Проект «Счётики» по финансовой грамотности для детей 4-5 лет
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия, рекомендуется использовать театральные постановки, настольные, дидактические, сюжетно-ролевые игры в группе из трех-пяти сверстников. Познакомить с новыми понятиями через сказки, загадки, пословицы, а также разбора различных ситуаций и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)
ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;
телефон: 53-00-16; E-mail:dselochka@nadym.yanao.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001
Проект «Счётики»
по финансовой грамотности
для детей 4-5 лет
Разработчик: Павленко Н.В
г. Надым
2022
Содержание
- Паспорт проекта _________________________________________3
- Пояснительная записка____________________________________4
- Цели и задачи проекта____________________________________ 5
- Ожидаемые результаты ___________________________________6
- Форма и методы организации______________________________ 6
- Этапы реализации проекта_________________________________7
- Перспективное планирование реализации проекта с детьми_____ 8
- Взаимодействие с родителями_____________________________ 10
- Информационно – методическое обеспечение проекта_________12
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Счётики» |
Нормативная база | Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26); «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г |
Руководитель проекта | воспитатель |
Участники проекта | дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников. |
Проблема проекта | Недостаточная сформированность представлений у детей об экономических понятиях, элементарных представлений по финансовой грамотности. |
Цель проекта | содействовать формированию основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО. |
Задачи проекта | - развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; - активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др. - развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. - развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. - воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др. - совершенствовать коммуникативные качества детей; - познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности. |
Сроки реализации проекта | 1 год. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – Организационный 2 этап – Практический 3 этап – Заключительный |
Ожидаемые результаты | - дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. - активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). - получат представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда. - родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. - педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. |
Предполагаемые продукты проекта | - Леп- бук альбом «Финансовая грамотность»; - Леп-бук мини альбом «Монеткина в мире денег»; - Картотека сказок по финансовой грамотности для детей; - Кейс игр «Финансовая грамотность познаётся, играя!»; - Папка- передвижка «Пословицы, поговорки, загадки для детей»; - Ширма- памятка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста; - Альбом сказки для детей «Читайка- познавайка!»; - Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций; |
Территория реализации проекта | МДОУ «Детский сад «Ёлочка» города Надыма» |
- Пояснительная записка
Финансовая грамотность для детей - это понимание экономических процессов и формирование правильного отношения к деньгам в будущем.
Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины.
По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дети с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинают чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, они могут ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.
Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия, рекомендуется использовать театральные постановки, настольные, дидактические, сюжетно-ролевые игры в группе из трех-пяти сверстников. Познакомить с новыми понятиями через сказки, загадки, пословицы, а также разбора различных ситуаций и т.д.
Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей. развивающей среды.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Счётик». Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развития.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- Содействовать формированию основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.
Задачи:
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. - Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
-Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.
В основу проекта положены следующие принципы:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; -
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
- Ожидаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
-Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Получат представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.
- Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Возраст детей
- В реализации проекта участвуют дети средней группы, возраст 4-5лет
Продолжительность проекта:
- Продолжительность проекта составляет 1 года.
1.3. Форма и методы организации
Словесные методы | беседа, объяснение, рассуждение, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др; |
Наглядные методы | наблюдение, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др; |
Практические методы | Игры настольные, Игры дидактические, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые ситуации, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др; |
- Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап: Организационный | 1.Определение темы проекта. 2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме. 3.Разработка плана реализации проекта. 1.Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративные материалы, дидактические игры. 2.Диагностика детей. 3. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды. 4. Разработка перспективного плана рабы с детьми. | Сентябрь Октябрь Ноябрь |
2 этап: Практический | 1.Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. 2. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; 3.Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. | Декабрь Январь Февраль |
3 этап: Заключительный | 1.Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей Изготовление - «Копилки-кубышки»; 2. Альбом сказки для детей «Читайка- познавайка!»; 3. Ширма- памятка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста; 4.Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта; 5. Кейс игр «Финансовая грамотность познаётся, играя!»; 6. Леп- бук альбом «Финансовая грамотность»; 7. Леп-бук мини альбом «Монеткина в мире денег»;; 8. Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций; 9. Папка- передвижка «Пословицы, поговорки, загадки для детей»; | Март Апрель Май |
Перспективное планирование реализации проекта с детьми
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры | Сроки |
1 2 3
4 | Беседа- ознакомление «Азбука финансов»
Леп бук -альбом «Как появились деньги» «Сказка про то, как на Руси рубль появился» Беседа о профессиях мам и пап. | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. Дать детям представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег. Дать детям первоначальное представление о происхождении денег. Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, общественном значении | Октябрь |
5 6 7
8 | Информ- беседа «Почему все взрослые работают?» Чтение «Лисичка со скалочкой». Загадки про деньги и про монеты для детей Информ-разъяснение «Когда продукт труда превращается в товар» | Беседа о необходимости трудиться. Знакомство с экономическим понятием «труд». Знакомство с экономическим понятием «бартер (натуральный обмен)». Формировать представление о деньгах.
Познакомить с понятием «товар». | Ноябрь |
9 10
11 12 | «Сказка Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату» Рассматривание рекламных буклетов (детского содержания). Беседа-рассуждение Игровая ситуация «Рекламное агентство» | Формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей». Уточнять знания детей о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы. Способствовать возникновению желания попробовать себя в роли художника – дизайнера, который придумывает эскизы к рекламе. | Декабрь |
13 14 15 | Настольные дидактические игры лото «Супермаркет», «Магазин продуктов» Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха» Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности | Упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты. Игра развивает логическое мышление, память, внимание. Формировать интерес к литературным произведениям, создавать условия для формирования нравственных качеств личности Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности через изобразительное искусство (раскрашивание раскрасок) | Январь |
16 17
18 19 | Беседа «Зачем человеку деньги?» Рассматривание лепбук – альбома «Монетка в мире денег» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Квест- игра «Поможем Мухе-Цокотухе!» | Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека. Закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (марка, гривна, песета, фунт, доллар, крона, лира, евро).; активизировать словарный запас детей. Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы; | Февраль |
20 21
22 | Беседа «Деньги разных стран» Сказка «Хранители бюджета» Рисование в нетрадиционной технике «Монета для Мухи- Цокотухи» | Познакомить с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран. Закреплять формировать представление детей о ценности денег, понятие о назначении денег. Закрепить умение детей наносить штрихи в одном направлении, способствовать воспитанию усидчивости, выдержки. | Март |
23 24 25 | Игра-викторина «Что быстрее купят?». Дидактическая игра «Что мне нужно в магазине?» Сказка «Как братья разбогатели» | Развивать умение детей устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. Закрепить понятия заработная плата. | Апрель |
26 27
28 | Загадки про деньги и про монеты для детей Деловая игра «Сказочный рекламный агент» Совместная работа с детьми по изготовление «Копилки-кубышки»; | Формировать умение детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Формировать у детей творческое мышление, способствующее раскрытию творческих способностей ребенка с помощью техники скрапбукинг. | Май |
- Взаимодействие с родителями
Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье.
Формы работы с родителями:
1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.
2. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Собрания, консультации, мастер-классы.
4. Презентации для родителей.
№ | Содержание работы | Сроки |
1
| Консультация для родителей «Дошкольник и экономика» Анкетирование опросы, тестирование, личные беседы Конкурс детско- взрослого рисунка «Магазин моей мечты» - Ширма- памятка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста; | Сентябрь Октябрь Ноябрь |
2 | Видео- лекций «Дети и финансы!» Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» | Декабрь Январь Февраль |
3 | Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников Проведение маршрутов выходного дня: банкомат, торговый центр, магазин Фото –выставка «Мой поход в магазин» | Март Апрель Май |
- Информационно – методическое обеспечение проекта:
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита- пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. No 8.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение1
Вопросы для анкетирования родителей:
- Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
- Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?
А) да Б) нет
В) не знаю
- Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
- Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?
А) да
Б) нет
В) иногда
- Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?
А) да Б) нет
В) иногда
- Ведете ли Вы беседу на темы деньги?
А) да
Б) нет
В) иногда
- Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?
А) да
Б) нет
В) иногда
- У Вашего ребенка есть копилка?
- А) да
Б) нет
- Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?
А) да Б) нет
В) не знаю
Мы установили, следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на анкетные вопросы:
высокий уровень – да;
средний уровень – иногда, не знаю;
низкий уровень – нет.
Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на вопросы:
высокий уровень – да;
средний уровень – иногда, не знаю; низкий уровень – нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1082663-1542335278.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-699238-1539633210.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/22/picture-1104337-1548144341.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей подготовительной группы
АктуальностьНизкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестицион...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-831648-1581771368.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-879463-1547751056.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей 4-5 лет «Дети и деньги»
Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков , понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека.Формировать представления детей о деньгах, как средстве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1125867-1643690998.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678655-1443847808.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности детей 4-5 лет "Дети и деньги"
Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков , понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека....