Доклад "Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Блахова Ирина Ильинична

Доклад об экономическом воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_doklad.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ  ПУРОВСКОГО  РАЙОНА

629860,  Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский  район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. .дом  17,

тел. (34934) 9-18 -54, факс: 9-26-67  E –mail:  urengoiskazka@gmail.com

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Блахова И. И.

пгт. Уренгой

2022 г.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста?

Наверное, потому, что все дети разные и часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальности. Очевидно, что ежедневно ребёнок поневоле встречается в реальной жизни с экономикой и экономическими понятиями, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена», «деньги», «номинал», «купюры», «рубли», «монеты», «финансы» и т.д. Дети быстро впитывают атмосферу новой реальности и адаптируются к ней. Поэтому, в изменяющихся условиях современной общественной жизни, непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ведь экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом, школой и дальнейшей взрослой жизнью.

Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности.

Главная задача воспитателя – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного роста и развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «я», а именно: играм, занятиям, носящим интегрированный характер, позволяющим знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и особенно с занятиями по формированию элементарных математических представлений, так как экономика тесно связана с миром цифр, математических действий и терминов. Использование разнообразных форм работы по экономическому развитию дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и сделать процесс познания экономики интересным и доступным.

Основная форма такого обучения экономике – игра. Сделать экономику понятной помогут такие формы работы, как: квесты, игры-путешествия, викторины, КВНы где моделируются реальные жизненные экономические ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции, обмена денег и т.д. На занятиях уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения, навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в тоже время содержательные задания: отгадывание математических кроссвордов и ребусов, разыгрывание экономических ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе таких занятий, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает способности. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя разнообразные способы и средства.

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается. Под обогащенной развивающей средой понимаются естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими игровыми материалами, в том числе и по экономическому развитию. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Первая ступень – возраст 5 до 7 лет.

В это время главные детские черты – любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом – огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желание от потребностей.

Методы и приемы обучения экономическому воспитанию старших дошкольников.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации:

1) Математическое развитие.

Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения. Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

2) Решение проблемной ситуации.

Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

3) Чтение художественной литературы.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.

Усвоение детьми экономических знаний осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

  • «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»;

Вывод следующий: чтобы не оказаться в подобном положении, нужно думать о своем будущем, в том числе о старости. Ведь никому еще не помогла «золотая рыбка», а денежное благополучие в пожилом возрасте — результат собственного упорного труда.

  • «Три поросенка»;

Мораль в том, что качество превыше экономии. Вклад в работу, усердие в ее выполнении – залог финансовой стабильности в будущем. Ведь все должны знать, что «скупой платит дважды».

  • «Золотой ключик, или приключения Буратино»;

Поучительная история. Еще ни одно подобное «поле» не помогало разбогатеть. Все успешные люди заработали свои капиталы трудом и упорством. И не стоить верить обещаниям подобных коту Базилио и лисе Алисе.

  • «Муха – Цокотуха»;

Поучительная сказка говорит о том, что не нужно тратиться на ненужные безделушки только ради того, чтобы понравиться сомнительным «паукам». К слову, секрет успеха многих бизнесменов – в экономии и умении тратить денежные средства с умом. Достаточно взглянуть на одежду именитых миллионеров – большинство одето более чем просто. Именно этому и учит «Муха Цокотуха».

  • «Репка».

История учит важности коллективного труда. Каждый успешный бизнес держится не только за счет его руководителя. Это всегда заслуга коллектива – слаженного механизма, в котором важно каждое звено.

Сказки – это кладезь мудрой информации для ребенка. И как можно убедиться, они учат не только полезным качествам (честности, трудолюбию, доброте и так далее), но также могут подсказать младшему поколению основы финансовой грамоты и, если разобраться, массе других наук.

4) Дидактические игры.

В дидактических играх «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки», «Кем быть?» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний

5) Сюжетно-ролевые игры.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно- ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

6) Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

7) Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.

8) Работа с родителями.

Для знакомства родителей с экономическими понятиями и явлениями был использован уголок экономических понятий.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Потому как именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для воспитанников, но и для педагогов.   Предлагаем вашему вниманию  некоторые игры по финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...