Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детский сад «Березовый»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
«Маленький финансист»
Автор: Кольцова Ирина
Викторовна
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
«Маленький финансист»
Автор проекта: Кольцова Ирина Викторовна.
Сроки реализации проекта: ноябрь - май.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность и социальная значимость
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Сформировать первичные экономические понятия;
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно - ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: театрализованная игра «Муха - Цокотуха».
Предполагаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта:
Работа с детьми:
Ноябрь
Беседа: «Что такое деньги».
Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание коллекции «Деньги».
Игровая деятельность. Сюжетно - ролевая игра «Магазин».
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Декабрь
Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!»
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Январь
Дидактическая игра «Профессии».
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
Февраль
Демонстрация презентации «История денег»
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
НОД «Дом, в котором «живут» деньги»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
Март
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского
«Муха - Цокотуха».
НОД «Доход семьи»
Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для
с/р игры «Супермаркет».
Д\и «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Апрель
Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет»; НОД «Путешествие денежки»
Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
Д\И «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
Май
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».
«Магазин»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать
«товар» по собственной цене.
НОД «Путешествие в страну Экономика»
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин .
- Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».
- Беседа «Как я коплю деньги дома».
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям: деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; авторитетные качества человека: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...
