Проблемный семинар «Оборудование центра «Копеечка» по программе финансового воспитания дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Цель: Оказание методической помощи педагогам, реализующим программы финансового воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проблемный семинар «Оборудование центра «Копеечка» по программе финансового воспитания дошкольников»

#1075;.

Провели на базе МАДОУ детского сада «Ивушка»: Епифанова С.Ю., заместитель по ВМР, Гуреева Н.В., воспитатель.

Цель: Оказание методической помощи педагогам, реализующим программы финансового воспитания.

План:

  1. Презентация «Оборудование центра «Копеечка» по программе финансового воспитания дошкольников».

2 сл.

Актуальность.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье.

Познакомить детей с азами финансовой грамотности, научить распоряжаться деньгами и учить отвечать за свои решения, готовя будущего гражданина общества, является главной целью нашей работы. Именно на это нацелены задачи федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Для этого ребенку нужна понятная (зримая и осязаемая ) опора!

3 сл

Особенности организации предметно-пространственной среды

В ходе реализации Программы предлагается:

  • размещение в предметно-развивающей среде наглядных пособий с изображением опорных образов Нормы, как сигналов-напоминаний. Многократно повторяющийся эффект узнавания воспитанниками гармоничных визуальных образов норм, правил, моделей финансового воспитания в различных контекстах создает зону психологического комфорта, является стабилизирующим фактором психоэмоционального состояния, способствует усвоению материала Программы.
  • Организация центра фиинансового воспитания «Супермаркет «Копеечка», неотъемлемыми атрибутами которого являются:

-Система игровых критериев- 4 персонажа;

-Настенные панно с визуальными метафорическими образами норм и правил на духовно-нравственных принципах;

-Игры поколения «Норма плюс»на визуализацию абстрактных понятий.

4 сл.

Педагогические возможности игрового центра «Супермаркет «Копеечка».

Организация и оборудование центра Копеечка должны обеспечить возможность осуществлять финансовое воспитание детей с применением универсальной визуальной основы (зримых образов нормы и не нормы поведения). Это дает возможности для педагога:

  • моделирования, проигрывания, наблюдения и фиксации социально значимых ситуаций, связанных с денежными отношениями, финансовой стороной жизнедеятельности человека;
  • обсуждение и интерпритация проигрываемых финансовых ситуаций;
  • эффективного закрепления визуальных образов норм и моделей финансового поведения, а также полученных впечатлений в разных формах художественной и самостоятельной игровой деятельности.

Четкое соблюдение финансово-педагогического подхода к оборудованию данного игрового центра позволит детям:

  • ощущать значение в жизни человека труда и достойного источника доходов;
  • подтверждать многократно на практике неразрывную связь материального и духовно-нравственного;
  • видеть развитие и рост мастерства, как обязательное условие благополучия человека;
  • проводить самооценку уровня своего мастерства в различных аспектах внутригрупповых взаимодействий;
  • наблюдать изменения (положительные и/или отрицательные) в собственном поведении и проводить, в случае необходимости, самокоррекцию с применением визуальных образов норм и правил взаимодействия.

5 сл.

Дидактическое обеспечение программы финансового воспитания позволяет выделить и оформить в центре информационный раздел, в который входят книги с иллюстрациями, обучающие раскраски и рабочая тетрадь по финансовому воспитанию для детей.

Сказка, как литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Раскраски позволят глубже осознать детям тему, реализовать творческий потенциал. Через работу в тетрадях по решению проблемных ситуаций, задач (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.

6 сл.

Комплекты демонстрационных панно, необходимых для проведения занятий по всем темам. Панно «Доска почета. Наши герои» позволяет ребенку оценить свои поступки и выбрать свое место на доске почета: бережет время, поддерживает чистоту, соблюдает меру, ценит отношения.

7сл.

Готовый раздаточный материал.

8 сл.

Наполнение и обновление игрового центра происходит в соответствии с каждым модулем: 1. Знание, труд и мастерство, 2. Древо денежной системы РФ, 3. Деньги, время и счет.

9сл.

В игровой центр финансового воспитания «Супермаркет

«Копеечка» рекомендовано включить, помимо традиционных те- матических игрушек (кассы, весы, товары и прочая атрибутика), дидактические игры, наглядные пособия Программы.

Центр украсит комплект «Награды и поощрения»: вымпелы, декоративная растяжка, наклейки «Фея Копеечка». Подтолкнет детей на достижения, проявление самостоятельности и инициативы.

10 сл.

Основной формой обучения выступает игра, как ведущий вид деятельности.

Прежде всего, это сюжетно - дидактические и сюжетно-ролевые игры. В них моделируются реальные жизненные ситуации: покупка и продажа товаров, изготовление товаров, оказание услуг.

Такая игра как "Профессии" помогает понять детям смысл труда, позволят воспроизвести трудовые процессы взрослых.

Атрибуты для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет «Копеечка" и др. создают наиболее благоприятные условия для формирования экономических знаний, общения детей.

11 сл.

В игре «Сбербанк» дети смогут овладеть финансово-экономическими понятиями :

-Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата.

-Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет.

-Сбережения, копилка, кошелек.

-План, экономия.

-Потребность, капризы, желание, возможность.

12 сл.

Лэпбуки знакомят детей с историей денег, с товарами, профессиями, денежными знаками других стран.

13 сл.

Лэпбуки: «Семейный бюджет» и «Финансовая грамотность» знакомят с экономическими терминами, содержат интересные загадки и ребусы», особенностями семейного бюджета.

14 сл.

Реализуя проект «История кошелька», дети с родителями и педагогами создали мини-музей «Кошелек». В него вошли кошельки с 1980г. Ребята изготовили кошельки в технике «оригами» и решили с родителями изготовить кошельки, которые были в старину.

15 сл.

Так же в результате еще одного проекта возник мини-музей «История Копеечки». В мини-музеи дети знакомятся с деньгами разных эпох и стран; с монетными дворами России.

Экспонатами музея являются: денежные купюры; монетки древнего Рима на липучках; коллекции монет; денежная карта России.

16 сл.

На денежной карте России с помощью монет можно изучить не только города нашей страны, но и их историю.

На ней представлены памятные монеты, выпускаемые Центральным Банком России:

-Памятные монеты «Древние города России»,

-«Города воинской славы»

-«Города трудовой доблести».

17-23 сл.

Комплект дидактических игр дает возможность решать задачи 3х модулей на занятии.

24 сл.

Создавая центр финансовой грамотности, мы применяли технологию «говорящей среды». «Говорящая среда» — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка». Дети с интересом создают «Азбуку темы». Рисуют или пишут в таблице ответы напротив своего имени. Уже создали «Азбуку темы» по таким вопросам: «Как стать мастером своего дела», «Как я распоряжаюсь карманными деньгами», «Мой рост» (по теме «Я расту и созреваю»).

25 сл.

В дидактический комплект программы входит набор ростомеров. Дети отмечают свой рост и записывают рядом с ростомером в таблицу.

26 сл.

Так же хочется познакомить с еще одной современной технологией, используемой нами для создания «Говорящей среды» на экономическом содержании- мудборд.

Мудборд (от англ. mood board) объединяет характеристики восприятия и переработки информации (умственной, логической, образной и зрительной.

Термин «мудборд» пришел к нам из мира дизайна, и в дословном переводе означает «Доска настроения».

Мудборд – как элемент предметно-развивающей среды:

-подвижное, легко изменяемое пространство;

-как пространство для активного исследования и решения задач;

-как пространство для самовыражения.

Мудборд является ярким элементом предметно- пространственной развивающей среды, позволяющий организовывать успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей. Он является продуктом детской деятельности, отвечает требованиям для объемного запоминания информации, которая воспринимается как целостный зрительный образ и параллельно активно обсуждается и дополняется в словестной форме.

Мудборды можно составлять с детьми на разные темы, например «Что можно и нельзя купить за деньги». Дети рисуют рисунки, пишут, вырезают или находят в интернете с педагогом картинки и прикрепляют их на доску разными способами (ленты, прищепки, магниты, липучки...)

27 сл.

Мудборды по темам «Как экономим деньги», «Из чего состоит наша покупательская корзина».

28 сл.

В Мудборде на тему «На что бы ты накопил карманные деньги», интересны ответы детей:

на путешествие

на помощь приюту для животных

на билеты на море

телевизор бабушке

помощь бедным

на шубу для мамы

на корм для животных

на продукты

на помощь участникам СВО.

Ответы детей показывают, что дети обдумывали свои ответы и не хотели тратить свои деньги на безделицу. Педагогом проводилась беседа с детьми о том, что деньги могут приносить пользу людям, животным, природе.

29 сл.

Создание мудбордов помогает решению следующих задач:

Обобщение материала.

Актуализации имеющихся знаний по выбранной теме.

Выявление недостающих знаний.

Изучение новой информации.

Закрепление полученных знаний.

Систематизация информации по теме.

Планирование проектной деятельности.

Презентация проекта.

Поэтапное накопление информации.

Алгоритм создания мудборда

Выбор темы, главной мысли, идеи.

Активный диалог. Обсуждение всех ассоциаций, идей, мнений, связанных с темой.

Обсуждение цветовой палитры, ассоциирующейся с выбранной темой.

Подбор или создание главных изображений (отражающих большинство ассоциаций), иллюстраций, фотографий и второстепенных (дополняющих главные изображения)

Подбор фраз, цитат, раскрывающих идею в соответствии с целью создания мудборда.

Выбор фактур, для создания тактильного эффекта.

Преимущества использования мудбордов:

Наглядность

Легкость составления

Привлекательность составления для детей

Альтернатива выбора поверхности для мудборда

Малые временные затраты на заполнение

Развитие ассоциаций различных видов

Концентрация внимания на главных элементах темы

Развитие коммуникативных навыков

Развитие творческих способностей

Краткость представления большого количество информации

Быстрая запоминаемость информации в графическом виде

Развитие логического и образного мышления, памяти, воображения

Прослеживание логических взаимосвязей всех конечных направлений

Возможность пересмотра, изменения, дополнения через некоторое время и при получении новых знаний.

Такие современные технологии, как «лэпбук», «мини-музей», «говорящая среда», «мудборд», можно использовать при создании игровой среды вне зависимости от программы. Необходимую вам тему всегда можно провести через эти технологии.

30 сл.

Конечно же в среде должны найти отражение детские работы по проектной деятельности в рамках программы. Для этого предлагаются комплекты наглядно-дидактических пособий «Что дает профессия?» и «Секреты денежных отношений», так же Детско-родительский проект раскрасок.

31 сл.

Диагностический материал программы состоит из методического пособия

«Мониторинг к программе «Дети и денежные отношения» и карточек для оценивания.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)

Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)...

Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-6 лет

Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...

Программа окружного семинара «Организация проектной деятельности педагогов по экологическому воспитанию дошкольников для участия и побед в грантовых конкурсах»

Программа окружного семинара  «Организация проектной деятельности педагогов по экологическому воспитанию дошкольников для участия и побед в грантовых конкурсах»...