Проект Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста.
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Страхова Татьяна Сергеевна

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansy.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Актуальность

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний, необходимый для оценки ситуации и принятия решений относительно финансов, то есть денежных средств. Это возможность вести учет доходов и расходов, избегать задолженностей, планировать бюджет и создавать сбережения. Для взрослых – ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами и использовать накопительные и страховые инструменты.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, но пока еще на житейском уровне.


К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

    Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.  

Проблема

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.

Планируемые результаты: 

• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.

Работа с родителями.

Мною предлагается проведение недели Финансовой грамотности, для повышения уровня экономических представлений дошкольников. И приурочить ее к Дню Финансистов в России  - 8 сентября.

Неделя финансовой грамотности, где будут реализованы:

Картотека игр:

«Денежный поток».

«Монополия».

«Бюджет моей семьи».

«Магазин самообслуживания».

«Назови профессии».

«Какие бывают доходы».

«Что быстрее купят?».

«Магазин игрушек».

«Чья это продукция?».

«Угадай, где продаются».

«Реклама чайника».

«Школа банкиров».

«Реклама чайника».

«Школа банкиров».

НОД «Деньги»

Задачи: познакомить детей с деньгами являются не только банковские «бумажки», но и металлы, чеки, а также какие виды переводов существуют. Таким образом можно сделать вывод о том, что деньги – это всемирный эквивалент.

НОД «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности»

Задачи: познакомить детей с понятием «потребность», познакомить с бытом древних людей. Уточнить каковы потребности у первобытных людей.

НОД «Наши потребности»

Задачи: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

 НОД «Семейный бюджет и дети»

Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Физминутка

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять - будем денежки считать.

Один и два оплатим дом,

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду.

На четвёртую монетку купим есть и пить.

Ну а пятую пока

Спрячем на донышке кошелька!

НОД Художественное творчество 

Оригами «Портмоне»

Конструирование «Копилка»

Теснение фольгой «Серебряные монеты»

Рисование «Моя профессия»

Встречи с интересными людьми

Цель: формировать у детей понятия о «трудовой деятельности»

Создание сборника дидактических игр в книге на липучках

«Финансовая грамотность»

Сюжетно – ролевые игры

«Магазин», «Аптека», «Банк», «Семья», « Рекламное агенство».

Детские сказки о деньгах

Ш. Перро «Кот в сапогах».

«Как старик корову продавал».

А. Н. Толстого «Золотой Ключик, или Приключения Буратино».

Сказки Г.Х.  Андерсена «Серебряная монета».

Сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»

«Деньги всякие нужны»

(с составлением сковорода по загадкам).

  1. Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета).

  1. Как не берегутся, а растратится. (Деньги).
  2. На товаре быть должна

Обязательна … (цена).

  1. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (кассир).

  1. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (продавцы).

Просмотр мультфильмов

С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

Экскурсии (в том числе и виртуальные)

«Дом, где живут деньги» экскурсия в банк.

Знакомство с банкоматом. Экскурсия в банк или магазин.

С помощью родителей создать альбомов

«История денег разных культур»

«Деньги России разных эпох»

Консультации и рекомендации для родителей

Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье»

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

«Экономические игры для детей: учимся обращаться с деньгами»

«Правила карманных денег»

«Советы финансового воспитания»

Итог проекта:

Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.

Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.

  • Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
  • Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
  • Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...