Конспект занятия "Деньги.История монет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
«Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте»
(А.С.Макаренко).
В современной жизни, в условиях рыночной экономики человеку, чтобы достичь успеха, необходимо быть финансово грамотным.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Деньги. История монет»
Конспект составила Макаренко Светлана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Основная часть
Цели занятия/мероприятия | Формирование первоначальных представлений детей о финансовой грамотности. |
Целевая аудитория | 5-6 лет |
Формы и методы Обучения и познания | -Наглядный метод: рассматривание картинок и монет, показ. -Игровой метод: дидактическая игра, динамическая пауза, п/игра «Собирай, не зевай», «Повтори». -Словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, словесная игра «Какая?». -Практический метод: определение свойств предметов (монет). -Сюрпризный момент- для повышения эмоциональной активности. |
Основные понятия | «Монета», «гривна», «рубль», «чеканить» |
Организационные условия | -Расстановка стульев для детей в два ряда около мольберта с картинками для усвоения нового материала. -Расстановка столов для групповой работы- 8 человек. -Определение пространства для проведения динамической паузы и подвижной игры. -Подготовка материала для занятия (картинки с изображениями монет разных эпох, станков для чеканки монет, Монетного двора. мешочек с монетами, подносы, штампы для творчества, тарелочка с пластилиновыми заготовками, доска для лепки, влажные салфетки, картонные круги, бубен, основа плаката, картинки для создания плаката) -Подготовка раздаточного материала (тарелочки с пластилиновыми заготовками, доски для лепки, штампы для творчества, стаканы с водой, тарелочки с монетами, мешочки с монетами.) |
Учебно-методическое обеспечение | Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Программа Методические рекомендации Конспекты занятий с детьми 5–7 лет // Вентана-Граф, 2015. — 176 с. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с. |
Планируемые образовательные результаты: | |
Личностные ожидаемые результаты: | - У детей сформируется уверенность в себе, умение проявлять инициативу и творчество при выполнении заданий. - Дети научатся давать полный развернутый ответ на вопрос воспитателя. - Дети приобретут новые знания об истории денег, монет. |
Метапредметные ожидаемые результаты: | У детей будет продолжать развиваться память, внимание, инициатива, речевая активность; умение действовать в команде, выполнять задание по алгоритму |
Предметные ожидаемые результаты: | - Дети научатся считать до 7, правильно пользоваться количественным счетом, отвечать на вопрос «Сколько?», «У кого больше/меньше?»; - Будет развиваться координация движений с речью. -Научатся определять свойства металла. |
Технологическая карта (оформлять не обязательно)
Этапы Занятия/ мероприятия | Деятельность педагога | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы |
Вводный: Мотивация | Воспитатель приносит мешочек, трясет им и предлагает детям догадаться, что там находится. Воспитатель высыпает монеты из мешка на поднос. | Сюрпризный момент: мешочек с монетами, демонстрация монет на подносе. | Дети пытаются догадаться, что находится в мешочке, высказывают свое предположение. После того, как воспитатель высыпал монеты на поднос, дети трогают их, убеждаясь, что это настоящие деньги, убеждаясь в достоверности своих предположений | Во время сюрпризного момента у детей повысится эмоциональная, мыслительная, речевая активность. |
Постановка проблемы | Воспитатель предлагает детям высказать свои предположения для чего она принесла деньги в детский сад. | Дети высказывают свои предположения, для чего воспитатель принесла деньги в детский сад. | При развернутых ответах у детей будут развиваться мыслительная, речевая деятельности | |
Основной: Актуализация знаний и умений | Воспитатель задает вопросы по пройденному материалу (как раньше дети приобретали товары?, Какими товарами люди обменивались? Удобно было обмениваться товаром? | Вопросы по пройденному материалу | Дети, посредством вопросов воспитателя, вспоминают пройденный материал, отвечают на вопрос полным ответом. | Отвечая на вопросы, у детей будет развивается память, формироваться грамматический строй речи. |
Новый материал | Воспитатель вешает картинки с изображением древних денег на Руси (гривна, рубль, деньги в форме колец, прутиков) и рассказывает о них: -Шло время, люди научились делать деньги. Раньше они были вот такие (показывает на картинку). Обратите внимание - вот это гривна. На какую геометрическую фигуру похожа гривна? -Ответы детей -Что это? (повторили все, потом 2 человека). Гривну можно было разрубить на несколько частей. 1 такая часть называлась «рубль», от слова рубить. А как называются современные деньги нашей страны? - Ответы детей -Также делали деньги в форме колец, прутиков. Как же назывались первые металлические деньги? - Ответы детей А как называлась часть гривны? - Ответы детей Воспитатель представляет вниманию детей карт инки с изображением монет с двух сторон, древний станок для чеканки монет, большие и маленькие монеты. -Позже люди стали ЧЕКАНИТЬ МОНЕТЫ в мастерских. Что стали делать? (Если дети не отвечают, то воспитатель говорит сам «чеканить» и просит детей повторить за ним) -Чеканить – значит на гладкой поверхности монеты выдавливать нужный узор. (Воспитатель берет штамп для творчества и пластилин) -Представьте, что это монета, и сейчас я штампом попробую выдавить узор…. Вот так делали монеты. Но монеты делали из металла и выдавливали узор с двух сторон. (показывает картинку изображением монеты с двух сторон). На этой монете, например, с одной стороны изображен портрет царя, а с другой стороны-двуглавый орел. Процесс изготовления монет очень трудоемкий. Это на пластилине легко выдавить узор, а на металле сложно. Поэтому монеты чеканят на специальных станках. (показ картинки с изображением древнего станка для чеканки монет) Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением больших и маленьких монет). -Как вы думаете, какие по размеру были монеты? - Ответы детей -Если монету сделали из металла, то она какАЯ? (ваты, стекла, дерева, бумаги, кожи) - Ответы детей. (Если отвечают хором, то воспитатель просит ответить детей по одному; в случае, если ребенок говорит неправильно, воспитатель поправляет и просит повторить правильно) -Так что же значит чеканить? -Ответы детей. Воспитатель вешает картинки с изображением современных монет, монетного двора, современного станка для чеканки денег. - В современном мире монеты чеканят на «Монетном дворе», вот на таких станках. Но запомните, самим чеканить монеты нельзя, это нарушение закона и таких людей наказывают. Так увлекательно! Мне вдруг захотелось стать монеткой! А вы хотите? -Ответы детей -Покружись, покружись и в монеток превратись! (Наклоны в стороны) (Идут по кругу) (Повороты к соседу) (Прыгают на месте) - Превращаемся в детей. «Ты монетка покружись и в ребяток обернись. - Как вы думаете, можно ли настоящую монету разломить или разорвать? -Ответы детей (Можно, нельзя) - Так кто же прав? Хотите проверить? Попробуем? (Воспитатель с детьми уходят за столы, пробуют разломить, разорвать монету) - Почему у нас не получается разломить и разорвать монету? -Ответы детей (Монета прочная, крепкая, твердая) - У меня возник вопрос: монета легкая или тяжелая? -Ответы детей (Тяжелая, легкая) -Чье же мнение верно? А как проверить? (перед каждым ребенком на столе лежит монета, стоит стакан с водой) -Ответ детей (Опустить в стакан с водой) - Попробуйте, кто хочет. - Ответ детей (Тяжелая) - Почему вы так решили? - Ответы детей (Она утонула в воде) Перед детьми лежат мешочки с монетами, воспитатель предлагает позвенеть монетами. - Звук глухой или звонкий? - Ответы детей (Звонкий) Воспитатель предлагает детям постучать мешочками по столу и поиграть в игру «Повтори». -Я буду стучать мешочком по столу, а вы должны запомнить, как я постучала и повторить ритмический рисунок (1 раз- открыто), а теперь усложним задание:(закрыть листом картона, поиграть 2-3 раза).
Воспитатель говорит детям, что знает веселую игру «Собирай, не зевай». Воспитатель раскладывает круги из бумаги в центре группы и говорит: -Представьте, что это монеты. Я буду играть бубном и говорить вам какие действия нужно выполнить пока бубен звенит. Как только бубен перестанет звенеть, и я скажу слово «стоп», вы замираете. (действия: попрыгай, покружись, собери монеты) Воспитатель предлагает детям посчитать сколько монет. Дети считают, проговаривая: одна монета, две монеты, три монеты и т.д). Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, имеющих сложность в счете; задает вопросы: -У кого больше? А меньше? Какое число больше 6 или 7? После игры дети убирают круги на поднос | Предоставление нового материала Словесная игра «Какая?» Физминутка «Мы монетки» Экспериментиро- вание: определение свойств металла. Д/игра «Повтори» Подвижная игра «Собирай, не зевай» | Дети внимательно слушают новый материал, рассматривают картинки и отвечают на вопросы воспитателя. Дети наблюдают за действиями воспитателя, запоминают последовательность действий Дети принимают участие в словесной игре. Отвечают на вопрос: «Если монета сделана из (воспитатель называет материал), то монета какАЯ?» Дети повторяют движения за воспитателем, сопровождая их речью. Дети садятся за столы, каждый на свое место. Перед детьми на столах находятся стаканы с водой и по одной монете, на каждого ребенка. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, определяют свойства металла (пытаются разорвать, разломить монету- не получается; опускают монету в воду -монета утонула в воде. Делают выводы: так как металлическая монета утонула, значит металл тяжелее воды; так как металлическую монету не смогли разорвать и разломить, значит металл прочный, твердый, крепкий. Дети берут мешочки с монетами, которые также находятся на столах, стучат ими по столам, определяют какой звук: глухой или звонкий. Затем повторяют за воспитателем ритмический рисунок Дети стоят в центре группы и по команде воспитателя выполняют заданные действия под звон бубна. После того, как буден перестал играть, и воспитатель сказал слово «Стоп», дети замирают. Последнее заданное действие «Собери монеты». Дети подсчитывают сколько у кого монет (количественный счет), сравнивают у кого больше, меньше, какое из чисел больше/меньше (напр.6 и 7) | У детей будет формироваться зрительная и слуховая память Разовьется наблюдательность, память. 1.У детей будут развиваться речевые навыки, умения грамотно излагать мысли; 2.Обогатится индивидуальный словарный запас; 3 Улучшится память, концентрация внимания. 4. Дети продолжат упражняться в образовании относительных имен прилагательных женского рода единственного числа 1.У детей снимется мышечная утомленность, усталость и напряжение 2.Возникнет эмоциональный заряд. 3.Будет продолжать совершенствоваться общая моторика. 4.Продолжится выработка координированных действий во взаимосвязи с речью 1.Через эксперименты дети научатся определять физические свойства металла; 2.Продолжат формироваться коммуникативные навыки, мыслительная активность, сообразительность; 3. У детей будут развиваться дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи. У детей будут развиваться фонематический слух, внимание, наблюдатель-ность
количественный счет в пределах 7; 2.Будет развиваться быстрота, смекалка, сообразительность, память и внимание. |
Заключительный: Итог занятия Рефлексия | Воспитатель говорит детям свое наблюдение. - Когда я выдавливала узор на пластилиновой заготовке, я видела, что вам тоже хочется попробовать. Ведь хочется? -Ответы детей -Давайте попробуем! Дети идут к столам и делают узоры штампами для творчества на пластилиновых заготовках. -Ребята, вы такие внимательные, любознательные, много всего знаете! А вот ваши родители, я думаю, не знают как появились монеты. Давайте для них оформим плакат «История монет». Я, например, своей маме расскажу, что раньше денег не было и люди обменивались товарами. (дети по очереди подходят к плакату, выбирают картинку, прикрепляют к плакату и рассказывают о том, что изображено на картинке). -Какой интересный плакат получился! Плакат расположим на нашей выставке, чтобы родители его увидели и узнали о том, как появились деньги. Уверена, родители оценят ваши старания! Мне очень понравилось работать с вами! Спасибо вам. | Работа со штампами и пластилиновыми заготовками. Оформление плаката «История монет» | Дети подходят к столам, на которых расположены доски для лепки, штампы для творчества и пластилиновые заготовки. Дети вспоминают, как воспитатель делала узор на пластилиновой заготовке, и выполняют задание, проговаривая алгоритм действий (пластилиновую заготовку положить на доску для лепки, взять штамп для творчества, нажать им на пластилин). Дети демонстрируют друг другу свой результат. Каждый ребенок прикрепляет на заготовку плаката картинки по теме «История монет» в определенной последовательности и аргументирует свой ответ. Затем дети вместе с воспитателем располагают плакат на выставке. |
|
Заключение
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – необходимо важные и нужные аспекты экономического образования в дошкольном возрасте, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание интегрированного занятия обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. У детей сформировались представления о том, что такое монеты, какие первые деньги были на Руси, из чего изготавливались, значение денег в целом.
Ожидаемые результаты, которые подтвердились у детей при проведении занятия:
-У детей сформировалась уверенность в себе, умение проявлять инициативу и творчество при выполнении заданий;
- дети старались дать полный развернутый ответ на вопрос воспитателя.;
- приобрели новые знания об истории денег, монет;
- продолжили развиваться память, внимание, инициатива, речевая активность; умение действовать в команде, выполнять задание по алгоритму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
финансовая грамотность...

Конспект ООД "Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта" для подготовительной группы
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - финансовая грамотность детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, с...
Конспект НОД «Деньги. Монета. Банкноты. Пластиковая карта.
Формировать первоначальные представления о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления....

Конспект занятия «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.Тема: "Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта"Цель: ввести понятия: деньги, банкнота, пластиковая карт...

Конспект занятия "Деньги. Монета. Банктнота. Пластиковая карта"
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»Возрастная группа: подготовительная к школе группаОбразовательная область: познавательное развитие.Цель: раскрыть сущность понятия «...


