Формирование основ финансовой грамотности.
методическая разработка по основам финансовой грамотности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
· сформировать первичные экономические понятия;
· научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
· объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
· научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Сроки реализации: сентябрь 2021 – май 2022.
Сроки | Тема |
Сентябрь | «Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги?» (мультфильм). Изготовление монет и купюр для игр |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ Как Миша из покупателя превратился в продавца» | |
Презентация «Путешествие монетки» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Откуда в Мишином магазине мед взялся?» | |
Октябрь | «Как появились деньги?» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки». Д/и «Монеты и купюры» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ Как Сорока Мишин товар хвалила» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Цена и ценные вещи» (мультфильм) «Какой должна быть цена» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ Как Миша цену назначал» | |
Ноябрь | Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни». Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТАЯ Как Миша продал много-много малины» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет» (мультфильм) Игра «Что важнее?» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ Почему у Миши растет не только малина, но и цена» | |
Декабрь | Беседа на тему «Что такое товары и услуги» (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа») |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ Как у Миши появился помощник Дятел» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги» (мультфильм) Беседа «Моя копилка» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ Как Миша понял, что деньги счет любят» | |
Январь | «Азбука денег тетушки Совы – Кредиты и депозиты» (мультфильм) |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ Как Миша учился деньги делить» | |
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ Миша – брокер» | |
Февраль | «Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить» (мультфильм) Беседа «Как можно экономить деньги?» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило» | |
Беседа «Копейка рубль бережет» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ Как Миша страховался» | |
Март | «Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата» (мультфильм) Беседа о труде |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРИНАДЦАТАЯ Почему Миша платит налоги» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги» (мультфильм) Беседа «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАЯ Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать» | |
Апрель | «Зачем люди ходят в банк» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки» |
«Азбука денег тетушки Совы – О банке» (мультфильм) | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ Праздник в Мишином магазине» | |
«Что такое банкомат» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить» | |
Май
| Ручной труд «Изготовление кошелька – оригами» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯ Как Миша решил фабрику построить» | |
Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ Как Мишутка деньги в капитал превращал» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Об экономике» (мультфильм) «Экономика в семье. Хочу и надо» |
Ожидаемые результаты
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
· Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
· Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
· Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);
· Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
· Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
· Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
· Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
Финансы – это интересно и увлекательно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Сроки реализации: сентябрь 2021 – май 2022.
Сроки | Тема |
Сентябрь | «Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги?» (мультфильм). Изготовление монет и купюр для игр |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ Как Миша из покупателя превратился в продавца» | |
Презентация «Путешествие монетки» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Откуда в Мишином магазине мед взялся?» | |
Октябрь | «Как появились деньги?» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки». Д/и «Монеты и купюры» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ Как Сорока Мишин товар хвалила» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Цена и ценные вещи» (мультфильм) «Какой должна быть цена» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ Как Миша цену назначал» | |
Ноябрь | Беседа на тему «Откуда берётся то, что нам необходимо для комфортной жизни». Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТАЯ Как Миша продал много-много малины» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет» (мультфильм) Игра «Что важнее?» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ Почему у Миши растет не только малина, но и цена» | |
Декабрь | Беседа на тему «Что такое товары и услуги» (составление рассказа «Кем работает моя мама, мой папа») |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ Как у Миши появился помощник Дятел» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги» (мультфильм) Беседа «Моя копилка» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ Как Миша понял, что деньги счет любят» | |
Январь | «Азбука денег тетушки Совы – Кредиты и депозиты» (мультфильм) |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ Как Миша учился деньги делить» | |
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ Миша – брокер» | |
Февраль | «Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить» (мультфильм) Беседа «Как можно экономить деньги?» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило» | |
Беседа «Копейка рубль бережет» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ Как Миша страховался» | |
Март | «Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата» (мультфильм) Беседа о труде |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ТРИНАДЦАТАЯ Почему Миша платит налоги» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги» (мультфильм) Беседа «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАЯ Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать» | |
Апрель | «Зачем люди ходят в банк» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки» |
«Азбука денег тетушки Совы – О банке» (мультфильм) | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ Праздник в Мишином магазине» | |
«Что такое банкомат» БПС-Сбербанк «Купилки из копилки» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить» | |
Май | Ручной труд «Изготовление кошелька – оригами» |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯ Как Миша решил фабрику построить» | |
Беседа-размышление «Чего нельзя купить за деньги» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |
Л. В. Кнышева «Экономика для малышей. ИСТОРИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ Как Мишутка деньги в капитал превращал» | |
«Азбука денег тетушки Совы – Об экономике» (мультфильм) «Экономика в семье. Хочу и надо» |
Ожидаемые результаты
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
- Финансы – это интересно и увлекательно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....

Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...