Конспект ОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы на тему: «Кошелёк и его жители»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Конспект ОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы на тему: «Кошелёк и его жители»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_sysolyatina_e._v.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы на тему: «Кошелёк и его жители»

Сысолятина Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 г.Калининска Саратовской области».

Цель: Закрепление сущности понятий «монета», «купюра»; наличные деньги.
Задачи:
- воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать понимание важности труда в жизни человека;
- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между объектами (монетой, купюрой);
- развивать внимание, память, мышление;
- закрепить сущность понятий «монета», «купюра»;«наличные деньги»; «доход и расход»; знаний обучающихся о внешнем виде современных денег.
- закрепить математические представления о числах 10 и 5, их количественном составе.
Тип ОД: закрепление знаний и способов деятельности.
Форма ОД: комбинированная (сказка, эксперимент)
Связь данного ОД с задачами: у обучающихся идёт закрепление понятий «Монеты», «Купюры». Для дальнейшего применения данных представлений в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений.
Методы обучения: Игровой, проблемный, эксперимент.
Оборудование: телевизор, ноутбук, инвентарь для проведения опытов: ёмкости с водой по количеству детей, бумажные салфетки.
Демонстрационный материал:
- презентация;
- бутафорский кошелёк.
Раздаточный материал:
- листы бумаги с таблицей и карандаши по количеству детей, монеты и банкноты по количеству детей;
- таблицы с кармашками для игры «Определи признак»;
- монеты для рефлексии.

Вводная часть. Организационный момент

-  Минутка приветствия:
Собрались сегодня снова
Все к занятию готовы.
Будем весело играть
И друг другу помогать.


- Ребята, у меня есть вот такая коробочка. Послушайте звуки и попытайтесь отгадать, что внутри.
 Трясу коробочку с монетами.

- Сейчас отгадайте загадку:
Этот домик всегда полон
Звонких маленьких монет.
А через стену в этом доме,
От них живет другой сосед.

Беру в руки кошелёк.

- А какой другой сосед живёт через стенку в кошельке?

- Верно. Какова тема сегодняшнего занятия? Если соединить всё, что мы с вами отгадали?

- Правильно. Тема занятия: Кошелёк и его жители (купюры и монеты). А какова тогда будет цель нашего занятия? Что мы будем изучать на занятии?

- Молодцы! Цель нашего занятия: закрепить знания о монетах, купюрах, таких понятиях, как, наличные деньги.

Заходят, садятся на стульчики полукругом

Монеты, деньги.

Кошелек.

Бумажные деньги, купюры.

Ответы детей.

Ответы детей.

Основная часть

- Мы уже знаем, чем монеты отличаются от купюр.
Давайте поиграем в игру «Определи признак».
Я вам называю признак монеты или купюры, а вы ищите из предложенных вариантов и кладёте в кармашек иллюстрацию. 

Монета по форме …. ,

а банкнота …
Купюра сделана из какого материала

 а монета … 
Монета издаёт какие звуки, если несколько штук подбросить в кулачке? 

а банкнота … 

- А теперь поменяйтесь своими табличками и проверьте, всё ли верно сделал ваш сосед.
Поставьте «+», если все выполнено правильно и «-», если есть ошибки.

Подходят к столам

В кармашек напротив монеты кладут круг

В кармашек напротив купюры кладут изображение прямоугольника.

Кладут изображение бумаги.

Кладут изображение металла.

Напротив монеты положили колокольчик.

Напротив купюры положили изображение с листьями.

Меняются табличками, проверяют ошибки.

Возвращаются на стульчики.

2.

- Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька).
-  Итак… Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
- Для чего открывали кошелек?

- Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.
-  Отчего кошелек становился толстым?
- Чтобы узнать, кто и какие деньги вносит в семейный бюджет, предлагаю вам поиграть в игру «Бюджет семьи».

- Я бросаю мячик и называю члена семьи, а вы должны сказать, пополняет он бюджет семьи и чем, или не пополняет бюджет.
- Папа кладёт деньги в семейный бюджет?  
- Дедушка кладёт деньги в семейный бюджет?  
- Старший брат студент кладёт деньги в семейный бюджет?  
- А маленький брат и сестра?  
- Мама кладёт деньги в семейный бюджет?  
- Бабушка кладёт деньги в семейный бюджет?  

- Давайте сделаем вывод, за что получают деньги? Может быть, просто так всем их дают?
- Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.
- Так из чего состоит бюджет семьи, которую мы сейчас рассмотрели? 

- Что же такое семейный бюджет?

- Верно, а ещё все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово - доход.

Достать деньги.

В него вкладывали деньги.

Примерные варианты ответов:

Да, он получает заработную плату.

Да, он получает пенсию.

Да, он получает стипендию.

Нет, они не получают деньги.

Да, она получает заработную плату.

Да, она получает пенсию.

Ответы детей.

Из зарплаты Папы и Мамы, пенсии Дедушки и Бабушки, стипендии старшего Брата студента.

Все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи.

Повторяют.

3.

- Слушайте сказку дальше. В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости. Кошелек с деньгами показать
 На что можно будет тратить семейный бюджет? (Обыграть, раздать все деньги из кошелька, остается пустым)
Мама потратит на…
Папа потратит на …
Бабушка потратит на…
Дедушка потратит на…
Студент потратит на …
Студентка потратит на …
Ребенок потратит на …
Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
 А почему деньги закончились?

- Послушайте дальше сказку
Те деньги, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.
Давайте попробуем на эти деньги что-нибудь купить.

- У всех есть кошельки, и в них есть деньги.
- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

- Ребята, сколько стоит мороженое?  

- А сколько стоит шоколадка?  
- Что дороже, что дешевле?

- Ребята, я вам даю 1 минуту, а вы постарайтесь выложить разными способами стоимость по отдельности шоколада и монеты разными способами.

Проверка выполненного задания.
 - Сказка продолжается
Также у нашего кошелька из сказки бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто. Почему было пусто?
-
Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
-
Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов?
-
Встаньте из-за парт и образуйте круг.
Мы сейчас отдохнём и решим, что же делать, чтобы кошелёк не оставался пустым.
Физминутка. Игра «Подпрыгни – присядь»
Я показываю вам иллюстрацию, если там изображено, что на этом можно сэкономить, то вы приседаете, а, если экономить на этом нельзя, то вы подпрыгиваете.
Иллюстрации:
- Оплата газа,
- Мороженое,
- Мыло,
- Много игрушек,
- Оплата света,
- Игры в телефоне,
- Фрукты,
- Оплата воды,
- Каждодневные поездки на такси,
- Частые походы по кафе и ресторанам,
- Лекарства.
 Таким образом, больше зарабатывать, меньше тратить, планировать, экономить.

Ответы детей

Деньги закончились.

Деньги из семейного бюджета тратятся на товары первой необходимости.

Мороженое, шоколадка.

5 рублей

10 рублей

Шоколадка дороже, мороженое дешевле.

Подходят к столам, работают в парах.

Возвращаются на стульчики

Деньги заканчивались.

Плохо. Должны экономить.

Нет, расходы должны планировать, отказаться от чего-то.

Выполняют упражнения.

4

А мы слушаем продолжение сказки
- Очень часто жители кошелька: монеты и купюры ссорились. Они выясняли, кто из них важнее. И из-за этих споров кошелёк очень расстраивался. Давайте с вами поможем кошельку примерить его жителей.
- А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

- Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

- У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи.

Какова цель нашей работы в лаборатории?

- Сначала вспомним правила безопасности при проведении экспериментов.

- Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?
1 эксперимент.
-  Возьмите в руки монету, надавите на нее, попробуйте согнуть. А теперь – купюру. Какой вывод можно сделать?
-
Что практичнее и надежнее?
2 эксперимент
Давайте определим, что тяжелее монета или банкнота.
- Давайте опытным путём проверим. Возьмите на одну ладошку монету, а на другую купюру. Что тяжелее?
- Теперь слегка подуйте? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
3 эксперимент
- Возьмите свои кошельки. Положите банкноту и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
4 эксперимент
-  Намочим купюру. Что происходит?
-
А если она намокнет, что произойдёт?
-  А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
-
Вы правы, нужны нам и монеты и банкноты.


 Окончание сказки…
-  Кошелёк обрадовался, что теперь в его царстве будет покой и дружба. А монеты и купюры поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
-  Скажите, а для чего деньги не нужны? Что нельзя купить за деньги?
- Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
-
Она бесценна, совершенно верно.

- Ответы детей

Да

Подходят к столам

Мы пришли, чтобы узнать, что удобней - монеты или купюры.

Не баловаться и не шуметь.
Не брать ничего в рот.
Не разбрызгивать жидкость.
 Она заменит нам бумажные деньги.

Бумага (купюра) мнётся, рвется; монета нет.

Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Купюра легче, её может унести ветер. Монета тяжелее.

Удобнее хранить купюры, они не выпадают.

Она намокает.

Она развалится и порвется.

Бумага намокает, рвется. Монета не меняется.

Дети размышляют.

Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь) 

Нисколько.

Заключительная часть Рефлексия

- - Как можно назвать монеты и купюры одним словом?
- Каким словом мы назовём все деньги, которые приносят в общий кошелёк семьи?
- Какие основные виды дохода мы вспомнили?
- Какие свойства купюр позволяют сказать, что ими удобнее пользоваться, чем монетами?
- Где можно применить полученные знания?
 Предлагаю положить монету в кошелёк или рядом с кошельком, которые соответствуют итогу всего занятия:
- Ребята, если вы остались довольными своими знаниями, справились со всеми заданиями без ошибок, положите монетки в кошелёк.
- А если вы считаете, что у вас что-то не получилось, есть какие-то пробелы/допустили ошибки, то положите монету рядом с кошельком.
Мы обязательно во всем разберёмся.

Всё, что мы сейчас узнали,
Мы запомнили с тобой.
До свидания всем сказали.
Отправляемся домой.

Ответы детей

Выполняют действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», &l...

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории»....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы Тема: "Реклама. Отличие реальных потребностей от навязанных".

Тема: "Реклама. Отличие реальных потребностей от навязанных".Цель: продолжать детей знакомить с понятием "реклама", учить правильно воспринимать рекламу, различать ловушки "ре...

Конспект ООД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории» (с использованием квест - технологии)

Ззнятие по финансовой граммотности  для старших дошкольников с использованием квест-технологии и мультипликации....

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Как продукт труда превращается в товар»

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и акк...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы " Обмен и деньги"

Познакомить детей с понятиями " обмен", "деньги". "купюра", "номинал", "монета". Расмотреть особенности создания денег, их разновидности. Способствова...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...