Проект "Использование образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» по ФЭМП «Финансовая грамотность с Феечкой Копеечкой»".
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Принципы реализации проекта. Постановка проблемы.
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена и др. в соответствии с их возрастными особенностями.
3. Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста; формирования норм финансово-грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи: Образовательные задачи: 1.Познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий. 2.Формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе. 3.Формирование первичных экономических представлений и компетенций. Развивающие задачи: 1.Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. 2.Развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. 3.Развивать речь, внимание, мыслительные операции. Воспитательные задачи: 1.Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. 2.Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. 3.Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии. Срок реализации: Проект долгосрочный 1год (2021-2022).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №85 ________________________________________________________________________________________
ПРОЕКТ Использование образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» по ФЭМП «Финансовая грамотность с Феечкой Копеечкой» с детьми дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель: Котелевская Т. А.
г. Ростов-на-Дону 2021 г.
Содержание образовательной деятельности по разделу ФЭМП «Финансовая грамотность с Феечкой Копеечкой» ФГОС по программе «Вдохновение»:
1.Актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, 2.Принципы реализации проекта, 3.Цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, 4.Сроки и этапы реализации проекта, 5.Управление и обеспечение проекта, 6.Ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, 7.Планируемые мероприятия в рамках проекта,
Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет выверенные педагогические технологии и инструменты для их достижения, открывая просторы для профессионального творчества. В рамках образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО): - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй; - приобщение детей к социокультурным нормам; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
1. Актуальность и социальная значимость проекта. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Содержание методической разработки проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Новизна. В практике МБДОУ вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
2. Принципы реализации проекта. Постановка проблемы.
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена и др. в соответствии с их возрастными особенностями.
3. Цель: создание условий для формирования основ финансовой
грамотности детей старшего дошкольного возраста; формирования норм
финансово-грамотного поведения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи: Образовательные задачи: 1.Познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий. 2.Формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе. 3.Формирование первичных экономических представлений и компетенций. Развивающие задачи: 1.Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. 2.Развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. 3.Развивать речь, внимание, мыслительные операции. Воспитательные задачи: 1.Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. 2.Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. 3.Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии. 4.Срок реализации: Проект долгосрочный 1год (2021-2022). Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), - воспитатели группы, родители. Краткое описание этапов проекта:
I этап - организационный (с 01.09. по 30.09. 2021.) 1. Составление поэтапного плана работы проекта; 2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; 3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности. 4. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность с Феечкой Копеечкой».
II этап - практический (с 01.10.2021 по 14.05.2022.) 1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта. 2. Провести мероприятия по долгосрочному проекту «Финансовая грамотность с Феечкой Копеечкой». 3. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда. 4. Спланировать и провести (интерактивную) экскурсию в магазин, музей, почту. 5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции. 6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности. 7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации, анкетирование; 8.совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».
III этап – заключительный (с 17.05.2022. по 31.05.2022.)
1. Анализ результативности работы с детьми дошкольного возраста по проекту. 2. Систематизировать накопленный материал.
3. Презентация проекта.
5.Управление и обеспечение проекта
Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и деятельности в свободное время. Занятия проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 25 минут.
Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
- Чтение художественной литературы.
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. - Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия: анализ, классификация предметов; обобщение по заданному признаку; сравнение и выделение главного; простые умозаключения; действия по предложенной схеме-алгоритму; овладение счетными операциями; формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; сравнение количества предметов; освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Ресурсное обеспечение:
- Игровые зоны - оборудование и атрибуты к ролевым играм,
- Наглядно-иллюстративный материал.
- ИГРОТЕКА: « Дороже - дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
- Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
- Компьютерное оборудование
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
- Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Тетушки Совы».
Методы, повышающие познавательную активность: - элементарный анализ; - сравнение; - метод вопросов; - метод повторения; - решение логических проблем; - экспериментирование и опыты.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире: - игровые; сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: - перспективное планирование, индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации, проигрывание положительных ситуаций, обсуждение способа действия. Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него
действительности» (А. Н. Леонтьев).
Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием. 6.Предполагаемый результат По завершению проектных мероприятий предполагается:
Для детей:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, семейный бюджет и т.д.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. - Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников. - Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
По завершению проектных мероприятий дети могут: - Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). - Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. - Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. - Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей. - Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. - Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека. - Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.). - Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка «Ателье в яслях».по Основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой
Я предлагаю свой опыт работы по программе "Вдохновение" по проведению свободной деятельности с детьми второй группы раннего возраста....

Презентация по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение»
краткая презентация по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение»...

Организация образовательного процесса в МБДОУ «Золотая рыбка» в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение»
Из опыта работы по ООП ДО "Вдохновение"под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой....

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. с 20 по 24 сентября.
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е...

Ежедневное планирование на неделю во второй младшей (от 3-х до 4-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей (от 3-х до 4-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на основе основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" - "В гости к Лунтику"
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на основе основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" - "В гости к Лу...
«Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение»
laquo;Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение»С сентября 2021 года наш де...
