НОД "Что можно и нельзя купить за деньги"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Татьяна Вячеславовна

Конспект нод для воспитаелей на тему "Что можно и нельзя купить за деньги" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chto_mozhno_i_nelzya_kupit_za_dengi.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные области: познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное          

Тема занятия: «Что можно и нельзя купить за деньги»

Возрастная группа: Старшая группа

Цель занятия: формирование представлений детей о нематериальных ценностях, о том, что не всё можно купить за деньги;

Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):

1) Учить детей различать материальные и нематериальные ценности, понимать, что не все можно приобрести за деньги.

2) Развивать внимание, логическое мышление, связную речь

3) Воспитывать бережное отношение к деньгам

Планируемый результат занятия:

  1. дети понимают, что не все можно купить за деньги

Подготовительная работа: Беседы и рассматривание альбомов по теме «Деньги». Чтение художественной литературы по теме, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

Материалы и оборудование: презентация, монеты, кошельки с деньгами и без, карточки к дидактической игре «Что не купишь за деньги?».

Этапы интегрированного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Создание

мотивации на

дальнейшую

деятельность

Воспитатель: А сейчас встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: А теперь я прошу вас присесть на стулья.

Дети рассаживаются на стулья.

Словесный

Беседа

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Получили

мотивацию на

дальнейшую

работу

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

формулировка

проблемы в

доступной для

детей форме

Гном Эконом: Ребята, помните мы с вами говорили о экономике. Давайте вспомним, что это?

Экономика – наука о ведении хозяйства в семье и в стране. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- А что значит быть экономным?

- Ребята, а как в семье появляются деньги?

- Если родители их зарабатывают, то это что?

(Каким другим словом можно назвать заработанные деньги?)

- Зарплата – это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.

Гном Эконом: У меня большая дружная семья. Недавно в нашей семье возник спор. Я считаю, что всё, что нас окружает можно купить. А мама с папой, говорят, что это не так. Ребята, помогите мне разобраться, прав я или нет…

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Гному Эконому. Познакомимся с его семьёй.

Словесный

Беседа

Дети слушают и отвечают на вопрос

Получили эмоциональный настрой, готовы помогать Гному Эконому

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение

(закреплени, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений

   Слайд №3 Это папа Гнома Эконома. Как вы считаете, где и кем он работает? (На стройке. Он строитель) За свою работу он получает зарплату.

Слайд №4 Это мама. Где и кем работает она? (Мама работает в больнице, она врач.) И она за свой труд получает  что? зарплату.

Слайд №5 Бабушка и дедушка Гнома Эконома уже нигде не работают. Работали, когда были молодыми. Сейчас они – пенсионеры и получают Что? пенсию.

Слайд №6 Знакомьтесь, это старший брат. Он не работает, т. к. учится в институте, студент. Учеба – это труд. За хорошую учёбу он получает что? стипендию. Стипендия – это тоже деньги.

Слайд №7 А это младшая сестрёнка, она нигде не учится и не работает, ходит в детский сад. Она никаких денег не получает.

- Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – это что? семейный бюджет. В каждой семье есть свой бюджет. Бюджет – это? подсчет доходов и расходов.

Воспитатель: Подумайте, на какие нужды в вашей семье в первую очередь тратится месячный бюджет.

Игра «Бюджет». (Продукты, одежда, обувь, телефон, бензин, проезд, квартира, школа, кружок, игрушки, витамины, театр…)

- Какие вы молодцы! Как много вы знаете!

 Физкультминутка: «Гномики»

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Гном Эконом: Давайте поиграем в игру «Доход-расход». 

Воспитатель: Хорошо, Гном Эконом, конечно же поиграем.

Все полученные деньги - это ДОХОД, а  то что мы тратим - это РАСХОД.

- Слушайте внимательно предложения и определяйте, что является доходом или расходом.

- Если вы считаете, что это приносит доход, то кладёте монету в кошелёк с деньгами. А если расходуются деньги на что-то, то кладёте монету в пустой кошелёк.

Папа и мама получили зарплату (доход); +

Сестра попросила купить ей велосипед. (расход)-;

Бабушка выиграла в лотерею (доход); +

Брат случайно нашёл 100 руб. (доход); +

Маме купили новые туфли (расход)-;

Папа получил премию (доход); +

Брат получил стипендию (доход); +

Дедушке купили лекарство (расход)-;

Дедушка получил пенсию (доход); +

Сестра получила деньги в подарок на день рождения (доход); +

Мама потеряла кошелёк (расход)-;

Бабушка подучили пенсию (доход)+;

Папа заплатил за квартиру (расход)-;

Порвались штаны у брата (расход)-;

Купили продукты в магазине (расход)-;

Сестре купили новую куклу (расход);

Вся семья сходила в кинотеатр (расход)-;

Семья поехала на море (расход)-.

Воспитатель объявляет, что денег больше нет.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что деньги имеют свою ценность, и если их тратить, то они исчезают. Нельзя купить сразу всё, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна.

Гном Эконом: Ого, это значит, что в один прекрасный день денег может совсем не остаться? Как же так? А ведь завтра у бабушки день рождения… и я хотел ей сделать подарок. Что же мне делать? Как я могу порадовать свою бабушку?

Воспитатель: Ребята, помогите советами Гному Эконому, если совсем нет денег? (ответы детей)

Словесный

Беседа

Отвечают на вопросы, выполняют физминутку, играют

Повторили понятие семейный бюджет

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Гном Эконом: Ого, это значит, что в один прекрасный день денег может совсем не остаться? Как же так? А ведь завтра у бабушки день рождения… и я хотел ей сделать подарок. Что же мне делать? Как я могу порадовать свою бабушку?

Воспитатель: Ребята, а как может порадовать свою бабушку гном эконом, если совсем нет денег? (ответы детей)

Воспитатель: Некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, не продаются и не покупаются ни за какие деньги. Это- забота, внимание, улыбка, доброта, смех, луна, солнце, звёздное небо, облака, радуга, дождь, снег, горы, море, река, лес, ручей)

Воспитатель: Об этом написано стихотворение Т. Кондылева.

Вслед за солнышком луна,

Ярко светит всем она.

Дождик радуга сменяет,

Это часто так бывает.

В небе еще звезда

И красавцы облака,

Но скажу я Вам одно:

Их не купишь ни за что.

Обойди хоть целый свет-

Их нигде в продаже нет.

Вот какие чудеса

Всем нам дарят небеса:

Доброту, тепло и ласку,

Нежность, жизнь и чистый свет.

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги?»

Гном Эконом: (подводит итог). Ребята, какие вы молодцы! Вы мне очень помогли! Благодаря вам я узнал, что мои родители правы и хоть деньги  в нашей жизни имеют очень большое значение. Без них мы не купим еду, не сможем заплатить за транспорт, не купим одежду, дом или квартиру, где нам будет удобно жить. Но всё-таки главные ценности – жизнь, радость близких людей – за деньги купить невозможно. Они для нас бесценны, и их надо беречь. Спасибо вам! До новых встреч!

А свои знания вы можете закрепить в нашем лэпбуке. В нем сеть игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

Словесный

Беседа

Практический

Отвечают на вопросы, играют, слушают стихотворение

Поняли, что не все можно купить за деньги

3

Заключительный этап

Рефлексия, формирование элементарных навыков самооценки

Ребята кому мы сегодня помогали? Интересно вам было? А может кому-то трудно было? Что мы сегодня нового узнали? А кому можно об этом рассказать? Вам понравилось?

Словесный

Беседа

Дети подводят итоги занятия, отвечают на вопросы

Оценили свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Что можно и нельзя купить за деньги"

Дидактическая игра (лото) "Что можно и нельзя купить за деньги"Игра предназначена для детей 4-6 лет.Целью игры является формирование понимания того, что не все покупается за деньги...

Конспект игры по финансовой грамотности «ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ В МАГАЗИНЕ ЗА ДЕНЬГИ» в старшей группе

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - дать первичные знания по финансовой грамотности; - продолжать учить детей решать...

Дидактическая игра "Что можно/нельзя купить за деньги" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь....

"Можно или нельзя купить за деньги?"

Данная игра помогает ребятам сформировать знания о том, что не все можно купить за деньги....

игра круги на липучках "Что можно и нельзя купить за деньги?"

Данная игра помогает ребятам пополнить знания по финансовой грамотности. Развивает внимание, логическое мышление....

Дидактическая игра по финансовой грамотности "Что можно и нельзя купить за деньги?"

Дидактическая игра по финансовой грамотности "Что можно и нельзя купить за деньги?"Игра рассчитана на возраст детей от 3-7 лет.Задачи: формирование понимания того, что не все покупается за д...