НОД по формированию финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель:  Познакомить старших  дошкольников  с понятием  финансовая грамотность.
Задачи:
Образовательные:

Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами. Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
 Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание. Закреплять умение выполнять математические вычисления. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
  Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НОД  по формированию финансовой грамотности  

                                      "Юные финансисты"

Цель:  Познакомить старших  дошкольников  с понятием  финансовая грамотность.
Задачи:
Образовательные: 

Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами. Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
 Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание. Закреплять умение выполнять математические вычисления. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
  Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Материал и оборудование:

 Копилка, бумажные купюры, монеты бумажные и настоящие (железные).

  Картина сапожник - пекарь; скотовод – сапожник.  

 Ракушки, кусочки соли, домашние животные.

 Картинки с доходом семьи (мама и папа получают зарплату, бабушка с дедушкой пенсию, брат стипендию и т. д.)

  Магнитная доска,  фломастер, альбомный лист для записи математических вычислений, альбомный лист с картинками, товаром и ценой.

  У детей листы с нарисованными кружочками, ручки,  картинки с товаром и ценой.

Картинка Магазин, товары с ценами до 30.

Для рефлексии: иностранная валюта - доллары, купюры- 10 рубли, железные монеты разного достоинства.

Формы и методы:  Словесные - объяснения, вопросы, ответы детей.

Наглядные -  Картины,  словесные игры, раздаточный материал.

Здоровьесберегающие – физкультминутка, приветствие.

  

                                           Ход  НОД

                               1.Приветствие

   Воспитатель: Здравствуйте ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в детский сад  (ответы )  с хорошим.

Воспитатель: Дорогие ребята, чтоб ваше настроения ещё лучше  стало,  я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг и передать хорошее настроение друг другу.

     В нашей группе яркое солнышко сияет!

     Здесь ребята дружные, это каждый знает

     Ты мой друг, я твой друг  (показ друг на друга)

     Как прекрасен мир вокруг (руки вверх)

     Мы друг другу улыбнемся (повороты головой)

     Дружно за руки возьмемся.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!
Воспитатель: Ребята, вы уже подросли и скоро пойдёте в школу, и вам родители будут давать деньги на карманные расходы. Вы должны научиться их тратить разумно, с умом, по назначению. Сегодня я предлагаю вам отправиться в школу «Финансовой грамотности» где мы будем учиться быть экономными и финансово грамотными, и где вы покажите свои знания и умения.
Воспитатель: Для того, чтобы мы попасть в школу финансовой грамотности, вам нужно посчитать от 10 до 0 всем вместе. А теперь десятками до ста.  Двойками до двадцати. (Дети считают)
 Воспитатель: Вот мы и с вами и оказались в школе «Финансов»
                                 2. Основная часть.
                     ( Воспитатель демонстрирует копилку)
Воспитатель:
 Ребята посмотрите, что это такое у меня в руках? (копилка)
 Для чего нужна копилка? (чтобы копить деньги)
 Правильно. А на что люди копят деньги? (на дорогие вещи).        

 Какие  например? (дом, квартира, машина, поездка на море, шуба и т. д).
  А где еще люди могут хранить деньги? (в банках, сейфах, кошельках).
Воспитатель: Молодцы.

  В современном обществе люди не могут прожить без денег. Поэтому люди вынуждены работать, чтобы обеспечить себя и своих близких.

  Но деньги были в этом мире не всегда. А как появились деньги, сейчас  я вам расскажу.

                   (Проходят  за столы и садятся)
   (Доска магнитная, на ней картины сапожник – пекарь;
 скотовод – сапожник)
Воспитатель:  Послушаем историю, как появились деньги.
 Давным -  давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатом своей работы. Сапожник чинит обувь пекаря и за свой труд взамен получает хлеб. Скотовод поставляет мясо сапожнику в обмен на обувь, пекарю в обмен на хлеб. Но что, если пекарю не нужны сапоги, у него есть новые. Тогда как сапожнику получить хлеб? Такой обмен стал неудобным. В результате товаром для обмена стали ракушки, кусочки соли, домашние животные  (показ карточек). И только со временем люди пришли к той форме денег, которую мы знаем сейчас.

                                          (Показ денег на доске магнитной)

Металлические монеты.

Бумажные купюры (карточки с фото денег).

Воспитатель: Скажите, а как сейчас в нашем современном обществе называются деньги? (ответы детей - купюры, банкноты, монеты). И какого достоинства они бывают? (пять тысяч рублей, тысяча рублей, пять рублей, два рубля и т.д).

 Воспитатель: У вас на столах лежать купюры и монеты. Возьмите их в руки посмотрите на них и потрогайте. Что вы можете сказать о них, какие они?

                       ( исследовательская деятельность)

( монета- блестящая, круглая, тяжелая, прочная, серебристая, твердая, звенящая, холодная, металическая….Купюра- бумажная, прямоугольная, легкая, шуршит, блестящая, настоящая, фальшивая и т.д).

Воспитатель:   А как называются деньги, которые зарабатываются? (Доход)

    А деньги, которые тратятся? (Расход)

   (у детей картинки с доходом) разложены на столах

 Воспитатель: Расскажите и покажите при помощи картинок, какие виды доходов бывают (в семью может принести доход папа и мама их доход - зарплата; бабушка и дедушка приносят пенсию).

                        ( Ответы детей)

В семью может принести деньги папа и мама, их доход называется зарплата.

В семью может принести деньги бабушка и дедушка, их доход называется пенсия.

В семью может принести деньги старший брат, его доход называется стипендия.

В семью может принести деньги старшая сестра, ее доход называется стипендия.

В семью может  принести деньги мама от соцзащиты, ее доход называется пособие.

  И как одним словом можно назвать эти общие деньги в семье? (семейный бюджет).

   Воспитатель: А сейчас мы пройдем на ковер  и проверим, как вы усвоили, что такое доход и расход при помощи игры с мячом.

                                 Игра с мячом «Доход – расход»

    Воспитатель:    Я буду называть вид дохода или расхода, и бросать вам мяч.  А вы будите отвечать, к чему это относиться к расходу или доходу.

Ну что начнем? Будьте очень внимательны!

- Папа получил зарплату  – доход

- Заболела бабушка  – расход

- Мама выиграла приз  – доход

- Сестра потеряла кошелек  – расход

- Заплатили за квартиру  – расход

- Сын получил стипендию  – доход

- Купили телевизор  – расход

- Бабушка продала пирожки  – доход

- Брат порвал куртку –расход

- Купили путевку на море – расход

 Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас вернемся за столы.

                                              (садятся за столы)

Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты.

 Сейчас мы с вами поучимся считать семейный бюджет.

(У детей листы бумаги с нарисованными кружочками, там дети будут записывать цифры), ручки.

Воспитатель:  А кто мне в этом поможет?

   (Вызывается ребенок, который пишет на доске,   остальные пишут за столами).

Первое    Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Условно предположим:

Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля.
 Из какой суммы состоит их семейный доход? (Дети выполняют математическое вычисление и проговаривают.  - Общий доход семьи, составляет…)

 Условно предположим: Папа зарабатывает 5 рублей, мама получает детские пособия по уходу за малышом 3 рубля, Старший брат получает стипендию 2 рубля. Сколько в общей сумме составляет доход семьи? (Дети выполняют математическое вычисление и проговаривают.  -Общий доход семьи, составляет…)

                         (Магнитная доска с картинками, фломастер)

Второе   Практическое задание. (Картинки на них написаны цифры)

             (Картинки  с цифрами у детей и на магнитной доске).

  Воспитатель: Ребята, а когда мы ходим в магазин, мы должны уметь различать, какой товар дороже, а какой дешевле. Сейчас мы с вами поучимся это делать.

 Воспитатель: Расставьте, пожалуйста, с помощью знаков неравенств, какой товар дороже, а какой дешевле, аргументируя свои действия.   Ручка стоит  5рублей, а йогурт  15. Йогурт дороже ручки, так как число  15 больше чем  5.

 Банан стоит 10 рублей, а пирожок 20 рублей. Пирожок дороже банана, так как число 20 больше чем 10.

Яблоко стоит 5 рублей, а сосиска в тесте 10 рублей. Сосиска в тесте дороже чем яблока, так как число 10 больше чем 5.

  Расставьте,  пожалуйста, с помощью знаков неравенств, какой товар дороже, а какой дешевле, аргументируя свои действия.

 и т. д . Дети определяют, аргументируют.

  Воспитатель: Молодцы. Вы справились с этими заданиями.

  Воспитатель: А сейчас проведем разминку.

                  Физкультминутка «Мы монетки»

     Мы не детки, мы не детки (руки на поясе)

     Мы веселые монетки.

     Звонка катимся по кругу,(покружились)

     Радуемся мы друг другу.

     Дружно скачем скок, скок, скок. (прыгаем)

     И обратно в кошелек.  (присели)

Воспитатель: Скажите  пожалуйста, что люди берут с собой в первую очередь, когда идут в магазин? (кошелек с деньгами).

Воспитатель: Ребята, когда вы будите ходить в школу, вам иногда придется заходить в магазин за покупками. Сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин и проверить ваши знания в обращении с деньгами.

Вывеска «Магазин  Радуга»  стол на нем разложены картинки товары с ценами, по- середине лоток с монетами железные.

 Дети выбирают изображение товара на картинки, что бы они

предпочтительно купили и называют цену, указанную на нем. А затем отсчитывают столько монет, сколько указанно на цене товара

                              (дети идут к магазину)

                           Игра «Соверши покупку»

 Воспитатель:  Кристина, чтобы ты купила в этом магазине?

( Я бы купила в этом магазине грушу,  её цена  9 рублей)

  (например груша стоит 9 рублей – отсчитывают монетами железными 9рублей, пирог 15 рублей отсчитывают и т. д.

Сок 20 рублей отсчитывают…….и т.д.

 Воспитатель: Молодцы!

           (Подходят все вместе на ковер в круг)

 Речевая игра «Что не купишь за деньги»

Но есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Как вы думаете, какие это вещи? Что нельзя купить за деньги? (за деньги не купишь, любовь, дружбу, время, солнце,  за деньги нельзя купить уважение, за деньги нельзя купить семейное тепло и уют, за деньги нельзя купить общение с природой).

 Воспитатель: Молодцы, ребята!  На этом наше путешествие по школе «Финансовой грамотности» завершено. И мы возвращаемся обратно в группу. Сегодня так много узнали.

 Итог: Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей)

 О чем мы говорили и что делали? (ответы детей)

  Где мы, с вами побывали?( ответы детей)    в школе финансовой грамотности)

(Говорили о деньгах, считали семейный бюджет, играли в игру доход и расход)

 Что было тяжело, легко? (ответы детей)

Рефлексия:

Воспитатель: Кому понравилось, было интересно,  берём 10 рублей. Кому понравилось, но нужна была помощь,  берем железные монеты разного достоинства. Кому не понравилось, не интересно, берем доллары  США. Воспитатель: Я вами очень довольна и теперь я точно уверена, что вы финансово грамотны и сумеете обращаться с деньгами экономно и бережно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности»    Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...