Методическая разработка (эксперимент) "Богатый Топтыжка" для воспитанников подготовительной (7 лет) и средней (5 лет) группы.
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Методическая разработка (эксперимент) совместной образовательной ситуации для детей подготовительной (7 лет) и средней (5 лет) группы общеразвивающей направленности по познавательному и художественно–эстетическому развитию в рамках проекта по формированию предпосылок финансовой культуры и азов финансовой грамотности "Богатый Топтыжка" (на основе обучающей сказка–обсуждения).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка (эксперимент)
совместной образовательной ситуации для детей подготовительной (7 лет) и средней (5 лет) группы общеразвивающей направленности
по познавательному и художественно–эстетическому развитию
в рамках проекта по формированию предпосылок финансовой культуры
и азов финансовой грамотности
«Богатый Топтыжка»
(на основе обучающей сказка–обсуждения)
Цель: формирование представлений об истинных ценностях, богатстве/бедности посредством интерактивного мини-спектакля.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать пониманию того, что не все продается и покупается;
- продолжать формировать представления о важных для каждого человека ценностях, заключенных в понятиях: жизнь, забота, дружба, близкие люди
и пр.), которые за деньги купить невозможно; - актуализировать у детей потребность в ответственном отношении
к выбору, который проявляется в тесной взаимосвязи желаний
и рационального их осуществления; - сделать акцент на то, что истинное богатство не в деньгах,
а в отношениях, в умении использовать деньги на то, что изменит мир
к лучшему;
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- расширять словарный запас, развивать монологическую
и диалогическую речь, коммуникативные способности; - совершенствовать развитие аналитического мышления; создать условия для анализа понятий: всегда ли богатство можно измерить деньгами, можно ли считать способности, знания и умения ценностями; можно ли назвать богатым человека, у которого много друзей, родных и близких людей;
- способность оценивать, насколько необходима та или иная вещь
и принимать разумные решения относительно трат; - развивать творческие способности, мелкую моторику, координацию движений, умение работать в команде при совместной продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-экономические качества личности: предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни, поиск наилучшего выхода из ситуации, а также доброту, умение заботиться, уважение, оптимизм, умение поддержать друга/близкого в трудную минуту;
- воспитывать у детей положительную мотивацию к формированию азов финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
Планируемые результаты:
- понимать, что можно, а что невозможно купить за деньги;
- уметь объяснить, в чем может заключаться богатство/бедность;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно трат, ориентируясь на потребности; понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя и других, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно.
Формы совместной деятельности взрослого и детей:
- интерактивный мини-спектакль «Богатый Топтыжка»;
- динамическая пауза: русская народная хороводная игра «Шел козел по лесу»;
- коллективная продуктивная деятельность «Домик для Сороки-белобоки».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательно–музыкальная, продуктивная.
Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, аудио запись «Шел козел по лесу», музыкальное сопровождение для мини-спектакля; маски/костюмы для театрализации, декорации леса; клей ПВА, кисти, клеенка, мелкие веточки, листочки, заготовка из картона для поделки.
Подготовительный этап: предварительная работа с воспитанниками подготовительной группы по созданию образов сказочных героев и воплощения образов известными выразительными средствами (интонация, мимика, жесты, движения) в процессе репетиций интерактивного мини-спектакля.
Ход образовательной деятельности
№ п/п | Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Вводная часть. | Подготовка декораций в музыкальном зале для обыгрывания образовательной ситуации, конверт с приглашениями в гости к нашему другу Мишке Топтыжке из сказочного леса. | Воспитатель создает условия возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, педагогическая ситуация: «Получение знаний об истинных ценностях, богатстве/бедности», посредством образовательной сказки. Наводящие вопросы: "Хотите узнать, что в этом конверте? Что необходимо для того, чтобы выяснить для чего нас зовут в гости?" | В результате коммуникативной деятельности дети формулируют цели: «Хотим узнать зачем приглашают в гости. Можем ли мы чем–то помочь нашим лесным друзьям? Что для этого нам нужно сделать?» |
2 | Интерактивный мини–спектакль –обсуждение «Богатый Топтыжка». Сцена первая. | Переместиться в музыкальный зал для участия в интерактивной постановке вместе с воспитанниками/актерами и педагогом. | Воспитанники подготовительной группы вместе с педагогом разыгрывают перед детьми средней группы и части подготовительной историю «Богатый Топтыжка», общаются с детьми в процессе действия, конкретизируя понятия, согласно поставленным цели и задачам. | Дети следят за театральной деятельностью, общаются с героями, открывают новые знания, анализируют ситуацию, формулируют причины затруднений, если таковые есть, ставят задачи для их устранения, делают выводы, что способствует не только достижению поставленных детских целей, но и оценки новых знаний, приобретенных умений. |
3 | Динамическая пауза русская народная хороводная игра «Шел козел по лесу». | Организовать детей для музыкально–двигательной активности, аудио–запись, ноутбук, колонки. | Педагог создает условия для отдыха и эмоционального подъема, физической разрядки воспитанников. | Дети включаются в музыкальную игру, повторяя движения в соответствии с музыкально–текстовым сопровождением. |
4 | Интерактивный мини–спектакль –обсуждение «Богатый Топтыжка». Сцена вторая. | Воспитанники возвращаются на места для продолжения участия в интерактивной постановке вместе с воспитанниками/актерами и педагогом. | Продолжение театральной истории, общение с залом, конкретизация понятия, согласно поставленным цели и задачам. | Дети следят за театральной деятельностью, общаются с героями, открывают новые знания, анализируют ситуацию, делают выводы. |
5. | Продуктивная деятельность «Домик для Сороки–белобоки». | Переместиться к столам/стульям по количеству детей для организации продуктивной деятельности, с подготовленными для этого материалами. | Педагог объясняет задачу, наблюдает процесс, помогает, если требуется помощь. | Дети участвуют в изготовлении поделки – гнезда для сороки. |
6 | Рефлексия. | Педагог в процессе обратной связи фиксирует у детей степень усвоения новых понятий и знаний, помогает в анализе образовательной деятельности наводящими вопросами при необходимости. Педагог с позволения детей озвучивает свои ощущения, благодарит детей за сотрудничество, выражает свою признательность. | Дети делятся своими знаниями, выводами, чувствами. Что больше всего понравилось, запомнилось, чтобы было простым или что вызвало сложности, получилось ли узнать больше. |
Процесс образовательной ситуации может корректироваться по факту в зависимости от потребностей детей и времени, но основная цель и задачи остаются неизменными.
Поскольку данная образовательная ситуация является экспериментом, то для целостности восприятия такого формата опыта, целесообразно довести весь процесс до логического конца, не лимитируя его 20-30 минутами, отведенными СанПином на такого рода занятость.
Не исключен вариант, когда рациональнее будет перейти к подведению итогов, анализируя только интерактивный мини-спектакль, но озвучить возможность продуктивной деятельности на следующей встрече.
В каждом конкретном случае, ориентироваться необходимо на воспитанников.
Список используемой литературы:
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША. 2022. – 32 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Богатый Топтыжка
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Педагог – Сова – Мудрая голова;
Воспитанники подготовительной группы:
Белочка Попрыгушка, Волк – зубами щелк, Медвежонок Топтыжка, Лисенок.
Сцена первая
На сцене под музыку появляются волк — Зубами щёлк,
белочка Попрыгушка и Сова — Мудрая голова.
Они разговаривают между собой.
Сова. Вчера у Топтыжки был день рождения. Ему подарили много разных подарков и ещё бумажную денежку!
Белочка Попрыгушка и волк — Зубами щёлк (хором, удивлённо). Настоящие бумажные деньги?
Появляется медвежонок Топтыжка. Он очень серьёзен и задумчив.
Волк (медвежонку). Здравствуй, Топтыжка! Куда направляешься?
Медвежонок. Я гуляю и думаю, на что потратить деньги, которые мне подарили.
Белочка (восторженно). Можно всего накупить, всего, что только захочется!
Медвежонок (важно). Да, я теперь богатый медвежонок, могу всё купить!
Сова. Подумаешь, деньги! Разве это богатство? Купишь ты конфет, мёду, игрушек, потом конфеты и мёд съешь, игрушки поломаются, вот всё твоё богатство и закончится.
Волк (зрителям). Как вы думаете, это правда?
Все выслушивают ответы зрителей, при необходимости комментируют их.
Медвежонок (растерянно). Не буду я игрушки ломать и сладости есть...
Белочка (удивлённо). Ты что, их положишь и смотреть на них будешь?
Медвежонок. Я деньги вообще тратить не буду! Пусть лежат у меня в берлоге. Они очень красивые, буду на них любоваться.
Волк (задумчиво). Узнают в лесу, что ты богатый, и все сразу захотят с тобой дружить.
Сова (зрителям). А вы как думаете, ребята? Дружат только из-за богатства?
Все выслушивают ответы зрителей, при необходимости комментируют их.
Белочка. У меня нет денег, но есть грибы и ягоды. Я всех своих друзей угощаю!
Волк. У меня тоже нет денег, но я смелый и сильный и всех своих друзей защищаю!
Медвежонок. А я всех своих друзей мёдом угощаю!
Сова (зрителям). Получается, что для настоящей дружбы богатство не имеет значения. Как вы думаете?
Все выслушивают ответы зрителей, при необходимости комментируют их.
Сцена вторая
На сцену выбегает лисёнок Рыжик, он взволнован и тяжело дышит.
Лисёнок. Беда! Беда! Хулиганы сломали гнездо Сороки-белобоки! Она теперь осталась без дома и плачет!
Медвежонок. У меня же есть деньги, давайте сороке новое гнездо купим!
Белочка. Гнёзда не продаются, их птицы сами делают, как им нужно и удобно.
Сова. Давайте все пойдём, успокоим сороку и поможем ей новый дом построить. Мы же друзья!
Волк. Конечно! Мы друзья, а дружбу за деньги не купишь! Пойдёмте скорее помогать сороке!
Сова (зрителям). Как вы думаете, ребята, всё ли можно купить за деньги?
Выслушивает ответы зрителей, при необходимости комментирует их.
Медвежонок. Давайте поможем сороке, а потом купим сладостей на мои деньги и отпразднуем новоселье в её новом доме!
Сова. Молодец, Топтыжка! Здорово придумал!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Динамическая пауза - русская народная хороводная игра
«Шёл козел по лесу».
Задачи:
- приобщать детей к культуре русского народа посредством русских народных хороводных игр;
- создать условия для снятия напряжения, чувства усталости, повышения эмоционально-позитивного настроя, физической активности;
- развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции.
Дети становятся в круг, взявшись за руки.
Текст игры:
Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу (идут в одну сторону)
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу, (в другую сторону)
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (потряхивают ножками)
Давай с тобой потопаем, потопаем, потопаем, (топают)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (хлопают)
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся, (кружиться можно по-разному)
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся (обнимаются).
Головкой покачаем, (качают головой)
Сначала начинаем………(раза 3-4)
(На этом завершаем) (поклон).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Коллективная работа из природного материала
«Гнездо для Сороки-белобоки.
Задачи:
- продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения при работе с природным материалом на плоскости и поддерживать интерес к данному виду труда;
- учиться планировать последовательность своих действий, подбирать материал, продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ;
- развивать воображение, творчество, мелкую моторику, умение радоваться созданным поделкам;
- воспитать усидчивость, умение работать в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Ана...

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.
ВведениеАктуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. А...
Методическая разработка новогоднего праздника для воспитанников средней группы
Методическая разработка дает возможность провести праздничное мероприятие в онлайн формате, чтобы родителивоспитанников смогли увидеть отснятый материал для онлайн ...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора
Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок
Методическая разработкаМастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленокСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н.АКТУАЛЬНОСТЬЛюди с давних врем...

Методическая разработка мастер класс Для воспитанников старшей подготовительной группы « Угощение для любимых мамочек»
Формировать у детей представление о приготовлении выпечки ( кексов), изготовление подарков собственными руками, выпечка украшение и упаковка кексов .Поздравление мам с «днем матери&r...
Методическая разработка Организация межгруппового взаимодействия детей подготовительной группы "Солнышко" средней группы "Лесовичок" в рамках реализации ФГОС ДО на 2024 -2025 у.г.
Межгрупповое общение способствует и благоприятно влияет на индивидуализацию личности ребёнка. Отношения между детьми разного возраста даёт им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе....
