НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на тему «Юные финансисты»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Белова Светлана Владимировна

Целью НОДа является формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №11 «Ромашка» города Алушты

НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на тему «Юные финансисты»

Воспитатель: Белова С.В.

2023г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:
Образовательные:

- повторить понятие «потребности человека»;
- закрепить названия основных потребностей и что к ним относится
- уточнить, от чего зависят потребности человека;
- продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
- подвести к пониманию того, что человек не может иметь всё, что хочет.

Развивающие:

- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию нравственных качеств;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Ход непрерывно-образовательной деятельности.

Дети под музыку входят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их!
Дети: «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам
-Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера…»
Идёт Буратино, считает монеты ()
Воспитатель: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуйте! У меня есть 5 золотых монет и я иду в магазин, хочу купить на них конструктор «LEGO». Уж очень я люблю конструктор собирать!
Воспитатель: Что ты , Буратино, разве можно на игрушки тратить все деньги?
Буратино задумывается, разводит руками в стороны и говорит: «А я не знаю…»
Воспитатель: сейчас мы с ребятами тебе, Буратино, поможем.
Воспитатель (обращается к детям): Поможем Буратино узнать о деньгах, и для чего они нам нужны?
Дети: Поможем!
Воспитатель: я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг». Игра состоит из 5 раундов. Для этого вы разделитесь на две команды «Знайки» и «Почемучки» согласно вашим эмблемам. Займите места за столами, согласно знакам «Знайки» и «Почемучки». Я буду ведущей нашей игры, за каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает золотую монетку.
1-й раунд. Деньги.
Воспитатель: Ребята! Внимание! Послушайте мою загадку: бывают они медные, блестящие, бумажные, но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети: деньги, монеты.
Воспитатель: совершенно верно! А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!
Воспитатель показывает монеты, банкноты.
Воспитатель (задаёт вопросы): как называются металлические деньги? Как называются бумажные деньги?
Монета круглая, а банкнота..
Банкнота бумажная, а монета..
Монета звенит, а банкнота..
Где мы носим деньги, монеты и банкноты?
Ответы детей.
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.

2-й раунд. Потребности.
Воспитатель: Что такое потребности?
Ответы детей.
Воспитатель: значение слова «потребность происходит от слова «требуется». Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки для каждой команды. Вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека. ( из 8 карточек дети выбирают 4 – вода, одежда, еда, жильё)
Воспитатель: Без чего человек не может жить?
Ответы детей.
1. Человек нуждается в пище, потому что если он не будет питаться, то погибнет.
2. Человеку нужна одежда (она защищает от холода или жары).
3. Человек нуждается в жилье, в доме, так как там он может укрыться от непогоды, от чужих людей. Дом – это тот же семейный очаг, где вся семья собирается вместе.

Воспитатель: назовите также предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не так сильно нужны?
Ответы детей.
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
3-й раунд. Бюджет.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитывать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель (подводит итог): бюджет – это подсчёт доходов и расходов. Доход – это деньги, полученные в результате работы. Расход – это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей, продуктов.
Воспитатель: а давайте мы с вами попробуем составить и распределить семейный бюджет? Мне нужен 1 человек от каждой команды.
Дети по очереди называют семейный доход и распределяют по потребностям (у каждого ребёнка схема потребностей и пять монет). Объясняют свой выбор.
Воспитатель: когда уплачены все жизненно-важные потребности, можно купить и то, что хочется, и отложить на следующую покупку.
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
Физкультурная минутка «Будем денежки считать»:
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два – оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (прячем большой палец в кулак, сгибаем все пальцы)
4-й раунд. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Я буду называть поочерёдно каждой команде экономические слова, а вы говорите слова наоборот. Готовы?
Дети: да!
Воспитатель: тогда начнём!
Покупатель – продавец
Покупка – продажа
Трудолюбивый – ленивый
Много – мало
Дорого – дёшево
Богатый – бедный
Доход – расход
Тратить – копить
Высокие (цены) – низкие (цены)
Наличные – безналичные
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
5-й раунд. Домик, в котором живут деньги.
Воспитатель: Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю золотые монеты и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям: вырастут ли деньги? Куда Буратино нужно было положить деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: у каждой монеты есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелёчек из бумаги для нашего друга Буратино, чтобы он мог спрятать в него свои монеты (по 1 человеку от команды, дети изготавливают кошельки, используя схему)
Воспитатель: молодцы ребята, красивые кошелёчки у вас получились (дети дарят Буратино кошельки, Буратино благодарит их).
Воспитатель: подошло время подвести итог нашей игры. Ребята, посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет.
Дети сообщают, сколько заработала каждая команда.
Воспитатель: вот и пришло время прощаться с нашим другом Буратино. Давайте, дети, попробуем для Буратино сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их в «Страну Дураков»:
1. Бережно относиться к деньгам.
2. В первую очередь тратить деньги на жизненно важные потребности.
3. Деньги можно накопить или потратить.
4. Невозможно иметь всё, что хочешь.
Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться. Теперь лиса Алиса и кот Базилио не обманут, и я смогу купить своему любимому папе Карло куртку и еды.
До свидания! ( Буратино уходит)
Воспитатель (обращается к детям): благодарю всех участников игры! За активное участие вы все получаете медали: «Юный финансист!». Молодцы! (награждение медалями).
Воспитатель (обращается к гостям): поиграли мы для Вас. Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам – мы споём и спляшем вам! А сейчас уже пора – ждут нас игры и дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

Академия юных финансистовПрограмма по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Программа по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста...

Отчёт по реализации проекта по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»

Создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошко...