Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (дидактическая игра)
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Суслова Надежда Николаевна

Обмен опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста» (дидактическая игра)

(из опыта работы)

На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и образования.

Сегодня современное общество нуждается в образованном, умном, экономически грамотном, общительном, успешном, экономически образованном человеке. Чтобы соответствовать требованиям современной жизни с раннего возраста, каждый ребенок должен приобрести необходимые знания и опыт. Развитие финансовой грамотности играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Как правило, дети участвуют в экономической жизни семьи с раннего возраста. То есть привыкать к рекламе, посещая магазины с родителями, просматривая фильмы, наблюдая за тем, как родители тратят деньги, как они оплачивают банковские счета. Все это формирует у ребенка первые мысли о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о своих вещах и игрушках, им нужны дорогие подарки. Даже если его не научить этому, ребенок невольно сталкивается с экономикой. Поэтому экономическое образование является основой взаимодействия детей с внешним миром.

Финансовая грамотность дошкольного возраста понимается как развитие бережливого, эффективного и рационального поведения ребенка в связи с простой операцией обмена, здоровой оценкой результатов труда (товаров или денег) и формированием благодарности ребенка. Правильное понимание этого для финансового мира поможет ему стать независимым и успешным человеком и принимать грамотные и взвешенные решения, которыми он сможет воспользоваться в будущем.

Финансовая грамотность включает в себя умение зарабатывать деньги, тратить деньги, экономить, думать и планировать.

Сейчас дети старшего дошкольного возраста  выделяются такими  основными характеристиками как : любознательность и пытливый ум, непоседливость, отсутствие концентрации, но в, то, же время огромный запас энергии. В этом возрасте самое время обучать детей основам экономической грамотности.

Цель: заложить основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Создать условия для формирования у ребенка базовых экономических знаний

- Научить  понимать и ценить мир вещей вокруг (для работы людей)

- Помочь детям понять взаимосвязь между понятиями: "труд - продукт-деньги" и "стоимость продукта зависит от качества"

- Обучать детей языковым манерам, навыкам и культурным привычкам поведения в повседневной жизни

- Расширить круг представлений о мире, взаимоотношениях

- Сформировать правильное отношение к деньгам как к важной необходимости

Тем не менее, остается открытым вопрос о том, как привить финансовую грамотность детям, не перегружая их сложными терминами. Ответ прост. Самой эффективной и результативной формой работы является игра.

Мы используем дидактические игры. Дидактические игры включают в себя познавательный и образовательный контент. Это позволяет комплексно решать задачи формирования базы экономических знаний у старших дошкольников.

В дидактических играх проясняются и интегрируются мысли ребенка, терминология мира экономических явлений, приобретаются новые экономические знания, навыки и умения. Дошкольники учатся выполнять их для разных целей в разных условиях, выполняя множество действий. Это увеличивает силу и осознанность приобретения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные ситуации. То есть покупка и продажа операций, производство и продажа готовой продукции и т.д. Сочетание развивающих игр и реальных занятий наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В своих работах мы используем такие игры:

 И более подробно сейчас расскажем, которые мы изготовили сами.

В своих работах мы используем такие игры:

 И более подробно сейчас расскажем, которые мы изготовили сами.

  1. Домино "Русские деньги"

Цель: Закрепить знания детей о денежных средствах, о названии и достоинстве русских денег, их способностях.

Задачи: развивать внимание, память, продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Материал: костяшки в виде карточек домино, на которых изображены русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе.

Правила игры: Правила игры являются общими для домино. Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «Банке», лицевой стороной вниз.

Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками. Если у кого то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Игроку которого раньше все закончатся фишки побеждает.

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развивать мышление и внимание дошкольников: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Правила игры: рассмотри 4 картинки и назови какой предмет лишний; объясни свой выбор.

  1. "Давай положим это в корзину..."

Цель: Интегрировать представления детей о продукте.

Задача: Продолжать формировать представления детей о продукте, научитесь выбирать продукты в соответствии с вашими потребностями.

Правила игры: - Заполнить корзину продуктами , соотнося количество товаров указанных на корзине.

- Дать   игроку задание на покупку в магазине.

 -Продукты для завтрака

- Подарки друзьям на день рождения

- Суповые продукты и т.д.

4. "Что можно и чего нельзя купить за деньги?"

Цель: Сформировать у ребенка представление о том, что не все продается и покупается, о главных ценностях (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и т.д.). Его нельзя купить за деньги.

Задача: Сформировать представление об истинной ценности и богатстве человека.

 Правила игры: Дайте ребенку карточки с изображением  предметов и нужно  закрыть фишками предметы которые можно купить за деньги или наоборот что нельзя купить за деньги.

 5. «Денежная дорожка»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Учить с помощью педагогов и родителей принимать грамотные финансовые решения, планируя бюджет и сбережения семьи.

Задачи: развивать экономическое мышление, финансовое планирование, целеустремленность;

Закрепить основные понятия «деньги», «монета»;

Развивать устный счет;

Правила игры: игроки выбирают себе фишки или человечков , бросают игровой кубик и продвигаются по игровому полю вперёд, выполняя ходы соответственно разметке.

Таким образом, интерес детей к миру экономики может быть максимизирован, а их представление об окружающем мире и их экономических потребностях расширяется за счет использования дидактических игр, ориентированных на финансы.

Следует также помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики и налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности лучше всего начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка есть социальный статус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Актуальность проблем формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.                          Оноре де Бальзак...

"Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Материал из сборника XXI Международной научно-практической конференции (Челябинск, 27 апреля 2023 года) "Актуальные проблемы дошкольного образования".Статья посвящена проблеме развития предп...

Сообщение для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна на...

Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» (далее-Проект) разработан в целях финансового просвещения детей 5-7 лет. Требования современного общества сделали проблему экономического об...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Формирование предпосылок финансовой грамотностиу детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.  Выступление из опыта работы на муниципальном педагогическом практикуме «...

«Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» «Что такое деньги?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей среднего возраста.Задачи: познакомить с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;дать возможность детям практиче...