Конспект ООД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_dengi.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад № 16 г. Свободный

Номинация: Учебно-методическая разработка по обучению основам финансовой грамотности для воспитанников 6-7 лет дошкольных образовательных организаций.

Тема организованная образовательная деятельность

с детьми подготовительной группы

  «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Автор: Гусева Елена  Владимировна

                                                Воспитатель

                                               Детский сад № 16

г. Свободный, 2018

Аннотация  

Предлагаю занятие по обучению основам финансовой грамотности, рассчитанный для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал, направленный на формирование первичных экономических представлений, будет полезен воспитателям.  Данное занятие может быть проведено  в первой половине дня, продолжительность 30 минут.

Структура конспекта ООД составлена в соответствии с программным содержанием – в занятии 3 части основные части: 1-ая часть введение в игровую ситуацию, 2-ая часть – основная часть 3-ая – рефлексия. Реализация данной работы осуществляется через все доступные формы и методы. Содержание занятия соответствует возрасту детей. Занятие проходит в игровой форме.

В разработке конспекта использовались следующие методы: игровой, наглядный, словесный, практический, эвристический, мотивационный. А также приёмы: беседа, художественное слово, загадки, пояснения, самостоятельная деятельность, активность детей за счет включения проблемной ситуации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4            

Основная часть. Ход занятия……………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………...11

Список используемых литературных источников…………………………....12

        

Введение

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».    [1..С.1 ]                     Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. [2.,С.53-55]                                                                                 Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.                                             Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.  [4., С.22 ]                                                                                     Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.                                                                     По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.                  Старшие дошкольники формируют умения оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.    [3., С.7  ]                                                                   Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  [2.. С. 12-13 ]                                 На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении разработала  образовательную деятельность  с детьми подготовительной группы    «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»                                                                                                      Целью данной работы  раскрыть сущность понятие «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.                                                В связи с чем, были поставлены следующие образовательные задачи:  познакомить детей с деньгами, пластиковой картой; развивающие задачи: расширять представление об элементах экономики; формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы) , уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации); формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях; воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам. Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие. С детьми велась предварительная работа: заучивание стихотворения  К. Чуковского «Чудо - дерево», чтение сказки А. Толстого      « Приключение Буратино», сюжетно - ролевая игра «Магазин»                                           В ходе реализации методической разработки использовалось необходимое оборудование: монеты, банкноты, пластиковые карты, картон, цветная бумага, салфетки, ножницы, клей, цветные карандаши, цифры.     Планируемый результат: дети узнают, что такое наличные и безналичные деньги, делать выводы, сформировать представление о весе предметов, работать в коллективе.

 

Основная часть. Ход занятия

  1. Организационный момент.
    Ребёнок читает стихотворение К. И. Чуковского

Как у наших у ворот чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чулки и башмаки словно яблоки!

Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки, новые калошки.

Папа по саду пойдет, папа с дерева сорвет

Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке – чулки.

А для Мурочки такие крохотные, голубые

Вязаные башмачки! И с помпончиками!

Вот такое дерево, чудесное дерево!

В: Существует ли такое замечательное дерево, на котором вырастают различные необходимые нам вещи?

Д: нет

В: Где берут такие вещи?

Д: в магазинах

В: А кто знает, откуда они попадают в магазины?

Д: с фабрик, заводов

В: Как,  и с помощью чего мы можем приобрести эти товары и услуги?

Д: с помощью денег

В: Да, ребята, и сегодня мы с вами будем говорить о деньгах.

2. Основная  часть
- Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:
Для покупки продуктов питания;
Для оплаты бытовых услуг;
Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)
Для оплаты услуг. Каких?
Для оплаты проезда на транспорте;
Для покупки подарков;
Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
         Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

Появляется Буратино, лиса Алиса, кот Базилио. В кармане у Буратино – монеты, у лисы – банкноты, у кота – пластиковая карта.
В: Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, что в карманах у персонажей. Маленька,  кругленька,

Из кармана в карман скачет.

Весь мир обскачет.

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна.  (Монета)

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем.(Деньги)

В: бумажные деньги называются банкноты. А если одна, то будет банкнота. (спросить у детей)

В банкомат её вставляют, пароль набирают.

И сразу деньги получают. ( пластиковая карта)

Персонажи завязывают спор, что удобней в обращении (монеты, банкноты, пластиковая карта)

В: Ребята, давайте им поможем.

Рассматривают монеты, банкноты. И делают вывод.

 Вывод .Монета : круглая, металлическая, звенит. Если их много, то они тяжелые.  

Банкнота : прямоугольные, бумажные, шуршат, могут порваться, легкие.

В: Где мы носим банкноты, монеты?

Д: В кошельке.

В: Деньги у нас в наличии и называются они « наличные деньги»

А вот на банковской карте деньги безналичные. (рассматриваем карточку)

Вывод : небольшая, не ломается, прямоугольная, легкая, много цифр.

В: Так что же удобней? ( монеты тяжелые; банкноты много носить , могут порваться, обязательно носить в кошельке , не удобно рассчитываться, может не быть сдачи )

 Персонажи говорят спасибо, что им нужно уходить, торопятся в магазин.

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся

Два –нагнулся

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 Продуктивная деятельность.

В: Ребята, давайте изготовим свою банковскую карточку  для игры в магазин. Сперва выберем материал, из чего будем изготавливать  (материал разной текстуры). Обращаю внимания, что карточки бывают разного цвета, есть много цифр.

Дети выполняют задание

После выполнения задания дети представляют работы.

3.Рефлексия.

В: О чем  мы сегодня говорили ?

В: Какие бывают деньги?

В: Чем отличается монета от банкноты?

В: Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?  (наличные деньги)

В: А безналичные деньги,  где у нас хранятся? (на пластиковых карточках)

 

Заключение

Предложенная методическая разработка попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа по обучению детей финансовой грамотности дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что можно заинтересовать детей данной проблемой. В ходе составления методической разработки учитывались целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно, то, что ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Данная разработка поможет педагогам ДОУ провести качественное занятие по формированию умения дошкольников использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях и привлечь родителей к данной проблеме. В результате проведения данной организованной образовательной деятельности у ребят и их родителей повысилась мотивация к занятиям по основам финансовой

Список используемых литературных источников

1.Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

2. Смирнова Н.Н Финансовая грамотность//Н.Н. Смирнова М.: КноРус,  2012-106  

3.Смоленцева А. А. Введение в мир экономику,  или Как мы играем в экономику/А. А. Смоленцева СПБ Детство Пресс, 2002- 167

4.Шатова А. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы/ А. Шатова // Дошкольное воспитание 2018- № 2-С.22-26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема : «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешн...

Конспект ООД по формированию у детей финансовой грамотности. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем вид...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД "Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта" для подготовительной группы

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - финансовая грамотность детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, с...

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «деньги». Задачи: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги. - Закрепить знания детей о...