Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (дидактическая игра)
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Обмен опытом
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста» (дидактическая игра)
(из опыта работы)
На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и образования.
Сегодня современное общество нуждается в образованном, умном, экономически грамотном, общительном, успешном, экономически образованном человеке. Чтобы соответствовать требованиям современной жизни с раннего возраста, каждый ребенок должен приобрести необходимые знания и опыт. Развитие финансовой грамотности играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.
Как правило, дети участвуют в экономической жизни семьи с раннего возраста. То есть привыкать к рекламе, посещая магазины с родителями, просматривая фильмы, наблюдая за тем, как родители тратят деньги, как они оплачивают банковские счета. Все это формирует у ребенка первые мысли о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о своих вещах и игрушках, им нужны дорогие подарки. Даже если его не научить этому, ребенок невольно сталкивается с экономикой. Поэтому экономическое образование является основой взаимодействия детей с внешним миром.
Финансовая грамотность дошкольного возраста понимается как развитие бережливого, эффективного и рационального поведения ребенка в связи с простой операцией обмена, здоровой оценкой результатов труда (товаров или денег) и формированием благодарности ребенка. Правильное понимание этого для финансового мира поможет ему стать независимым и успешным человеком и принимать грамотные и взвешенные решения, которыми он сможет воспользоваться в будущем.
Финансовая грамотность включает в себя умение зарабатывать деньги, тратить деньги, экономить, думать и планировать.
Сейчас дети старшего дошкольного возраста выделяются такими основными характеристиками как : любознательность и пытливый ум, непоседливость, отсутствие концентрации, но в, то, же время огромный запас энергии. В этом возрасте самое время обучать детей основам экономической грамотности.
Цель: заложить основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для формирования у ребенка базовых экономических знаний
- Научить понимать и ценить мир вещей вокруг (для работы людей)
- Помочь детям понять взаимосвязь между понятиями: "труд - продукт-деньги" и "стоимость продукта зависит от качества"
- Обучать детей языковым манерам, навыкам и культурным привычкам поведения в повседневной жизни
- Расширить круг представлений о мире, взаимоотношениях
- Сформировать правильное отношение к деньгам как к важной необходимости
Тем не менее, остается открытым вопрос о том, как привить финансовую грамотность детям, не перегружая их сложными терминами. Ответ прост. Самой эффективной и результативной формой работы является игра.
Мы используем дидактические игры. Дидактические игры включают в себя познавательный и образовательный контент. Это позволяет комплексно решать задачи формирования базы экономических знаний у старших дошкольников.
В дидактических играх проясняются и интегрируются мысли ребенка, терминология мира экономических явлений, приобретаются новые экономические знания, навыки и умения. Дошкольники учатся выполнять их для разных целей в разных условиях, выполняя множество действий. Это увеличивает силу и осознанность приобретения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные ситуации. То есть покупка и продажа операций, производство и продажа готовой продукции и т.д. Сочетание развивающих игр и реальных занятий наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В своих работах мы используем такие игры:
И более подробно сейчас расскажем, которые мы изготовили сами.
В своих работах мы используем такие игры:
И более подробно сейчас расскажем, которые мы изготовили сами.
- Домино "Русские деньги"
Цель: Закрепить знания детей о денежных средствах, о названии и достоинстве русских денег, их способностях.
Задачи: развивать внимание, память, продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Материал: костяшки в виде карточек домино, на которых изображены русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе.
Правила игры: Правила игры являются общими для домино. Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «Банке», лицевой стороной вниз.
Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками. Если у кого то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Игроку которого раньше все закончатся фишки побеждает.
- «Четвертый лишний»
Цель: развивать мышление и внимание дошкольников: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Правила игры: рассмотри 4 картинки и назови какой предмет лишний; объясни свой выбор.
- "Давай положим это в корзину..."
Цель: Интегрировать представления детей о продукте.
Задача: Продолжать формировать представления детей о продукте, научитесь выбирать продукты в соответствии с вашими потребностями.
Правила игры: - Заполнить корзину продуктами , соотнося количество товаров указанных на корзине.
- Дать игроку задание на покупку в магазине.
-Продукты для завтрака
- Подарки друзьям на день рождения
- Суповые продукты и т.д.
4. "Что можно и чего нельзя купить за деньги?"
Цель: Сформировать у ребенка представление о том, что не все продается и покупается, о главных ценностях (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и т.д.). Его нельзя купить за деньги.
Задача: Сформировать представление об истинной ценности и богатстве человека.
Правила игры: Дайте ребенку карточки с изображением предметов и нужно закрыть фишками предметы которые можно купить за деньги или наоборот что нельзя купить за деньги.
5. «Денежная дорожка»
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Учить с помощью педагогов и родителей принимать грамотные финансовые решения, планируя бюджет и сбережения семьи.
Задачи: развивать экономическое мышление, финансовое планирование, целеустремленность;
Закрепить основные понятия «деньги», «монета»;
Развивать устный счет;
Правила игры: игроки выбирают себе фишки или человечков , бросают игровой кубик и продвигаются по игровому полю вперёд, выполняя ходы соответственно разметке.
Таким образом, интерес детей к миру экономики может быть максимизирован, а их представление об окружающем мире и их экономических потребностях расширяется за счет использования дидактических игр, ориентированных на финансы.
Следует также помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики и налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности лучше всего начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка есть социальный статус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Актуальность проблем формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться. Оноре де Бальзак...

"Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Материал из сборника XXI Международной научно-практической конференции (Челябинск, 27 апреля 2023 года) "Актуальные проблемы дошкольного образования".Статья посвящена проблеме развития предп...
Сообщение для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна на...

Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» (далее-Проект) разработан в целях финансового просвещения детей 5-7 лет. Требования современного общества сделали проблему экономического об...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
Формирование предпосылок финансовой грамотностиу детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Выступление из опыта работы на муниципальном педагогическом практикуме «...

План работы по самообразованию на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Предпосылки финансовой грамотности...

«Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» «Что такое деньги?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей среднего возраста.Задачи: познакомить с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;дать возможность детям практиче...
