Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» Срок освоения: 6 дней Возраст обучающихся: 5-7 лет
рабочая программа по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Капралова Виктория Павловна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы финансовой грамотности»

Срок освоения: 6 дней

Возраст обучающихся: 5-7 лет

 

Разработчик:

Капралова Виктория Павловна,

педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Направленность программы: социально-педагогическая

Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-7 лет

Актуальность программы

Программа «Основы финансовой грамотности» включает содержания и технологий по социально-гуманитарной направленности, являющиеся приоритетными в рамках концепции развитие дополнительного образования детей до 2030 года и Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 год.

Программа спроектирована, исходя из анализа детского и родительского спроса по итогам приемной компании 2022-2023 учебного года.

Отличительные особенности программы/новизна программы

Уникальность данной программы заключается в отсутствии аналогов в Петродворцовом районе, а также простоте её изучения. Новизна программы заключается в заложении основ финансовой грамотности учащихся дошкольного возраста в русло формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при помощи игрового сюжета, посредством разнообразных методик и игр.

Уровень освоения: общекультурный.

Объем и сроки освоения: 12 часов, 6 дней.

Цель программы: знакомство учащихся дошкольного возраста с азами финансовой грамотности.

 

 


 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_finansovaya_gramotnost_kapralovoy_v.p._1.docx781.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования                                                                                                         Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

На Педагогическом совете Протокол №     от        2023 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №        от        2023 г.

Директор ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга

          С.В. Васильева

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы финансовой грамотности»

Срок освоения: 6 дней

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Разработчик:

Капралова Виктория Павловна,

педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Направленность программы: социально-педагогическая 

Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-7 лет

Актуальность программы

Программа «Основы финансовой грамотности» включает содержания и технологий по социально-гуманитарной направленности, являющиеся приоритетными в рамках концепции развитие дополнительного образования детей до 2030 года и Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 год.

Программа спроектирована, исходя из анализа детского и родительского спроса по итогам приемной компании 2022-2023 учебного года.

Отличительные особенности программы/новизна программы

Уникальность данной программы заключается в отсутствии аналогов в Петродворцовом районе, а также простоте её изучения. Новизна программы заключается в заложении основ финансовой грамотности учащихся дошкольного возраста в русло формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при помощи игрового сюжета, посредством разнообразных методик и игр.

Уровень освоения: общекультурный.

Объем и сроки освоения: 12 часов, 6 дней.

Цель программы: знакомство учащихся дошкольного возраста с азами финансовой грамотности.

Задачи программы

Обучающие задачи:

  • дать представление том, что такое деньги и для чего они нужны.  Какие бывают деньги. Что за деньги купить нельзя;
  • формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях;
  • дать представление о том, что за свой труд взрослые получают деньги;
  • расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • познакомить с понятиями «расходы» и «доходы», какими они бывают, правильное обращение, планирование бюджета с деньгами;
  • познакомить со сложными ситуациями, связанными с деньгами.

Развивающие задачи:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • развивать интерес к основам финансовой грамотности;

Учебно-коммуникативные умения

  • развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • развивать умения грамотно излагать свои мысли, соблюдая речевой этикет;

Учебно-организационные умения:

  • развивать способность учащегося самостоятельно и быстро готовить свое рабочее место с учетом учебно-творческих задач.

Воспитательные:

Организационно-волевые качества:

  • воспитывать способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени;
  • воспитывать умение преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий;

Ориентационные качества

  • воспитывать способность оценивать собственные возможности и достижения в рамках данной программы; 

Планируемые результаты по окончанию прохождения программы

Личностные:

Организационно-волевые качества:

  • появиться способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени;
  • смогут преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий;

Ориентационные качества

  • смогут оценивать собственные возможности и достижения в рамках данной программы; 

Метапредметные результаты:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • появиться интерес к основам финансовой грамотности;

Учебно-коммуникативные умения

  • развивать способность к обогащению сюжетов игр;
  • смогут грамотно излагать свои мысли, соблюдая речевой этикет в пределах возраста;

Учебно-организационные умения:

  • учащиеся смогут самостоятельно и быстро готовить свое рабочее место с учетом учебно-творческих задач;

Предметные результаты:

Будут знать:

  • что такое деньги и для чего они нужны, какие бывают деньги, что за деньги купить нельзя;
  • элементарные представления о различных профессиях, специальностях;
  • дать представление о том, что за свой труд взрослые получают деньги;
  • расширят представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • понятия «расходы» и «доходы», какими они бывают, правильное обращение;
  • как планируют бюджета;
  • как распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Будут уметь:

  • играть в элементарные дидактические игры по финансовой грамотности;
  • элементарно обсуждать бюджет и его планировать;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Организационно-педагогические условия реализации программы:

Язык реализации программы: русский.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

В течение всей программы ребят будет сопровождать Феечка-копеечка, обращаясь к дошкольникам с просьбой о помощи, в поиске своей истории рождения. Феечка поможет многое узнать о деньгах и их применении в повседневной жизни.

Условия набора и формирования групп 

На обучение принимаются девочки и мальчики без ограничений по физическому здоровью, без отбора в возрасте от 5 до 7 лет. Группы формируются в соответствии с возрастом.

Количество обучающихся в группе: 15 человек

 Формы организации занятий:

Основная форма проведения занятий: комбинированное занятие, дидактическая игра.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
  • групповая: работа в малых группах, для выполнения определенных задач, в парах;
  • индивидуальная: организуется для работы за компьютером

Материально-техническое оснащение: для занятий потребуются:

 

Наименование

Количество

Мультимедийная установка

1 шт.

Столы (индивидуальные)

15 шт.

Ноутбук

1 шт.

Проектор

1 шт.

Доска меловая

1 шт.

Мел (цветной)

1 набор

Маркеры (цветные)

1 набор

Кадровое обеспечение: занятие проводит педагог.

Учебный план

№ п\п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятия.

 «Что такое деньги»

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

1

1

2

Педагогическое наблюдение

2.

 «Как зарабатывать деньги»

1

1

2

Педагогическое наблюдение

3.

 «Доходы и расходы»

1

1

2

Педагогическое наблюдение

4.

«Бюджет, как копить»

1

1

2

Педагогическое наблюдение

5.

 «Необходимое и желаемое»

1

1

2

Педагогическое наблюдение

6.

Итоговое занятие.

дидактическая игра «Поле-чудес»

-

2

2

 Педагогическое наблюдение

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ:

5

7

12


УТВЕРЖДЕНА

Приказ №     от              .

Директор ГБУ ДО ДДТ

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

______________ С.В. Васильева

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Основы финансовой грамотности

 На 20__/20__ учебный год

Педагог: 

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количест во учебных часов

Режим занятий

1

2

6

12

3 раз в неделю по 2 часа

Продолжительность академического часа - 35 минут.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цель программы: знакомство учащихся дошкольного возраста с азами финансовой грамотности.

Задачи программы

Обучающие задачи:

  • дать представление о том, что такое деньги и для чего они нужны.  Какие бывают деньги. Что за деньги купить нельзя;
  • формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях;
  • дать представление о том, что за свой труд взрослые получают деньги;
  • расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • познакомить с понятиями «расходы» и «доходы», какими они бывают, правильное обращение, планирование бюджета с деньгами;
  • познакомить со сложными ситуациями, связанными с деньгами.

Развивающие задачи:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • развивать интерес к основам финансовой грамотности;

Учебно-коммуникативные умения

  • развивать способность к обогащению сюжетов игр;
  • развивать умения грамотно излагать свои мысли, соблюдая речевой этикет;

Учебно-организационные умения:

  • развивать способность учащегося самостоятельно и быстро готовить свое рабочее место с учетом учебно-творческих задач.

Воспитательные:

Организационно-волевые качества:

  • воспитывать способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени;
  • воспитывать умение преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий;

Ориентационные качества

  • воспитывать способность оценивать собственные возможности и достижения в рамках данной программы; 

Планируемые результаты по окончанию прохождения программы

Личностные:

Организационно-волевые качества:

  • появиться способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени;
  • смогут преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий;

Ориентационные качества

  • смогут оценивать собственные возможности и достижения в рамках данной программы; 

Метапредметные результаты:

Учебно-интеллектуальные умения:

  • появиться интерес к основам финансовой грамотности;

Учебно-коммуникативные умения

  • смогут развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • смогут грамотно излагать свои мысли, соблюдая речевой этикет в пределах возраста;

Учебно-организационные умения:

  • смогут учащегося самостоятельно и быстро готовить свое рабочее место с учетом учебно-творческих задач;

Предметные результаты:

Будут знать:

  • что такое деньги и для чего они нужны, какие бывают деньги, что за деньги купить нельзя;
  • элементарные представления о различных профессиях, специальностях;
  • дать представление о том, что за свой труд взрослые получают деньги;
  • расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • понятия «расходы» и «доходы», какими они бывают, правильное обращение;
  • как планируют бюджета;
  • как распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Будут уметь:

  • играть в элементарные дидактические игры по финансовой грамотности;
  • элементарно обсуждать бюджет и его планировать;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Содержание программы

1. Вводное занятия. Тема: «Что такое деньги»

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с Феечкой – копеечкой. Что такое деньги и для чего они нужны.  Какие бывают деньги. Что за деньги купить нельзя. Правила дидактической игры «Денежные пазлы»

Практика: Закрепление полученных знаний через дидактическую игру «Денежные пазлы»

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

2. Тема: «Как зарабатывать деньги»

Теория: Обсуждение откуда берутся деньги, как их зарабатывать и тратить. Профессии вокруг нас. Правила дидактической игры «Заработай и купи».

Практика: дидактическая игра «Заработай и купи» для закрепления принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

3. Тема: «Доходы и расходы»

Теория: Знакомство с понятиями «доходы» и «расходы». Беседа о правильном обращении с деньгами. Правила дидактической игры «Поезд монет».

Практика: дидактическая игра «Поезд монет» для закрепления полученных знаний.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

4. Тема: «Бюджет, как копить»

Теория: Знакомство с понятием «бюджет». Обсуждение бюджета и его планирование. Правила дидактической игры «Бюджет».

Практика: дидактическая игра «Бюджет» даёт представление о бюджете, доходах, расходах и закрепляет умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение

5. Тема: «Необходимое и желаемое»

Теория: Беседа о сложных ситуациях, связанных с деньгами. Обсуждение вопросов: «А если денег не хватает?», «Как выбрать между хочу и надо?». Правила игры «Необходимое и желаемое».

Практика: дидактическая игра «Необходимое и желаемое» учит распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

6. Итоговое занятие Тема: «Поле-чудес»

Практика: дидактическая игра для закрепления полученных знаний «Поле-чудес». Награждение учащихся.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

Календарно-тематический план

дополнительной общеразвивающей программе «Основы финансовой грамотности»

 (уровень освоения программы - общекультурный) 12 часов обучения группа №

Педагог:                         2023-2024 учебный год    

Раздел, тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятия. Тема: «Что такое деньги»

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с Феечкой – копеечкой. Что такое деньги и для чего они нужны.  Какие бывают деньги. Что за деньги купить нельзя. Правила дидактической игры «Денежные пазлы»

Практика: Закрепление полученных знаний через дидактическую игру «Денежные пазлы»

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

1

1

2

2.

Тема: «Как зарабатывать деньги»

Теория: Обсуждение откуда берутся деньги, как их зарабатывать и тратить. Профессии вокруг нас. Правила дидактической игры «Заработай и купи».

Практика: дидактическая игра «Заработай и купи» для закрепления принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

1

1

2

3.

Тема: «Доходы и расходы»

Теория: Знакомство с понятиями «доходы» и «расходы». Беседа о правильном обращении с деньгами. Правила дидактической игры «Поезд монет».

Практика: дидактическая игра «Поезд монет» для закрепления полученных знаний.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

1

1

2

4.

Тема: «Бюджет, как копить»

Теория: Знакомство с понятием «бюджет». Обсуждение бюджета и его планирование. Правила дидактической игры «Бюджет».

Практика: дидактическая игра «Бюджет» даёт представление о бюджете, доходах, расходах и закрепляет умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение

1

1

2

5.

Тема: «Необходимое и желаемое»

Теория: Беседа о сложных ситуациях, связанных с деньгами. Обсуждение вопросов: «А если денег не хватает?», «Как выбрать между хочу и надо?». Правила игры «Необходимое и желаемое».

Практика: дидактическая игра «Необходимое и желаемое» учит распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

1

1

2

6.

Итоговое занятие Тема: «Поле-чудес»

Практика: дидактическая игра для закрепления полученных знаний «Поле-чудес». Награждение учащихся.

Форма контроля: Педагогическое наблюдение

-

2

2

Итого:

5

7

12


Оценочные и методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Раздел программы

Формы организации и проведения занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятия. Тема: «Что такое деньги»

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Комбинированное занятие, групповое

Словесный (объяснение, рассказ, беседа).

Наглядные (демонстрация дидактического материала, презентация)

Практический: дидактическая игра «Денежные пазлы»

Наглядные материалы:

Мини-мультфильм о ТБ, ТБ и ПДД, ППБ, ПП, презентация

Раздаточный материал: фотокарточки разных видов денег

Дидактический материал: кукла Феечки-копеечки, игровая атрибутика для дидактической игры «Денежные пазлы» (денежные пазлы в конверте)

Техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки компьютерные.

Педагогическое наблюдение

2.

Тема: «Как зарабатывать деньги»

Комбинированное занятие, групповое

Словесный (объяснение, обсуждение).

Наглядные (демонстрация дидактического материала, презентация)

Практический: дидактическая игра «Заработай и купи»

Наглядные материалы:

Презентация (иллюстрации)

Раздаточный материал: фотокарточки разных видов профессий

Дидактический материал: игровая атрибутика для дидактической игры «Заработай и купи» (монетки, корзинки, игрушки, мольберт, товары, ценники)

Техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки компьютерные.

Педагогическое наблюдение

3.

Тема: «Доходы и расходы»

Комбинированное занятие, групповое

Словесный (объяснение, рассказ, беседа).

Наглядные (демонстрация дидактического материала, презентация)

Практический: дидактическая игра «Поезд монет»

Наглядные материалы:

Презентация (иллюстрации)

Раздаточный материал: фотокарточки с правилами: «Как правильно относиться к деньгам»

Дидактический материал: игровая атрибутика для дидактической игры «Поезд монет» (карточки – поезда и состава, лента-рельсы, монеты)

Техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки компьютерные.

Педагогическое наблюдение

4.

Тема: «Бюджет, как копить»

Комбинированное занятие, групповое

Словесный (объяснение, рассказ, беседа).

Наглядные (демонстрация дидактического материала, презентация)

Практический: дидактическая игра «Бюджет»

Наглядные материалы:

Презентация (иллюстрации)

Раздаточный материал: схема: планирования бюджета

Дидактический материал: игровая атрибутика для дидактической игры «Бюджет» (предлагаемые товары, монеты по 10 на человека)

Техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки компьютерные.

Педагогическое наблюдение

5.

Тема: «Необходимое и желаемое»

Комбинированное занятие, групповое

Словесный (объяснение, рассказ, беседа).

Наглядные (демонстрация дидактического материала, презентация)

Практический: дидактическая игра «Необходимое и желаемое»

Наглядные материалы:

Презентация (иллюстрации)

Раздаточный материал: фотокарточки разных видов профессий

Дидактический материал: игровая атрибутика для дидактической игры «Необходимое и желаемое» (карточки на магнитах/липучках\гвоздиках)

Техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки компьютерные, мел/фломастер.

Педагогическое наблюдение

6.

Итоговое занятие 

Тема: «Поле-чудес»

Комбинированное занятие, групповое

Словесный (объяснение, рассказ, беседа).

Наглядные (демонстрация дидактического материала, презентация)

Практический: дидактическая игра «Поле-чудес»

Наглядные материалы:

Презентация (иллюстрации)

Раздаточный материал:

Карточки названий команд (Копеечки/Рублики)

Дидактический материал: игровая атрибутика для дидактической игры «Поле-чудес» (книга Феечки, карточки с ответами)

Техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки компьютерные.

Педагогическое наблюдение

Словарь терминологии

к дополнительной общеразвивающей программе

Основы финансовой грамотности: «Путешествие «Феечки-копеечки»

(общекультурный уровень)

Словарь терминов

Деньги 

Это бумажные или металлические знаки как средство

Зарплата

Деньги, которые получает работающий человек за

определенный период времени.

Доходы

Деньги, которые поступают в бюджет.

Расходы

Деньги, которые тратятся из бюджета.

Семейный бюджет

Все доходы семьи, их расход и распределение в течение определенного времени. Любая семья расходует свой бюджет на необходимые траты и желаемые покупки.

Это доходы и расходы денежных средств семьи.

Необходимые траты

Те вещи, без которых человек не может обойтись.

Желаемые покупки

Вещи, которые тебе хочется купить, но ты

можешь без них обойтись.


Приложение. Игры из программы по финансовой грамотности

Дидактическая игра «Денежные пазлы»

Цель: закрепление полученных знаний.

Суть игры: дети собирают пазлы в виде денежных валют (бумажные и железные рубли).

Ход игры: участники получают в конверте свой набор пазл: бумажные рубли и монеты из картона, разделённые на несколько частей. После их задача собрать их и назвать.

Дидактическая игра «Заработай и купи»

Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Суть игры: дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.
Ход игры: участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.


Дидактическая игра «Поезд монет»

Цель: закрепления принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Суть игры: дети распределяют монеты в поезде от большего достоинства к меньшему.

Ход игры: учащимся выдают карточки – поезд и карточки – состава с нарисованными цифрами от 1-10 в разнобой. После того как все ребята осмотрят каждую, то они расставляют их в порядке от большего к меньшему.


Дидактическая игра «Бюджет»

Цель: дать представление о бюджете, доходах, расходах и закрепить умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Суть игры: дети реализуют свой собственный бюджет на свои нужды и требуемое.

Ход игры: учащиеся получают свой собственный бюджет – 10 монет, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные, выбираются педагогом.

Дидактическая игра «Необходимое и желаемое»

Цель: учит распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

Суть игры: дети распределяют потребности на «необходимые» и «желаемые».

Ход игры: учащиеся знакомятся с потребностями представленными картинками на доске. После учащиеся распределяют потребности в две колонки на доске: необходимые, желаемые.

Пример:

1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.
2
Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – желаемые траты.
3
Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.
4
Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине - необходимая трата. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
5
Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима - необходимая трата. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.

Дидактическая игра «Поле-чудес».

Цель: закрепления полученных знаний и подведение итогов

Суть игры: Дети отвечают на вопросы, повторяя и закрепляя знания

Ход игры: Учащиеся делятся на команды (Копеечки/Рублики). Отвечая на вопросы по пройденным темам (вопросы предложены с ответами ниже), команды отгадывают слова, действуя двумя разными командами:

*

В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.

(деньги)

*

На товаре быть должна,
Обязательно...

(цена).

*

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт...

(кассир).

*

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам...

(продавцы).

*

Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает?

(покупатель)
*

Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна.
 

(монета)

*

На товаре быть должна,

обязательна …

(цена)

*

Одно брюхо, четыре уха. 

(кошелек)

*

И врачу, и акробату 

Выдают за труд … 

(зарплату)

*

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. 

(супермаркет)

*

Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? 

(покупатель)

*

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. 

(кассир)

*

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. 

(продавцы


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Список литературы для педагога

  1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с
  2. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. / Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.
  3. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры – Волгоград: Учитель. – 186 с
  4. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
  5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.
  6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. — М.: Вита-Пресс, 2010. — 336 с.

Список литературы для детей и родителей

  1. Шатова А.Д. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет «Тропинка в экономику», 2015. – 176 с.
  2. Гранина С.П., Алексанян К.Г., Коробейникова Л.Д., Курбатова Т.А. Авторская программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом», 2020. – 47 с.
  3. Гальцова А. И. Рабочая программа по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Занимательная экономика», 2020. – 44 с.
  4. Успенский Э. Бизнес крокодила Гены. — М.: Издательский дом «Интерфейс», 1992. 19. Фенько А. Почему так нужны деньги // Психология. 2006. С.

Список интернет-источников

  1. Картотека загадок по финансовой грамотности. Картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа) // Образовательная социальная сеть. nsportal.ru [сайт]. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2022/12/11/kartoteka-zagadok-po-finansovoy-gramotnosti  (дата обращения: 26.08.2023).
  2. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет // Образовательная социальная сеть. nsportal.ru [сайт]. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/16/kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti-dlya (дата обращения: 26.08.2023).
  3. Рабочая программа дополнительного образования «Экономика для малышей» // ИНФОУРОК. [сайт]. - URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-ekonomika-dlya-malishey-3383989.html (дата обращения: 26.08.2023).

Оценочные материалы

Задачи контроля:

  • Направлены на определение уровня теоретической и практической подготовки учащихся по данной программе.
  • Выявление уровня: общеучебных умений и навыков учащихся, учебно- организационных умений и навыков, организационно-волевых качеств, ориентационных и поведенческих характеристик.

Виды контроля, аттестации учащихся:

  • Текущий контроль – проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения;
  • Итоговый контроль - проводится по итогам освоения программы, в форме педагогического наблюдения.

Способы и формы фиксации результатов: карта педагогического наблюдения.

Способы и формы предъявления результатов: карта педагогического наблюдения

На основе всех видов контроля производиться определение степени освоения дополнительной общеразвивающей программы и заполняется карта результатов освоения программы: 100% - 24 балла.

  • -0-6 баллов (0-33%) не выполнение программы;
  • -6-12 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения;
  • -12-18 баллов (50-79%) – средний уровень освоения;
  • -18-24 балл (80-100%) – высокий уровень освоения.


Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение проходит на каждом занятии. По каждому критерию проводиться оценка от 1го до 3х баллов, на основании которых выявляется степень освоения темы занятия:

Определение степени освоения программы: 12 баллов (100%)

  • 0-3 баллов (0-33%) не освоения темы занятия;
  • 4-6 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения;
  • 7-9 баллов (50-79%) – средний уровень освоения;
  • 10-12 баллов (80-100%) – высокий уровень освоения.

Карта педагогического наблюдения

Дата проведения        202        г.        № группы:        

Фамилия, имя учащегося

Знание изученного материала

Способность разрешать ситуации, связанные с деньгами

Умения грамотно излагать свои мысли, соблюдая речевой этикет

Работа в команде

Итого баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вывод

Критерии карты результатов освоения программы

учащегося по дополнительной общеобразовательной программе

Основы финансовой грамотности: «Путешествие «Феечки-копеечки»

п/п

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

1.1. Теоретическая подготовка учащегося

Комплекс теоретических знаний

  • что такое деньги и для чего они нужны, какие бывают деньги, что за деньги купить нельзя;
  • элементарные представления о различных профессиях, специальностях;
  • дать представление о том, что за свой труд взрослые получают деньги;
  • как складывается семейный бюджет;
  • понятия «расходы» и «доходы», какими они бывают, правильное обращение;
  • как планируют бюджета;
  • как распределять потребности на «необходимые» и «желаемые»;

- Минимальный уровень. Учащийся не владеет теоретическими знаниями или владеет менее чем половиной объема данного комплекса. Учащийся не отвечает на вопросы педагога или испытывает значительные затруднения при письменном (устном) ответе. Ребенок часто обращается за помощью к педагогу.

1

Педагогическое наблюдение

- Средний уровень. Учащийся владеет половиной объема теоретических знаний. При письменном (устном) ответе на вопросы учащийся частично опирается на помощь педагога.

2

- Максимальный уровень. Учащийся освоил весь комплекс теоретических знаний. Учащийся практически не испытывает затруднений при письменном (устном) ответе на вопросы педагога. Учащийся способен оказать помощь одногруппникам в воспроизведении информации в рамках разделов учебного плана программы.

3

Владение специальной терминологией

  • осмысленность и правильность использования специальной терминологии: деньги, зарплата, доходы, расходы семейный бюджет, необходимые траты, желаемые покупки;

- Минимальный уровень. Учащийся не владеет специальной терминологией в рамках данной программы или избегает употреблять специальные термины. В воспроизведении определения к какому-либо термину учащемуся требуется значительная помощь педагога.

1

Педагогическое наблюдение

- Средний уровень. Учащийся сочетает специальную терминологию в рамках данной программы с бытовой речью. В воспроизведении определения к какому-либо термину учащийся частично опирается на помощь педагога.

2

- Максимальный уровень. Учащийся осмысленно и правильно употребляет специальные термины. Учащийся знает и понимает определения терминов, которые употребляет в рамках учебных занятий.

3

1.2. Практическая подготовка учащегося

Комплекс умений и навыков

Ребенок умеет:

  • играть в элементарные дидактические игры по финансовой грамотности;
  • элементарно обсуждать бюджет и его планировать;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • распределять потребности на «необходимые» и «желаемые».

- Минимальный уровень. Учащийся не владеет комплексом умений и навыков в рамках программы или владеет менее чем половиной комплекса. Учащийся не стремится освоить комплекс умений и навыком. Учащийся чувствует себя неуверенно при выполнении задания, часто обращается за помощью к педагогу.

1

Педагогическое наблюдение

- Средний уровень. Учащийся владеет половиной комплекса умений и навыков. При выполнении задания учащемуся частично требуется помощь педагога.

2

- Максимальный уровень. Учащийся владеет комплексом умений и навыков. При выполнении задания учащемуся почти не требуется помощь педагога. Учащийся способен оказывать помощь одногруппникам в выполнении практического задания.

3

2.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Учебно-коммуникативные умения

Умение слушать и слышать педагога, взаимодействовать с ним

  •  грамотно излагать свои мысли, соблюдая речевой этикет в пределах возраста;

- Минимальный уровень. Учащийся не адекватно воспринимает информацию, идущую от педагога и его помощь при выполнении задания. Возможно нарушение дисциплины.

1

Педагогическое наблюдение

- Средний уровень. Для восприятия максимального объема информации учащемуся периодически требуется помощь педагога. В большей степени учащийся адекватно реагирует на помощь со стороны педагога при выполнении задания.

2

- Максимальный уровень. Учащийся адекватно воспринимает максимальный объем информации, идущую от педагога. Адекватно, доброжелательно воспринимает помощь педагога при выполнении задания.

3

Умение слушать и слышать сверстников, взаимодействовать с ним

  • развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Минимальный уровень. Учащийся не адекватно воспринимает информацию, идущую от педагога и его помощь при выполнении задания. Возможно нарушение дисциплины.

Средний уровень. Для восприятия максимального объема информации учащемуся периодически требуется помощь педагога. В большей степени учащийся адекватно реагирует на помощь со стороны педагога при выполнении задания.

Максимальный уровень. Учащийся адекватно воспринимает максимальный объем информации, идущую от педагога. Адекватно,        доброжелательно воспринимает помощь педагога при выполнении задания.

2.2. Учебно-организационные умения и навыки

Умение организовать свое рабочее место

  • способность учащегося самостоятельно и быстро готовить свое рабочее место;

- Минимальный уровень. У учащегося возникают значительные трудности в подготовке рабочего места соответственно требованиям педагога. В подготовке рабочего места учащемуся требуется помощь педагога или одногруппников (напоминание, наводящие вопросы).

1

Педагогическое наблюдение

- Средний уровень. Учащийся способен готовить рабочее место соответственно требованиям педагога.  

2

- Максимальный уровень. Учащийся самостоятельно и быстро готовит рабочее место соответственно требованиям педагога.  Способен оказывать помощь одногруппникам в подготовке и уборке рабочего места.

3

3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1. Организационно-волевые качества

Терпение

- способность переносить (выдерживать) учебные нагрузки в течение определенного времени;

- Минимальный уровень. Учащемуся хватает терпения меньше, чем на половину занятия при условии постоянной смены деятельности, исходя из возрастных особенностей учащихся (5-7 лет).

1

Педагогическое наблюдение

- Средний уровень. Учащемуся хватает терпения на половину занятия при условии постоянной смены деятельности, исходя из возрастных особенностей учащихся (5-7 лет).

2

- Максимальный уровень. Учащемуся хватает терпения на все время занятия.

3

Мотивация

  • способность преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий;

- Минимальный уровень. Учащемуся хватает терпения преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий меньше, чем на половину занятия при условии постоянной смены деятельности, исходя из возрастных особенностей учащихся (5-7 лет).

1

- Средний уровень. Учащемуся хватает терпения преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий на половину занятия при условии постоянной смены деятельности, исходя из возрастных особенностей учащихся (5-7 лет).

2

- Максимальный уровень. Учащемуся хватает терпения преодолевать трудности в выполнении учебно-творческих заданий на все время занятия.

3

3.2. Ориентационные качества

- Самооценка

  • способность адекватно оценивать собственные возможности и достижения в рамках данной программы;

- Завышенная самооценка. Учащийся переоценивает собственные возможности в решении какой-либо учебно-творческой задачи и достижения. Учащемуся периодически требуется помощь педагога в корректном понижении самооценки.

1

Педагогическое наблюдение

- Заниженная самооценка. Учащийся недооценивает собственные возможности в решении какой-либо учебно-творческой задачи и достижения. Учащемуся периодически требуется помощь педагога в корректном повышении самооценки.

2

- Нормальная самооценка. Учащийся способен адекватно оценивать собственные возможности и достижения в рамках данной программы. Учащемуся практически не требуется помощь педагога.

3

ИТОГО

максимальное количество  

24 балла

Карта освоения дополнительной общеразвивающей программы

Основы финансовой грамотности: «Путешествие «Феечки-копеечки»

Педагог: Капралова В.П. группа №

учебный период:

Фамилия, имя учащегося

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Результаты освоения программы

(мах 24 балла)

Теоретическая подготовка учащегося

(мах 3 баллов)

Практическая подготовка учащегося (мах 3 балла)

Учебно- коммуникативные умения

(мах 6 баллов)

Учебно- организационные умения

(мах 3 баллов)

Организационно волевые качества (мах 6 баллов)

Ориентационные качества

(мах 3 баллов)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Итого сумма балов по группе

Средний балл (в группе) за учебный период        уровень освоения (        %)        «        »         

Определение степени освоения программы: 24 балл (100%)

  • -0-6 баллов (0-33%) не выполнение программы;
  • -6-12 баллов (33-49%) – низкий уровень освоения;
  • -12-18 баллов (50-79%) – средний уровень освоения;
  • -18-24 балл (80-100%) – высокий уровень освоения.

20     г.          

Аналитическая справка

по итогам карт освоения дополнительной общеразвивающей программы за учебный период          

Педагог: Капралова В.П.

Дополнительная общеразвивающая программа, уровень освоения, часы, группа

Количество учащихся

Средний балл в группе (%

освоения программ ы)

Причины невыполнени я учащимися программы

в группе

полностью освоивших программу (высокий уровень %)

освоивших программу в необходимой степени (средний уровень %)

освоение программы ниже среднего (низкий уровень %)

не освоивш их програм му

(%)

Основы финансовой грамотности: «Путешествие «Феечки-копеечки», общекультурный, 12 часов, группа №

Всего учащихся в объединении:

Выводы

«        »        20     г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Азы финансовой грамотности"

Дополнительная общеразвивающая программа "Азы финансовой грамотности"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год

Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оркестр народных инструментов "Забава"» Возраст обучающихся: 4–7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Оркестр народных инструментов "Забава"» призван развивать интерес детей к эстетической стороне действ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы безопасности» для детей с 3 до 7 лет

Данный вариант Дополнительной общеразвивающей программы «Основы безопасности» для детей с 3 до 7 лет (далее Программа) разработан группой педагогов МБДОУ «Детский сад № 77 «Маш...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» Срок освоения: 6 дней Возраст обучающихся: 5-7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа«Основы финансовой грамотности»Срок освоения: 6 днейВозраст обучающихся: 5-7 лет Разработчик:Капралова Виктория Павловна,педагог дополнительног...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы безопасности» для детей с 3 до 7 лет

Данный вариант Дополнительной общеразвивающей программы «Основы безопасности» для детей с 3 до 7 лет (далее Программа) разработан группой педагогов МБДОУ «Детский сад № 77 «Маш...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы безопасности» для детей с 3 до 7 лет

Данный вариант Дополнительной общеразвивающей программы «Основы безопасности» для детей с 3 до 7 лет (далее Программа) разработан группой педагогов МБДОУ «Детский сад № 77 «Маш...