Формирование основ финансовой грамотности.
методическая разработка по основам финансовой грамотности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

·        сформировать первичные экономические понятия;

·        научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

·        объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

·        научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Сроки реализации: сентябрь 2021 – май 2022.

 

 

 

Сроки

Тема

Сентябрь

«Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги?» (мультфильм). Изготовление монет и купюр для игр

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ Как Миша из покупателя превратился в продавца»

Презентация «Путешествие монетки»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Откуда в Мишином магазине мед взялся?»

Октябрь

«Как появились деньги?» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки». Д/и «Монеты и купюры»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ Как Сорока Мишин товар хвалила»

«Азбука денег тетушки Совы – Цена и ценные вещи» (мультфильм) «Какой должна быть цена»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ Как Миша цену назначал»

Ноябрь

Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни». Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТАЯ Как Миша продал много-много малины»

«Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет» (мультфильм) Игра «Что важнее?»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ Почему у Миши растет не только малина, но и цена»

Декабрь

Беседа на тему «Что такое товары и услуги» (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»)

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ Как у Миши появился помощник Дятел»

«Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги» (мультфильм) Беседа «Моя копилка»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ Как Миша понял, что деньги счет любят»

Январь

«Азбука денег тетушки Совы – Кредиты и депозиты» (мультфильм)

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ Как Миша учился деньги делить»

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ Миша – брокер»

Февраль

«Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить» (мультфильм) Беседа «Как можно экономить деньги?»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило»

Беседа «Копейка рубль бережет»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ Как Миша страховался»

Март

«Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата» (мультфильм) Беседа о труде

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРИНАДЦАТАЯ Почему Миша платит налоги»

«Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги» (мультфильм) Беседа «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАЯ Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать»

Апрель

«Зачем люди ходят в банк» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки»

«Азбука денег тетушки Совы – О банке» (мультфильм)

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ Праздник в Мишином магазине»

«Что такое банкомат» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить»

Май

 

Ручной труд «Изготовление кошелька – оригами»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯ Как Миша решил фабрику построить»

Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги» Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ Как Мишутка деньги в капитал превращал»

«Азбука денег тетушки Совы – Об экономике» (мультфильм) «Экономика в семье. Хочу и надо»

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

·        Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

·        Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;

·        Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);

·        Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);

·        Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);

·        Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);

·        Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);

Финансы – это интересно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_plan.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Сроки реализации: сентябрь 2021 – май 2022.

Сроки

Тема

Сентябрь

«Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги?» (мультфильм). Изготовление монет и купюр для игр

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ Как Миша из покупателя превратился в продавца»

Презентация «Путешествие монетки»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Откуда в Мишином магазине мед взялся?»

Октябрь

«Как появились деньги?» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки». Д/и «Монеты и купюры»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ Как Сорока Мишин товар хвалила»

«Азбука денег тетушки Совы – Цена и ценные вещи» (мультфильм) «Какой должна быть цена»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ Как Миша цену назначал»

Ноябрь

Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни». Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТАЯ Как Миша продал много-много малины»

«Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет» (мультфильм) Игра «Что важнее?»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ Почему у Миши растет не только малина, но и цена»

Декабрь

Беседа на тему «Что такое товары и услуги» (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа»)

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ Как у Миши появился помощник Дятел»

«Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги» (мультфильм) Беседа «Моя копилка»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ Как Миша понял, что деньги счет любят»

Январь

«Азбука денег тетушки Совы – Кредиты и депозиты» (мультфильм)

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ Как Миша учился деньги делить»

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ Миша – брокер»

Февраль

«Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить» (мультфильм) Беседа «Как можно экономить деньги?»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило»

Беседа «Копейка рубль бережет»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ Как Миша страховался»

Март

«Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата» (мультфильм) Беседа о труде

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРИНАДЦАТАЯ Почему Миша платит налоги»

«Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги» (мультфильм) Беседа «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАЯ Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать»

Апрель

«Зачем люди ходят в банк» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки»

«Азбука денег тетушки Совы – О банке» (мультфильм)

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ Праздник в Мишином магазине»

«Что такое банкомат» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить»

Май

Ручной труд «Изготовление кошелька – оригами»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯ Как Миша решил фабрику построить»

Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги» Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ Как Мишутка деньги в капитал превращал»

«Азбука денег тетушки Совы – Об экономике» (мультфильм) «Экономика в семье. Хочу и надо»

Ожидаемые результаты

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
  • Финансы – это интересно и увлекательно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...