Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей с тяжелыми речевыми нарушениями через модернизацию развивающей предметно – пространственной среды»
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Для успешной социализации и личностного развития дошкольников, а особенно детей с тяжелыми нарушениями речи, в мире финансовых отношений взрослых необходима модернизация развивающей предметно - пространственной среды в группе путем создания специальной игровой зоны, которая поможет детям познакомиться с миром экономики и финансов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ЧЕРЕЗ МОДЕРНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»
В современном обществе очень актуальна проблема финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста как нормотипичных, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Старший дошкольный возраст является оптимальным для формирования основ финансовой грамотности, овладения первичными экономическими знаниями, которые станут фундаментом для развития полезных финансовых привычек, а в будущем будут способствовать приобретению финансовой самостоятельности и финансовой безопасности» [3, с. 55].
В процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников создается первоначальное представление о финансовом мире, воспитывается бережливость, деловитость, формируется адекватная оценка результатов труда, рациональное поведение в отношении простых обменных операций.
Для успешной социализации и личностного развития дошкольников, а особенно детей с тяжелыми нарушениями речи, в мире финансовых отношений взрослых, необходимо во время ознакомления с основами финансовой грамоты уделять большое внимание речевому развитию детей, активизации коммуникативного поведения.
Перед педагогами, работающими с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в рамках работы над финансовым просвещением и воспитанием детей стоят следующие задачи:
- построение процесса автоматизации и дифференциации звуков на речевом материале, содержащем основы элементарных экономических знаний;
- расширение словарного запаса дошкольников с тяжелыми нарушениями речи доступными детям по возрастным и индивидуальным особенностям финансово-экономическими понятиями;
- формирование грамматического строя речи, используя упражнения с употреблением элементарных финансово – экономических понятий;
- развитие связной речи в контексте изучения основ финансовой грамотности;
- формирование самостоятельности при выполнении каких-либо финансовых действий;
- формирование осознанного отношения к деньгам, способам их получения и использования.
Эффективному решению этих задач способствует модернизация развивающей предметно - пространственной среды в группе дошкольников с тяжелыми нарушениями речи путем создания специальной игровой зоны, которая поможет детям познакомиться с миром экономики и финансов.
«В основу организации развивающей предметно – пространственной среды по экономическому воспитанию дошкольников с ТНР положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно исследовательскую, трудовую» [2, с. 15].
Можно выделить следующие составляющие игровой экономической зоны:
- информационная, которая представлена произведениями художественной литературы с включением экономического компонента, различными материалами по ознакомлению с профессиями;
- занимательно – экономическая, наполненная кроссвордами, лабиринтами, задачами на смекалку финансовой направленности, ребусами;
- деятельностно – игровая, включающая в себя дидактические игры, модули и атрибуты для организации сюжетно – ролевых игр, лэпбуки.
Для обогащения развивающей предметно - пространственной среды экономической направленности в группе детей с тяжелыми нарушениями речи активно используются проектная технология, музейная педагогика, организуется конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников.
Для обогащения информационного сегмента игровой экономической зоны в Центре книг размещаются следующие художественные произведения: «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон», «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе», «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г.-Х. Андерсен «Огниво», «Лиса и козел», «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал».
При знакомстве дошкольников с профессиями как с источником получения заработной платы используются коллажи, плакаты, информационные буклеты о предприятиях города, тематические альбомы, мультимедийные презентации, проводится акция «Гость группы», где родители посредством фото и видео материалов, знакомят детей со своей профессиональной деятельностью.
Для расширения занимательно-экономической составляющей развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи активно используются такие формы, как: создание картотеки загадок, пословиц и поговорок в картинках финансово-экономического содержания, медиатеки мультфильмов, презентаций, интерактивных игр, аудиотеки, мультимедийных игр – викторин «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Юные финансисты», «Путешествие в сказочную страну Финансов».
Деятельностно – игровой компонент игровой экономической зоны представлен набором настольно – печатных игр: «Семейный бюджет», «Кому что нужно?», «Магазин», «Откуда пришли деньги?», «Путешествие рубля», «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Поиск», «Что нельзя купить», «Мелкие покупки»; речевыми играми: «Скажи наоборот», «Что лишнее?», «Все профессии важны»; дидактическими играми «Прогулка в магазин цветов», «Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»; атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр, таких как: «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Ярмарка», «Банк», «Поликлиника», «Парикмахерская», атрибутами различных рабочих мест, спецодеждой, деньгами, пластиковыми платёжными и дисконтными картами, кошельками, банкоматами и т.п.
Одной из задач ранней финансовой грамотности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является знакомство с деньгами. Для решения этой задачи оформляются альбомы «Эволюция денег», коллекции монет и купюр разных стран, используются деньги, нарисованные детьми, ненастоящие деньги, тематические альбомы, рабочие тетради по теме.
Созданная таким образом развивающая предметно-пространственная среда способствует тому, что дошкольники с тяжелыми нарушениями речи овладевают такими экономическими понятиями, как: название различных мест и учреждений торговли, знание российских денег, некоторых названий валют других стран, проявляют интерес к экономической деятельности взрослых, понимают значения элементарных финансово – экономических терминов.
Таким образом, создание насыщенной предметно – пространственной развивающей среды по овладению дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи основами финансовой грамотности предоставляет детям возможность выработать полезные привычки в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Список литературы
1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 32 с.
2. Шатова А. А Тропинка в экономику» Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников. [Текст]: учеб. пособие /. М.: Просвещение, 2015. – 200 с.
3. Шаламова Т. П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я. 2017. № 4. с. 89
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у дошкольников».
Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овл...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников»
Консультация для педагогов:«Формирование финансовой грамотности дошкольников»...
консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Для того, что бы экономика стала интересной и понятной для дошкольников, педагоги выбирают для них интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компон...

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по развитию математических способностей»
Цель: повышение компетенций педагогов ДОУ в области формирования финансовой грамотности дошкольников при организации занятий по развитию математических способностей»...