пять

(шагаем на месте)

Будем денежки считать

(сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом

(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить

(отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Вывод: Через игру мы даём ребёнку понимание того, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом.

Задание №4

Когда-то давным-давно на банкнотах изображались люди, которые вошли в историю нашей страны. Но со временем вместо них на банкнотах стали появляться виды российских городов. Изначально это была только столица нашей родины. Но реформы 1995 года привели к тому, что на российских банкнотах стали появляться различные архитектурные сооружения нашей страны.

1. На какой банкноте изображен Красноярск. (Десять рублей)

Та сторона, которая является лицевой, показывает часовню Параскевы Пятницы и мост, проходящий через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.

2. Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне - Соловецкий монастырь. (Пятьсот рублей)

3. Эта банкнота имеет на себе изображение московских видов. На той стороне купюры, которая является лицевой, показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. Та сторона, которая находится на обороте, показывает само здание Большого театра и находящейся перед ним театральной площади. (100 рублей)

4. Купюра с этим номиналом имеет изображение славного города Ярославля. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, воздвигнутый в честь символа этого города – Ярослава Мудрого. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне изображение храма Иоанна Крестителя и колокольни. (1000 рублей)

5. Изображение этой мелкой купюры посвящено Санкт-Петербургу. (Пятьдесят рублей)

Достопримечательности этого города украшают эту купюру. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной.

6. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте — космодром Восточный в Амурской области. (2000 рублей)

7. На банкноте, с каким номиналом лицевой стороны изображен Памятник затопленным кораблям в Севастополе, а на обороте — Херсонес Таврический. (200 рублей)

6. Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне пятитысячной купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. (Пять тысяч рублей)

Задание № 5

Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.

* * *

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

(Галка. Палка.)

* * *

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

(Банка. Банк)

* * *

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

(Финансы)

* * *

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.

(До. Ход. Доход.)

* * *

Судно по озеру плывет

И тяжелый груз везет,

Но стоит букву заменить,

Ты сможешь акции купить

(Баржа. Биржа)

Задание №6

Презентация игр по финансовой грамотности

Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, которые можно использовать в работе по финансовой грамотности. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Давайте поиграем!»

материал предназначен для педагогов ДОУ...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

Семинар –практикум для педагогов Давайте поиграем. Современные подходы к игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей ...

Семинар-практикум для родителей Давайте поиграем

Интерактивное собрание, на котором родители в игоровой форме познакомятся с методами обучения детей....