Проект «Счётики» по финансовой грамотности для детей 4-5 лет
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Павленко Наталья Викторовна

Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия, рекомендуется использовать театральные постановки, настольные, дидактические, сюжетно-ролевые игры в группе из трех-пяти сверстников. Познакомить с новыми понятиями через сказки, загадки, пословицы, а также разбора различных ситуаций и т.д.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_schyotik_fin_gram_srednyaya_gruppa.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»  (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;

телефон: 53-00-16; E-mail:dselochka@nadym.yanao.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001

Проект «Счётики»

по финансовой грамотности

для детей 4-5 лет

        Разработчик: Павленко Н.В

г. Надым

2022

Содержание

  1. Паспорт проекта _________________________________________3
  2. Пояснительная записка____________________________________4
  3. Цели и задачи проекта____________________________________ 5
  4. Ожидаемые результаты ___________________________________6
  5. Форма и методы организации______________________________ 6
  6. Этапы реализации проекта_________________________________7
  7. Перспективное планирование реализации проекта с детьми_____ 8
  8. Взаимодействие с родителями_____________________________ 10
  9. Информационно – методическое обеспечение проекта_________12


Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Счётики»

 Нормативная

  база

 Конституция  РФ  (принята  всенародным  голосованием 12.12.1993 г.) Федеральный  закон  «Об  образовании  в  Российской Федерации»  (Федеральный  закон  РФ  от  29  декабря  2012  г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);  «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.  Стратегия  повышения  финансовой  грамотности  на  2017-2023 г

Руководитель проекта

воспитатель

Участники проекта

дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Проблема проекта

Недостаточная сформированность  представлений у детей об экономических понятиях, элементарных представлений по финансовой грамотности.

Цель проекта

содействовать формированию основ финансовой грамотности у детей среднего  дошкольного возраста через игровую деятельность   в контексте ФГОС ДО.

Задачи проекта

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

-  активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.

 - развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. -  развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.  

- воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.

Сроки реализации проекта

1 год. 

Этапы реализации проекта

1 этап – Организационный

2 этап – Практический

3 этап – Заключительный

Ожидаемые результаты

- дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

- активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-  получат представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.

 - родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Предполагаемые продукты проекта

- Леп- бук альбом «Финансовая грамотность»;

- Леп-бук мини альбом «Монеткина в мире денег»;

- Картотека сказок по финансовой грамотности для детей;

- Кейс игр «Финансовая грамотность познаётся, играя!»;

- Папка- передвижка «Пословицы, поговорки, загадки для детей»;

- Ширма- памятка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

- Альбом сказки для детей «Читайка- познавайка!»;

- Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Территория реализации проекта

МДОУ «Детский сад «Ёлочка» города Надыма»

  1. Пояснительная записка

          Финансовая грамотность для детей - это понимание экономических процессов и формирование правильного отношения к деньгам в будущем.  

  Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.  Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины.

  По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дети с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинают чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, они могут ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение.  Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.    

     Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия, рекомендуется использовать театральные постановки, настольные, дидактические, сюжетно-ролевые игры в группе из трех-пяти сверстников. Познакомить с новыми понятиями через сказки, загадки, пословицы, а также разбора различных ситуаций и т.д.    

          Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей. развивающей среды.

  Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.  Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Счётик». Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развития.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

- Содействовать формированию основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность   в контексте ФГОС ДО. 

Задачи:

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

-  Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.

 - Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. - Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.  

-Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.

- Совершенствовать коммуникативные качества детей;

- Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.

В основу проекта положены следующие принципы:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-  принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; -

-  принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

- реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

  1. Ожидаемые результаты

- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

-Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

- Получат представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.

 - Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Возраст детей

- В реализации проекта участвуют дети средней группы, возраст 4-5лет

Продолжительность проекта:

- Продолжительность проекта составляет 1 года.  

1.3.         Форма и методы организации

Словесные методы

беседа,

объяснение,

рассуждение,

 чтение и обсуждение художественной литературы,

пояснение и др;

Наглядные методы

наблюдение,

рассматривание предметов,

плакатов,

зарисовок,

картин,

иллюстраций и др;

Практические методы

 Игры настольные,

Игры дидактические,

сюжетно-ролевые игры,

игровые упражнения,

игровые ситуации,

игровые приёмы,

интерактивные театральные мини-постановки и др;

  1. Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап:

Организационный

1.Определение темы проекта.

2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

3.Разработка плана реализации проекта.

1.Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративные материалы, дидактические игры.  

2.Диагностика детей.

3. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды.

4. Разработка перспективного плана рабы с детьми.

Сентябрь

Октябрь Ноябрь

2 этап:

Практический

1.Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

2. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

3.Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Декабрь Январь Февраль

3 этап:

Заключительный

1.Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей Изготовление - «Копилки-кубышки»;  

2. Альбом сказки для детей «Читайка- познавайка!»;

3. Ширма- памятка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

4.Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

5. Кейс игр «Финансовая грамотность познаётся, играя!»;

6. Леп- бук альбом «Финансовая грамотность»;

7. Леп-бук мини альбом «Монеткина в мире денег»;;

8. Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

9. Папка- передвижка «Пословицы, поговорки, загадки для детей»;

Март Апрель

Май

Перспективное планирование реализации проекта с детьми

  № п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

Сроки

1

    2

     3

   

      4

Беседа- ознакомление «Азбука

финансов»

 

Леп бук -альбом «Как появились деньги»

«Сказка про то, как на Руси рубль появился»

Беседа о профессиях мам и пап.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Дать детям представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.

Дать детям первоначальное представление о происхождении денег.

Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, общественном значении

              Октябрь

5

6

    7  

   

    8

Информ- беседа «Почему все взрослые работают?»

Чтение

«Лисичка со скалочкой».

 Загадки про деньги и про монеты для детей

Информ-разъяснение «Когда продукт труда превращается в товар»

Беседа о необходимости

трудиться. Знакомство с экономическим понятием «труд». 

Знакомство с экономическим

понятием «бартер (натуральный обмен)».

Формировать представление о деньгах.

 

Познакомить с понятием «товар».

Ноябрь

   9

    10

 

   

    11

 12

«Сказка Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»

Рассматривание рекламных буклетов (детского содержания).  

Беседа-рассуждение

Игровая ситуация «Рекламное агентство»

Формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности

Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей».

Уточнять знания детей о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.

Способствовать возникновению желания попробовать себя в роли художника – дизайнера, который придумывает эскизы к рекламе.

Декабрь

13

14

   15

Настольные дидактические игры лото «Супермаркет», «Магазин продуктов»

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»

Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности

Упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание. 

 Формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок)

Январь

16

   17

   

    18

    19

Беседа «Зачем человеку деньги?»

Рассматривание лепбук – альбома «Монетка в мире денег»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Квест- игра

«Поможем Мухе-Цокотухе!»

Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека.

Закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (марка, гривна, песета, фунт, доллар, крона, лира, евро).; активизировать словарный запас детей.

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая        собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

Февраль

20

    21

   

    22

Беседа «Деньги разных стран»

Сказка «Хранители бюджета»

Рисование в нетрадиционной технике  

«Монета для Мухи- Цокотухи»

Познакомить с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран.

Закреплять формировать представление детей о ценности денег, понятие о назначении денег.

Закрепить умение детей наносить штрихи в одном направлении, способствовать воспитанию усидчивости, выдержки.

Март

23

   24

   25

Игра-викторина

«Что быстрее купят?».

Дидактическая игра «Что мне нужно в магазине?»

Сказка «Как братья разбогатели»

Развивать умение детей устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Закрепить понятия заработная плата.

Апрель

26

   27

   

   

     28

Загадки про деньги и про монеты для детей 

Деловая игра «Сказочный рекламный агент»

Совместная работа с детьми по изготовление

«Копилки-кубышки»;  

Формировать умение детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в

сапогах».

Формировать у детей творческое мышление, способствующее раскрытию творческих способностей ребенка с помощью техники скрапбукинг.

 Май

  1. Взаимодействие с родителями

Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье.

Формы работы с родителями:

1.  Встречи с родителями, беседы, анкетирование.

2.  Оформление информационных стендов, памяток.

3.  Собрания, консультации, мастер-классы.

4.  Презентации для родителей.

   №

                                  Содержание работы

Сроки

   

    1

 

Консультация для родителей «Дошкольник и экономика»

 Анкетирование опросы,

тестирование,

личные беседы

Конкурс детско- взрослого рисунка «Магазин моей мечты»

- Ширма- памятка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2

Видео- лекций «Дети и финансы!»

 Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

Декабрь

Январь

Февраль

3

Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников

Проведение маршрутов выходного дня: банкомат, торговый центр, магазин

Фото –выставка «Мой поход в магазин»

Март

Апрель

 Май

  1. Информационно – методическое обеспечение проекта:

  1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита- пресс, 2016. 336 с.
  2. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. No 8.
  3. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
  4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приложение1

Вопросы для анкетирования родителей:

  1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да Б) нет

В) не знаю

  1. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да Б) нет

В) иногда

  1. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

А) да

Б) нет

В) иногда

  1. У Вашего ребенка есть копилка?
  2. А) да

Б) нет

  1. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да Б) нет

В) не знаю

 

Мы установили, следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на анкетные вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.

Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю; низкий уровень – нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы

АктуальностьНизкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестицион...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

Проект по формированию финансовой грамотности детей 4-5 лет «Дети и деньги»

Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков , понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека.Формировать представления детей о деньгах, как средстве...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Проект по формированию финансовой грамотности детей 4-5 лет "Дети и деньги"

Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков , понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека....