Доклад по образовательной практике "Юный финансист"
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Арбузова Наталья Николаевна

         В наше время обучать ребенка основам финансовой грамотности – это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.  И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад практики «Юный финансист»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

В наше время обучать ребенка основам финансовой грамотности – это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.  И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.

Решая  эту проблему, я поставила перед собою Цель : создание условий для формирования у дошкольников  предпосылок финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе.

Следуя цели я поставила перед собой задачи:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как

результат труда людей);

  • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознавать  взаимосвязь понятий «труд-продукт – деньги» и «стоимость продукта в  зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры  меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и  т.п.)
  • Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации

Содержание практики, в соответствии с ФГОС ДО, учитывает возрастные, индивидуальные и  психические особенности старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника , что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Программа экономического воспитания делится на 4 блока.

1. Труд и продукт. В этом блоке дети знакомятся с людьми  разных профессий,  и уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги. Знакомятся с такими понятиями как: заработная плата ,рабочее место, рабочее время, товар, торговля, деньги.  Что такое продукт труда?

2. Деньги и цена (стоимость) . В этом блоке дети знакомятся с понятием деньги и зачем они нужны. Откуда они берутся.  Что такое цена, как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дороже, а осенью дешевле). Иностранная валюта разных стран . Виды и формы торговли.  Что такое бюджет( на примере бюджета семьи)  из чего он складывается: понятия доходы и расходы, планирование расходов в соответствии с бюджетом . Источники дохода

 3.Реклама:  основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку- воспитание взвешанного и основного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально , но и не нужно. Научить отличать реальные потребности от навязанных. В этом блоке будем создавать свою рекламу (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах и т.д.  

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Содержание этого блока реализуется в рамках изучения выше перечисленных блоков, а также в ситуациях повседневной жизни. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими  игрушками, беречь их, не выбрасывать еду и т.д.). умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть).

Для того чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки  использую следующие Методы и приемы .

  • интеллектуальные игры и развлечения (деловая игра -финансовый
  • ринг, рекламный агент, монополия)
  • сюжетно-ролевые игры  дидактические, настольные игры (Магазин, кафе, супермаркет, такси, парикмахерская, няня, банк, финансовое лото)
  • тематические занятия 
  • беседы  Примерные темы: труд – основа жизни; работать и зарабатывать;   как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; ; долги;   все по плану; жадность и пр.

- чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок, художественной литературы, (Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш.Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозка»  ,  К.И. Чуковского «Муха-цокотуха», сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказки «Дюймовочка»,  сказка Ш.Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х.Андерсен «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал»)

  •  Театрализованные интерактивные мини-постановки –            

Но чтобы научить этому детей, мне пришлось самой разобраться в этом. Я посетила семинар  по Финансовой грамотности в г. Ачинск, подобрала необходимую литературу, игры, наглядные пособия. После полученных знаний провела семинар для педагогов и мониторинг  в старших группах.  Анализ мониторинга на начало обучения позволил мне определить начальный уровень экономического воспитания у детей. У детей наблюдались не глубокие знания и представления об экономической жизни людей. Это объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты мониторинга еще раз подтвердили мне актуальность выбранной темы.

Знакомить с финансовой грамотностью  детей дошкольного возраста  

наши педагоги  детского сада начали с 2020 года.  Я же подхватила эту эстафету и продолжаю обучать основам финансовой грамотности.  Дети участвуют в различных конкурсах краевого уровня «Копейка рубль бережет»

Планируемые результаты по завершению данной  практики, дети должны понять, что …

  •  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
  • 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • 7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • 8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозор ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, и экономии средств.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

доклад " Реализация образовательной области " Познание". Формирование элементарных математических представлений в контексте ФГТ

Пусть ребенок осваиваетмир - и даже такуюсложную дисциплину, как математика, с легкостью и интересом....

ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»

МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко»        ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

Дополнительная образовательная программа "Финансист-дошкольник"

Программа «Финансист-дошкольник» для детей подготовительной группы (6-7 лет) разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад «Жемчуж...