Программа кружка "Финансовая грамотность"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Татьяна Николаевна Ярыгина

Программа кружка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на  образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети.

Поэтому. одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности.

 А что же такое экономика? Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен  и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.

Детей интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них. Самыми распространёнными среди них являются: потребность — возможность, товар — цена, работа — заработная плата, банк — валюта и др. Самыми «непонятными» — всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег. Очень часто в речи детей можно слышать слова: «реклама»,  «валюта»«обмен»«бизнесмен»«рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего  быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт, которые потом подкрепляет в игровой деятельности в д/саду и дома. Ввести дошкольника в мир экономики просто необходимо.

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности, как взрослых, так и детей.

Мы становимся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа  жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

  Психологи утверждают, что у детей именно старшего дошкольного возраста появляются новые произвольные психические процессы развития памяти, внимания, восприятия и игра достигает высокого уровня развития, где пятилетки воспроизводят не только мир взрослых, но и отношения между ними именно в этом возрасте.

Поэтому пятилетнему ребенку становится под силу усвоить сложные понятия, такие как «семейный бюджет» (доход и расход, деньги, цена, валюта разных стран, реклама и другие.

Но, при этом как быть, если современные дети начинают интересоваться вопросами финансовой грамотности гораздо раньше, например с 4-х лет.

Играя с детьми, общаясь с ними мы стали понимать, что в их обиходе всё чаще можно было услышать слова таких экономических категорий, как «труд»«товар»«деньги», а позднее «потребности»«бюджет», и то, что самыми «непонятными» для них— всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся ему игрушку, почему дома нет денег и т. д.

Ситуация по экономическому образованию детей,  начала складываться у нас в начале  учебного года средней группы.

Стало понятно, что очень важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Поэтому  организованная работа по финансовой культуре поможет ребёнку развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества.

И чтобы начать формировать правильные первичные представления об экономических категориях у наших воспитанников, был разработан  план мероприятий работы с детьми нашей средней группы.

Целью которого является: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 4-5 лет.

Задачи:

- познакомить детей с трудом разных профессий и его результатами;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Комплексно-тематический план работы с детьми 4-5 лет

по формированию основ экономических представлений.

на 2023- 2024 учебный год (средняя группа)

Ноябрь: «Без труда нет жизни на земле.»

1.Труд-основа жизни. Разбор проблемных ситуаций «Труд в сказках». Отгадывание загадок о труде.

2.Работать и зарабатывать. Д/игра «Кто как работает?».

3.Все работы хороши, выбирай на вкус.  Составление коллажа «Все профессии важны, все профессии-нужны» .Викторина «Угадай профессию».

4. Чтение и обсуждение сказки «Три поросенка».

 

Декабрь: «Что такое деньги?»

1.Как придумали деньги. Эволюция денег. Загадки. Муха-Цокотуха (отрывок)  обсуждение.

2.Какие бывают деньги , как выглядят и откуда берутся. На примере настоящих денег. Рисование придуманных денег.

3.Как деньги попадают к нам в дом ..Игровое занятие- обсуждение «Как потопаешь ,так и  полопаешь».

4. Где живут деньги. Игра «Денежкин домик».

Январь: Покупаем, продаем и обмениваем.

1.Потребности и желания. Про капризного Артема чтение рассказа и обсуждение. Загадки.

2.Где покупают и продают разные товары. Игра «Где что купить?»

3.Стоимость и цена товара .Игровое занятие «Сколько это стоит?»

4.Выгодно-невыгодно.Игра «дорого-дешево,выгодно –невыгодно». Рассказ «Как старик корову продавал» обсуждение.

Февраль: Тратим разумно сберегаем и экономим.

  1. Тратим разумно и экономим .Игра «Деньги получили- ерунды накупили». Пословицы и поговорки.

2.Копим и сберегаем. Обсуждаем что такое копить и сберегать.

  1. Мини спектакль «День рождения».

3.  Рассматривание картинок «На что тратятся деньги».

 Д/игра «Доходы и расходы».

Март: «Что такое банк?»

1. Сюжетно-ролевая игра «В банке».

2.  Просмотр видеофильма «Один день из жизни банка»

3.Занятие с банкоматом.

Апрель: Учимся планировать.

  1. Игры «План на следующий день», «План покупок».

2.Сделал дело-гуляй смело. Решаем ситуационные задачи.

3.Ставим цели.Игровое занятие «Наши цели».

4. Богатство и бедность.Игровое занятие «Что нельзя купить.»

 Дидактические игры:

«В магазине»;

«Подбери монету к товару»;

«Кто как работает?»;

«Четвертый лишний»;

«Разложи товар»;

«Профессии моих родителей»;

«Помоги семье купить продукты»;

«За покупками»;

«Доходы и расходы» и др.

 Сюжетно-ролевые игры:

- «Магазин «Продукты»;

- «Магазин «Игрушек»;

«Автобус»;

«На почте»;

«В Банке» и др.

Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука финансовой грамотности.» «Уроки тетушки Совы».

Работа с родителями: Папки –передвижки ,пособие «Финансовая культура в семье», тематические памятки для родителей на странице группы, анкетирование.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО ,утвержденным приказом Минобрнауки России№ 1155-ФЗ от 17.10.2013г.

Список литературы :

1.Рассуждаем и решаемЛ.В.Стахович,Е.В.Семенкова,Л.Ю.Рыжановская.-М:ВИТА-ПРЕСС,2019

2.Играем вместе .Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова ,Л.Ю.Рыжановская.

М:ВИТА-ПРЕСС,2019

3.Читаем и обсуждаем. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю.Рыжановская.

М:ВИТА-ПРЕСС,2019

4.Говорим с детьми о финансах. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. М:ВИТА-ПРЕСС,2019

5.Методические рекомендации для воспитателя. Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю.Рыжановская. М:ВИТА-ПРЕСС,2019

П.Рамонь        2023-2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги"

Занятие по программе финансовой  грамотности  дошкольников "Дом, где живут деньги" .Занятие виртуальное путешествие в банк с использованием демонстрационного материала книжки- раск...

Рабочая программа Финансовая грамотность

Рабочая программа "Финансовая грамотность"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2019-2020 учебный г...