Паспорт уголка по финансовой грамотности во 2 младшей группе-2024-2025 учебный год
методическая разработка по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Гарифзянова Эльвера Джалиловна

Включает сказки и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_po_finansovoy_gramotnosti.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры 50 рублей номинала.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты от 1 до 10 рублей  каждому. А себе оставьте несколько банкнот. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Сказка Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»

Шел однажды Зайчик по дорожке и вдруг видит, навстречу ему - его друг Медвежонок. Зайчик ему говорит:

-  Здравствуй, Медвежонок! А куда ты идешь? Медвежонок ему отвечает:

 -   Здравствуй, Зайчик! Я иду в лес. В лесу надо ягодки собрать.

Зайчик тогда Медвежонка спрашивает:

 -    А можно, я с тобой вместе собирать ягодки пойду?

-  Можно! - сказал ему Медвежонок.

Решили так, и пошли друзья в лес. Собирали ягодки с утра до середины дня, а потом Медвежонок Зайчику говорит: «Ягодок мы много собрали, и складывать нам их больше некуда. Пойдем в город на рынок эти ягодки продадим!» Зайчик согласился, и пошли друзья в город. А когда по дорожке в город шли, повстречался им их друг Ежик.

Зайчик и Медвежонок Ежика спрашивают:

-  Ежик, а ты куда идешь? А Ежик им отвечает:

-  А я яблочки в саду собрал, на рынок продавать их иду.

-   А мы тоже туда идем, ягодки продавать. Пойдем вместе? - предложили Зайчик и Медвежонок.

И пошли они дальше уже втроем.

Пришли Медвежонок, Зайчик и Ежик в город. Медвежонок и Зайчик продали на рынке ягодки, а Ежик продал яблочки. За это они денежки получили.

И тут Медвежонок говорит: «А куплю-ка я себе на рынке лукошко, оно мне в хозяйстве пригодится шишечки складывать». И Медвежонок купил лукошко.

А Ежик тоже говорит: «А мне нужно молоточек купить, чтобы домик строить». И Ежик купил на рынке молоточек.

А Зайчику на рынке ничего покупать не нужно было, и он свои денежки не потратил. В общем, купили все, что нужно, и пошли друзья обратно домой.

А пока они по дорожке обратно домой шли, Зайчик друзей и спрашивает: - Медвежонок и Ежик, вы на рынке лукошко и молоточек купили, а я ничего не купил и свои денежки домой несу. А что делать мне с ними, не знаю.

Друзья ему и советуют:

-    Ты, Зайчик, на эти денежки что-нибудь нужное себе в городе в следующий раз купишь, а пока отнеси их на хранение к старой Сове. Ее все знают, и у нее денежки не пропадут.

-  Спасибо, друзья, - сказал Зайчик, - так я и сделаю.

-   Только к Сове тебе долго идти придется, и если встретишь хитрую Лису, не верь ей и денежки ей не отдавай! - посоветовали Медвежонок и Ежик.

Зайчик пообещал:

-  Спасибо! Хитрую Лису слушать не буду!

После этого пошли друзья по дорожке дальше. Шли-шли и наконец, дошли до развилки. Попрощались, и каждый направился к себе: Медвежонок - в лес, Ежик – в свой домик, а Зайчик пошел по дорожке дальше, к дуплу старой Совы. Идет-идет, и тут на опушке леса у пенька навстречу ему Лиса. Увидела Лиса Зайчика и говорит:

-  Здравствуй, Зайчик! А куда ты идешь? А Зайчик ей отвечает:

-  Здравствуй, Лиса. Я иду к старой Сове.

-  А зачем ты идешь к старой Сове, Зайчик? - спрашивает Лиса.

-  Я несу ей денежки на хранение.

Услышала это Лиса, усмехнулась и говорит ему:

-  А зачем ты денежки Сове несешь? Ты лучше их мне отдай!

Но Зайчику его друзья Медвежонок и Ежик про Лису рассказывали, предупреждали, доверять ей нельзя, и поэтому он ответил:

-    Нет, Лиса, я тебе свои денежки не отдам. Мне друзья сказали, что все знают старую Сову и у нее мои денежки точно не пропадут. Вот к ней я их и отнесу! Услышала это Лиса, поняла, что не удалось ей у Зайчика денежки взять. Села она на пенек и задумалась. А Зайчик дальше пошел, потому что к дуплу Совы дорога была неблизкая. Идет-идет, вдруг слышит - сзади шаги. Поворачивается, а это Лиса хитрющая его догоняет.

Лиса к Зайчику подбежала и говорит:

-     Зайчик-Зайчик, послушай меня! Ну, зачем тебе искать дупло Совы? Тебе по дорожке еще очень долго идти, в пути ты устанешь, а я тут близко живу. Отдай денежки мне, ничего с ними не случится!

Но Зайчик помнил, что ему друзья говорили, и второй раз отказал Лисе:

-  Меня предупреждали Медвежонок и Ежик, чтобы я тебе денежки не отдавал, так что я все равно к Сове пойду!

Тут Лиса поняла, что так просто денежки ей у Зайчика не выманить и решила схитрить. Сказала ему:

-  Ну ладно, Зайчик, пойду я к себе в норку, пожалуй. Привет Сове передавай, когда ее увидишь!

-  До свидания, Лиса, - попрощался Зайчик.

На том и расстались. Зайчик пошел по дорожке к дуплу Совы, а Лиса быстро-быстро побежала по тропинке сквозь лес к домику Лося. У него она одолжила плащ, шапку и большие темные очки.

Надела Лиса плащ, шапку на голову натянула и большими очками глаза скрыла, чтобы ее узнать невозможно было, а потом тропинками лесными обогнала Зайчика и за холмом притаилась. А пока Зайчика ждала, на большом листе бумаги табличку сделала: «Принимаем денежки на хранение. В подарок корзина яблочек!».

Шел-шел Зайчик по дорожке и скоро свернул за поворот, и за холмом вдруг увидел он Лису. Только он ее не узнал и не понял, кто это. А еще увидел Зайчик табличку, на которой было написано, что денежки тут принимают, да еще и яблоками за это потом угостят.

Зайчик Лисе и говорит:

-  Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, кто вы и что здесь делаете? А Лиса ему хриплым-хриплым голосом отвечает:

-    Не скажу тебе, кто я. Но мне денежки все в округе доверяют. Я их сохраню и потом верну, да еще и корзинку яблок дам тебе в придачу! Старая Сова, когда денежки на хранение берет, ничем не угощает, а я угощаю! Давай мне, Зайчик, свои денежки, да побыстрее!

Поверил переодетой Лисе Зайчик да все свои денежки тут же ей и отдал. Лиса денежки взяла, улыбнулась и Зайчику сказала: «Приходи, Зайчик, через неделю в полдень к старому дубу. Принесу я тебе в сохранности все твои денежки и корзину яблок!»

Прошла неделя. Пришел Зайчик в полдень к старому дубу, а никого там и нет. Постоял, подождал он час, другой - так и не пришел никто. На следующий день опять прискакал Зайчик в полдень к дубу, но только там опять никого не было. Так приходил он на это место всю неделю, но ни денежек, ни яблок не нашел.

Расстроился Зайчик, пошел к старой Сове и ей все рассказал. А Сова ему и говорит: «Ну что же ты, Зайчик, не послушал своих друзей! Ведь нельзя никогда денежки незнакомым отдавать!» Понял это Зайчик, но уже поздно было: Лисы давно и след простыл! А только в нашей сказке все хорошо кончилось. Лиса, после того как денежки у Зайчика обманом выманила, стала ходить по лесу и всем зверям про это хвастаться. Поймал ее дедушка Медведь, да и устыдил: «Как тебе, Лиса, не стыдно Зайчика обманывать!».

Испугалась Лиса, и денежки Зайчику сразу же отдала. И извинилась перед ним.

Но все-таки крепко-накрепко запомните: не надо отдавать свои денежки кому ни попадя, даже если тебе этот незнакомый человек что-нибудь обещать за это будет!

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» во второй младшей группе

Программное содержание:

Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – продает, покупатель – покупает);

Продолжать формировать умения осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли; закреплять знания детей называть и различать продукты, овощи, фрукты, игрушки;

Воспитывать дружеское отношение друг к другу, коммуникативные навыки, побуждать самостоятельно договариваться во время игры.

Предварительная работа:

Знакомство детей на занятии с обобщающим понятием «Овощи и фрукты», «Продукты», «Игрушки»; беседа с детьми на тему: «Как я ходил в магазин»; рассматривание иллюстраций на тему: «Магазин игрушек», «Магазин продуктов»; д/игра «Магазин продуктов»; беседа с детьми: «Для чего нужны магазины, что в них продаётся?»; чтение рассказов, стихов, загадок.

Ролевые взаимодействия: покупатель - продавец

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, продукты, игрушки, шапка, халат, стеллажи для игры в магазин, подарочная коробка, стульчики для автобуса, музыка «Бибика», касса, деньги, чеки, бейджик.

Словарная работа: магазин, продавец, продаёт, торгует, покупатель, покупает, «овощной», «продуктовый», «фруктовый»

Ход игры:

(Дети сидят на коврике)

Воспитатель: - Я сегодня утром пришла в детский сад, захожу в группу. Тут сидит наша кукла Даша, очень грустная. Оказывается, у нее сегодня день рождение.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы у куколки поднялось настроение? (надо ее поздравить)

- Как будем ее поздравлять? (скажем «С Днем Рождения, кукла Даша»)

- Но с пустыми руками на праздник не ходят, а дарят…. (подарки, торт)

- А мы будем дарить подарки кукле Даши? (Да)

- А где берут подарки? (В магазине)

- Но магазины бывают разные:

- Если в магазине продают овощи, то это какой магазин (овощной), а если фрукты (фруктовый), а если продукты (продуктовый).

- Кто работает в магазине? (Продавец).

- Что делает продавец? (Продает, торгует, берет деньги, дает сдачу и чек).

- Как можно назвать людей, которые приходят в магазин за покупками? (Покупатели).

- Что делают покупатели? (покупает, оплачивает, берёт сдачу, несёт товар домой).

- Теперь вы знаете, что в магазине обязательно есть продавец и покупатель.

- Ну что поедем в магазин за подарками? (Да)

- Поедем в магазин на автобусе, занимаем места (Воспитатель на месте водителя) (включается музыка).

- Ну вот приехали, выходим. Нам в магазине нужен продавец, продавцом буду я. А вы все будете покупателями

Воспитатель: Я сейчас надеваю вот такой значок (бейджик) и становлюсь продавцом. А вы берите денежку и вставайте в очередь, кто купит подарок тот садится в автобус.

- Воспитатель:

Наш магазин мы открываем,

За покупками всех приглашаем.

Дети начинают диалог:

-Здравствуйте!

- Здравствуйте! Вам помочь выбрать?

- Дайте мне пожалуйста апельсин.

- Что-то еще? (нет спасибо)

- С вас 20 руб. Ваша сдача, покупка и чек.

- Спасибо.

- До свидания.

- До свидания.

После первого диалога, предлагаю другому ребенку быть продавцом.

(Все дети покупают товар)

- Ребята, все купили подарки? (Да)

- Тогда поехали к кукле Даше. Садитесь в автобус (включается музыка)

- Приехали, выходят на коврик.

- Ребята, у меня есть красивая коробочка, давайте наши подарки упакуем красиво. (дети складывают подарки. Подходят к кукле кате, здороваются, поздравляют, дарят подарки).

Ребята, Вам понравилось поздравлять куклу Дашу? (Да)

А где брали подарки для нее (в магазине)

А играть в магазин понравилось? (Да)

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Беседа «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «купюра», «расход», «доход», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

Формировать представления об основных потребностях семьи, её расходах.

Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности.

Учить быть бережливыми и экономными.

Предварительная работа: беседа о деньгах, покупках, копилках; рассматривание монет и копилок.

Материал:  монетки, купюры,  картинки с фишками, копилка

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что всё, что вас окружает, сделано руками  человека? А  где это взяли? А что значит купили? Значит, для покупки чего-либо нужны деньги? Что же такое деньги? А они всегда были в жизни человека?

Я хочу с вами поделиться  историей. (Как появились деньги)

«Давным-давно, миллионы лет назад, денег не было совсем. Человек для себя все делал сам: охотился и добывал еду,  делал посуду из дерева, шил одежду из шкуры животных  и многое другое.  И придумали  люди  меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился обмен, то есть « бартер». Бартер  предшественник современных денег.

-Как вы думаете, всегда было удобно пользоваться бартером, платить так за товар? Почему?

-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна, чтобы на что-нибудь поменять? Это неудобно, потому что занимает много места. Поэтому, появились деньги. Сначала на Руси пользовались заграничными монетами, а потом стали чеканить свои – гривны. Гривну можно было разрубить на части. От слова «рубить» появилось настоящее название денег «рубли».

- Но долгое время основной  единицей расчета была копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – копейка (иллюстрация).

-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.

- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами.  Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.

Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.

-Из чего сделаны монеты? (металлические)

-Какой они формы? (круглой)

-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)

-Какой они формы? (прямоугольной)

-Можем ли мы сами нарисовать деньги?

-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.

Предлагаю вам поиграть в игру

«Для чего нам нужны деньги?».

Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.

- Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для покупки средств гигиены;

-для оплаты жилья;

-для оплаты проезда на транспорте;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений

-для оплаты услуг (парикмахера, врача, таксиста и других );

-для покупки подарков;

-Да ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей.

Беседа «Какие бывают доходы?»

Цель: содействовать  финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие.

Познакомить детей с понятиями:  «доход», «расход»; дать представление о сущности расходов, познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : зарплатой, стипендией.

Обучающие.

Формировать знание: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, что копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Воспитательные.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Активизация словаря:  копилка, доход, расход.

Материал:  демонстрационный: коробка, копилка, картинки с видами копилок,. Раздаточный : пластиковая бутылка, цветная бумага, клей, самоклеющиеся глазки, деревянные бусинки, проволока.  

Образовательные области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход образовательной ситуации:

Мотивационный момент.

Педагог заносит в группу коробку.

Ребята, я вам сегодня принесла интересный предмет, хотите  узнать, что это? (ответы детей) Отгадайте загадку.

«Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине» (ответы детей)

- Правильно, ребята, это копилка.

Основная часть.

 Дети с воспитателем рассматривают копилку.

 - А  кто знает, что такое  копилка?  (ответы детей)

- Да, ребята, я с вами согласна, копилка -   это закрытая емкость или коробочка с отверстием. Копилку можно купить в магазине  или сделать своими руками из подручных средств. Копилки бывают разные.

Показывает картинки с видами копилок

- Ребята, а что же в копилке? (ответы детей)

- А зачем их класть в копилку?  (ответы детей)

В копилку взрослые очень часто складывают деньги, которые они сэкономили. Для того чтобы сэкономить деньги, нужно четко их распределять и следить за своими расходами.

-Ребята, а что такое доход и расход вы знаете? (ответы детей)

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

А вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Все вы знаете, что ваши родители платят каждый месяц за свет, воду и другие коммунальные услуги. Как вы думаете, можно на этом сэкономить? (ответы детей)

Конечно, можно. Нужно не оставлять включенными зря электроприборы, вовремя выключать воду, следить за состоянием труб и кранов, чтобы вода не тратилась в пустую - тогда удастся сэкономить на оплате. А если в хорошую погоду вы с мамой пройдете до сада пешком, а не на машине, сэкономить на бензине.

- А хотите, я вам расскажу рассказ?

В деревне Простоквашино жили мама, папа, д. Федор, кот Матроскин и собака Шарик. Мама работала в магазине и за это получала зарплату, папа работал на стройке, и тоже получал зарплату. Д. Федор учился в летней  школе и очень хотел стать летчиком и за хорошую учебу ему платили стипендию, кот Матроскин  продавал молоко, которая давала его любимая корова ,  а Шарик  ходил на охоту  и продавал  дичь. Это всё приносило доход.

- Ребята, из чего состоял доход семьи Д. Федора? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру,  которая так и называется «Доход – расход»:

Я начну читать сейчас, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- А хотите узнать, что было дальше в Простоквашино? ( ответы детей)

Д. Фёдор захотел велосипед, и родители сказали ему,  если ты  что-то хочешь купить, нужно сначала   накопить деньги, а поможет  тебе в этом копилка.

- Чтобы исполнить свое желание, Д. Фёдор старался  не тратить деньги, которые ему давали родные на всякие мелочи и безделушки,  Он бережно хранил и копил деньги, и так он насобирал на новенький велосипед.

- Ребята, у вас есть мечта? (ответы детей)

Думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Я вам предлагаю изготовить копилку, если наберешься терпения, будешь  опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь .

Практическая деятельность.

Прежде чем приступить к работе,  необходимо провести разминку.

Разминка.

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Дети изготавливают копилки под руководством воспитателя.  

Рефлексия.

Ребята, что мы с вами сегодня делали, что нового узнали? (ответы детей) Кто запомнил, что такое доход?  (ответы детей)  Что такое расход? (ответы детей) Что нужно делать человеку, чтобы накопить на что-то денег? ( копить, продумывать свои покупки).

Как вы думаете, с кем вы можете поделиться новыми знаниями, кому можете рассказать об этом?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 1-младшая группа 2024-2025

laquo;Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»....

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе 2024 - 2025 гг.

ПЛАНИРОВАНИЕ   ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ...

Рабочая программа воспитателя (вторая младшая группа) 2024 - 2025

Рабочая программа воспитателя 2-ой младшей группы...

Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы 2024-2025 учебный год

Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников  второй младшей группы2024-2025 учебный год...

Рабочая программа первой младшей группы 2024-2025 гг.

Рабочая программа первой младшей группы 2024-2025 гг....

Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год

Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год...

Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год

Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год...