Паспорт уголка по финансовой грамотности во 2 младшей группе-2024-2025 учебный год
методическая разработка по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры 50 рублей номинала.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты от 1 до 10 рублей каждому. А себе оставьте несколько банкнот. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Сказка Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»
Шел однажды Зайчик по дорожке и вдруг видит, навстречу ему - его друг Медвежонок. Зайчик ему говорит:
- Здравствуй, Медвежонок! А куда ты идешь? Медвежонок ему отвечает:
- Здравствуй, Зайчик! Я иду в лес. В лесу надо ягодки собрать.
Зайчик тогда Медвежонка спрашивает:
- А можно, я с тобой вместе собирать ягодки пойду?
- Можно! - сказал ему Медвежонок.
Решили так, и пошли друзья в лес. Собирали ягодки с утра до середины дня, а потом Медвежонок Зайчику говорит: «Ягодок мы много собрали, и складывать нам их больше некуда. Пойдем в город на рынок эти ягодки продадим!» Зайчик согласился, и пошли друзья в город. А когда по дорожке в город шли, повстречался им их друг Ежик.
Зайчик и Медвежонок Ежика спрашивают:
- Ежик, а ты куда идешь? А Ежик им отвечает:
- А я яблочки в саду собрал, на рынок продавать их иду.
- А мы тоже туда идем, ягодки продавать. Пойдем вместе? - предложили Зайчик и Медвежонок.
И пошли они дальше уже втроем.
Пришли Медвежонок, Зайчик и Ежик в город. Медвежонок и Зайчик продали на рынке ягодки, а Ежик продал яблочки. За это они денежки получили.
И тут Медвежонок говорит: «А куплю-ка я себе на рынке лукошко, оно мне в хозяйстве пригодится шишечки складывать». И Медвежонок купил лукошко.
А Ежик тоже говорит: «А мне нужно молоточек купить, чтобы домик строить». И Ежик купил на рынке молоточек.
А Зайчику на рынке ничего покупать не нужно было, и он свои денежки не потратил. В общем, купили все, что нужно, и пошли друзья обратно домой.
А пока они по дорожке обратно домой шли, Зайчик друзей и спрашивает: - Медвежонок и Ежик, вы на рынке лукошко и молоточек купили, а я ничего не купил и свои денежки домой несу. А что делать мне с ними, не знаю.
Друзья ему и советуют:
- Ты, Зайчик, на эти денежки что-нибудь нужное себе в городе в следующий раз купишь, а пока отнеси их на хранение к старой Сове. Ее все знают, и у нее денежки не пропадут.
- Спасибо, друзья, - сказал Зайчик, - так я и сделаю.
- Только к Сове тебе долго идти придется, и если встретишь хитрую Лису, не верь ей и денежки ей не отдавай! - посоветовали Медвежонок и Ежик.
Зайчик пообещал:
- Спасибо! Хитрую Лису слушать не буду!
После этого пошли друзья по дорожке дальше. Шли-шли и наконец, дошли до развилки. Попрощались, и каждый направился к себе: Медвежонок - в лес, Ежик – в свой домик, а Зайчик пошел по дорожке дальше, к дуплу старой Совы. Идет-идет, и тут на опушке леса у пенька навстречу ему Лиса. Увидела Лиса Зайчика и говорит:
- Здравствуй, Зайчик! А куда ты идешь? А Зайчик ей отвечает:
- Здравствуй, Лиса. Я иду к старой Сове.
- А зачем ты идешь к старой Сове, Зайчик? - спрашивает Лиса.
- Я несу ей денежки на хранение.
Услышала это Лиса, усмехнулась и говорит ему:
- А зачем ты денежки Сове несешь? Ты лучше их мне отдай!
Но Зайчику его друзья Медвежонок и Ежик про Лису рассказывали, предупреждали, доверять ей нельзя, и поэтому он ответил:
- Нет, Лиса, я тебе свои денежки не отдам. Мне друзья сказали, что все знают старую Сову и у нее мои денежки точно не пропадут. Вот к ней я их и отнесу! Услышала это Лиса, поняла, что не удалось ей у Зайчика денежки взять. Села она на пенек и задумалась. А Зайчик дальше пошел, потому что к дуплу Совы дорога была неблизкая. Идет-идет, вдруг слышит - сзади шаги. Поворачивается, а это Лиса хитрющая его догоняет.
Лиса к Зайчику подбежала и говорит:
- Зайчик-Зайчик, послушай меня! Ну, зачем тебе искать дупло Совы? Тебе по дорожке еще очень долго идти, в пути ты устанешь, а я тут близко живу. Отдай денежки мне, ничего с ними не случится!
Но Зайчик помнил, что ему друзья говорили, и второй раз отказал Лисе:
- Меня предупреждали Медвежонок и Ежик, чтобы я тебе денежки не отдавал, так что я все равно к Сове пойду!
Тут Лиса поняла, что так просто денежки ей у Зайчика не выманить и решила схитрить. Сказала ему:
- Ну ладно, Зайчик, пойду я к себе в норку, пожалуй. Привет Сове передавай, когда ее увидишь!
- До свидания, Лиса, - попрощался Зайчик.
На том и расстались. Зайчик пошел по дорожке к дуплу Совы, а Лиса быстро-быстро побежала по тропинке сквозь лес к домику Лося. У него она одолжила плащ, шапку и большие темные очки.
Надела Лиса плащ, шапку на голову натянула и большими очками глаза скрыла, чтобы ее узнать невозможно было, а потом тропинками лесными обогнала Зайчика и за холмом притаилась. А пока Зайчика ждала, на большом листе бумаги табличку сделала: «Принимаем денежки на хранение. В подарок корзина яблочек!».
Шел-шел Зайчик по дорожке и скоро свернул за поворот, и за холмом вдруг увидел он Лису. Только он ее не узнал и не понял, кто это. А еще увидел Зайчик табличку, на которой было написано, что денежки тут принимают, да еще и яблоками за это потом угостят.
Зайчик Лисе и говорит:
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, кто вы и что здесь делаете? А Лиса ему хриплым-хриплым голосом отвечает:
- Не скажу тебе, кто я. Но мне денежки все в округе доверяют. Я их сохраню и потом верну, да еще и корзинку яблок дам тебе в придачу! Старая Сова, когда денежки на хранение берет, ничем не угощает, а я угощаю! Давай мне, Зайчик, свои денежки, да побыстрее!
Поверил переодетой Лисе Зайчик да все свои денежки тут же ей и отдал. Лиса денежки взяла, улыбнулась и Зайчику сказала: «Приходи, Зайчик, через неделю в полдень к старому дубу. Принесу я тебе в сохранности все твои денежки и корзину яблок!»
Прошла неделя. Пришел Зайчик в полдень к старому дубу, а никого там и нет. Постоял, подождал он час, другой - так и не пришел никто. На следующий день опять прискакал Зайчик в полдень к дубу, но только там опять никого не было. Так приходил он на это место всю неделю, но ни денежек, ни яблок не нашел.
Расстроился Зайчик, пошел к старой Сове и ей все рассказал. А Сова ему и говорит: «Ну что же ты, Зайчик, не послушал своих друзей! Ведь нельзя никогда денежки незнакомым отдавать!» Понял это Зайчик, но уже поздно было: Лисы давно и след простыл! А только в нашей сказке все хорошо кончилось. Лиса, после того как денежки у Зайчика обманом выманила, стала ходить по лесу и всем зверям про это хвастаться. Поймал ее дедушка Медведь, да и устыдил: «Как тебе, Лиса, не стыдно Зайчика обманывать!».
Испугалась Лиса, и денежки Зайчику сразу же отдала. И извинилась перед ним.
Но все-таки крепко-накрепко запомните: не надо отдавать свои денежки кому ни попадя, даже если тебе этот незнакомый человек что-нибудь обещать за это будет!
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» во второй младшей группе
Программное содержание:
Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – продает, покупатель – покупает);
Продолжать формировать умения осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли; закреплять знания детей называть и различать продукты, овощи, фрукты, игрушки;
Воспитывать дружеское отношение друг к другу, коммуникативные навыки, побуждать самостоятельно договариваться во время игры.
Предварительная работа:
Знакомство детей на занятии с обобщающим понятием «Овощи и фрукты», «Продукты», «Игрушки»; беседа с детьми на тему: «Как я ходил в магазин»; рассматривание иллюстраций на тему: «Магазин игрушек», «Магазин продуктов»; д/игра «Магазин продуктов»; беседа с детьми: «Для чего нужны магазины, что в них продаётся?»; чтение рассказов, стихов, загадок.
Ролевые взаимодействия: покупатель - продавец
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, продукты, игрушки, шапка, халат, стеллажи для игры в магазин, подарочная коробка, стульчики для автобуса, музыка «Бибика», касса, деньги, чеки, бейджик.
Словарная работа: магазин, продавец, продаёт, торгует, покупатель, покупает, «овощной», «продуктовый», «фруктовый»
Ход игры:
(Дети сидят на коврике)
Воспитатель: - Я сегодня утром пришла в детский сад, захожу в группу. Тут сидит наша кукла Даша, очень грустная. Оказывается, у нее сегодня день рождение.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы у куколки поднялось настроение? (надо ее поздравить)
- Как будем ее поздравлять? (скажем «С Днем Рождения, кукла Даша»)
- Но с пустыми руками на праздник не ходят, а дарят…. (подарки, торт)
- А мы будем дарить подарки кукле Даши? (Да)
- А где берут подарки? (В магазине)
- Но магазины бывают разные:
- Если в магазине продают овощи, то это какой магазин (овощной), а если фрукты (фруктовый), а если продукты (продуктовый).
- Кто работает в магазине? (Продавец).
- Что делает продавец? (Продает, торгует, берет деньги, дает сдачу и чек).
- Как можно назвать людей, которые приходят в магазин за покупками? (Покупатели).
- Что делают покупатели? (покупает, оплачивает, берёт сдачу, несёт товар домой).
- Теперь вы знаете, что в магазине обязательно есть продавец и покупатель.
- Ну что поедем в магазин за подарками? (Да)
- Поедем в магазин на автобусе, занимаем места (Воспитатель на месте водителя) (включается музыка).
- Ну вот приехали, выходим. Нам в магазине нужен продавец, продавцом буду я. А вы все будете покупателями
Воспитатель: Я сейчас надеваю вот такой значок (бейджик) и становлюсь продавцом. А вы берите денежку и вставайте в очередь, кто купит подарок тот садится в автобус.
- Воспитатель:
Наш магазин мы открываем,
За покупками всех приглашаем.
Дети начинают диалог:
-Здравствуйте!
- Здравствуйте! Вам помочь выбрать?
- Дайте мне пожалуйста апельсин.
- Что-то еще? (нет спасибо)
- С вас 20 руб. Ваша сдача, покупка и чек.
- Спасибо.
- До свидания.
- До свидания.
После первого диалога, предлагаю другому ребенку быть продавцом.
(Все дети покупают товар)
- Ребята, все купили подарки? (Да)
- Тогда поехали к кукле Даше. Садитесь в автобус (включается музыка)
- Приехали, выходят на коврик.
- Ребята, у меня есть красивая коробочка, давайте наши подарки упакуем красиво. (дети складывают подарки. Подходят к кукле кате, здороваются, поздравляют, дарят подарки).
Ребята, Вам понравилось поздравлять куклу Дашу? (Да)
А где брали подарки для нее (в магазине)
А играть в магазин понравилось? (Да)
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Беседа «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «купюра», «расход», «доход», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
Формировать представления об основных потребностях семьи, её расходах.
Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности.
Учить быть бережливыми и экономными.
Предварительная работа: беседа о деньгах, покупках, копилках; рассматривание монет и копилок.
Материал: монетки, купюры, картинки с фишками, копилка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что всё, что вас окружает, сделано руками человека? А где это взяли? А что значит купили? Значит, для покупки чего-либо нужны деньги? Что же такое деньги? А они всегда были в жизни человека?
Я хочу с вами поделиться историей. (Как появились деньги)
«Давным-давно, миллионы лет назад, денег не было совсем. Человек для себя все делал сам: охотился и добывал еду, делал посуду из дерева, шил одежду из шкуры животных и многое другое. И придумали люди меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился обмен, то есть « бартер». Бартер предшественник современных денег.
-Как вы думаете, всегда было удобно пользоваться бартером, платить так за товар? Почему?
-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна, чтобы на что-нибудь поменять? Это неудобно, потому что занимает много места. Поэтому, появились деньги. Сначала на Руси пользовались заграничными монетами, а потом стали чеканить свои – гривны. Гривну можно было разрубить на части. От слова «рубить» появилось настоящее название денег «рубли».
- Но долгое время основной единицей расчета была копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – копейка (иллюстрация).
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.
-Из чего сделаны монеты? (металлические)
-Какой они формы? (круглой)
-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)
-Какой они формы? (прямоугольной)
-Можем ли мы сами нарисовать деньги?
-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
Предлагаю вам поиграть в игру
«Для чего нам нужны деньги?».
Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.
- Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания;
-для покупки средств гигиены;
-для оплаты жилья;
-для оплаты проезда на транспорте;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений
-для оплаты услуг (парикмахера, врача, таксиста и других );
-для покупки подарков;
-Да ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей.
Беседа «Какие бывают доходы?»
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие.
Познакомить детей с понятиями: «доход», «расход»; дать представление о сущности расходов, познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : зарплатой, стипендией.
Обучающие.
Формировать знание: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, что копить непросто, но полезно, ответственно и важно.
Воспитательные.
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Активизация словаря: копилка, доход, расход.
Материал: демонстрационный: коробка, копилка, картинки с видами копилок,. Раздаточный : пластиковая бутылка, цветная бумага, клей, самоклеющиеся глазки, деревянные бусинки, проволока.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход образовательной ситуации:
Мотивационный момент.
Педагог заносит в группу коробку.
Ребята, я вам сегодня принесла интересный предмет, хотите узнать, что это? (ответы детей) Отгадайте загадку.
«Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине» (ответы детей)
- Правильно, ребята, это копилка.
Основная часть.
Дети с воспитателем рассматривают копилку.
- А кто знает, что такое копилка? (ответы детей)
- Да, ребята, я с вами согласна, копилка - это закрытая емкость или коробочка с отверстием. Копилку можно купить в магазине или сделать своими руками из подручных средств. Копилки бывают разные.
Показывает картинки с видами копилок
- Ребята, а что же в копилке? (ответы детей)
- А зачем их класть в копилку? (ответы детей)
В копилку взрослые очень часто складывают деньги, которые они сэкономили. Для того чтобы сэкономить деньги, нужно четко их распределять и следить за своими расходами.
-Ребята, а что такое доход и расход вы знаете? (ответы детей)
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
А вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Все вы знаете, что ваши родители платят каждый месяц за свет, воду и другие коммунальные услуги. Как вы думаете, можно на этом сэкономить? (ответы детей)
Конечно, можно. Нужно не оставлять включенными зря электроприборы, вовремя выключать воду, следить за состоянием труб и кранов, чтобы вода не тратилась в пустую - тогда удастся сэкономить на оплате. А если в хорошую погоду вы с мамой пройдете до сада пешком, а не на машине, сэкономить на бензине.
- А хотите, я вам расскажу рассказ?
В деревне Простоквашино жили мама, папа, д. Федор, кот Матроскин и собака Шарик. Мама работала в магазине и за это получала зарплату, папа работал на стройке, и тоже получал зарплату. Д. Федор учился в летней школе и очень хотел стать летчиком и за хорошую учебу ему платили стипендию, кот Матроскин продавал молоко, которая давала его любимая корова , а Шарик ходил на охоту и продавал дичь. Это всё приносило доход.
- Ребята, из чего состоял доход семьи Д. Федора? (ответы детей)
Я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Доход – расход»:
Я начну читать сейчас, а вы кончайте
Хором мне вы отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
- А хотите узнать, что было дальше в Простоквашино? ( ответы детей)
Д. Фёдор захотел велосипед, и родители сказали ему, если ты что-то хочешь купить, нужно сначала накопить деньги, а поможет тебе в этом копилка.
- Чтобы исполнить свое желание, Д. Фёдор старался не тратить деньги, которые ему давали родные на всякие мелочи и безделушки, Он бережно хранил и копил деньги, и так он насобирал на новенький велосипед.
- Ребята, у вас есть мечта? (ответы детей)
Думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Я вам предлагаю изготовить копилку, если наберешься терпения, будешь опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь .
Практическая деятельность.
Прежде чем приступить к работе, необходимо провести разминку.
Разминка.
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
Дети изготавливают копилки под руководством воспитателя.
Рефлексия.
Ребята, что мы с вами сегодня делали, что нового узнали? (ответы детей) Кто запомнил, что такое доход? (ответы детей) Что такое расход? (ответы детей) Что нужно делать человеку, чтобы накопить на что-то денег? ( копить, продумывать свои покупки).
Как вы думаете, с кем вы можете поделиться новыми знаниями, кому можете рассказать об этом?
Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 1-младшая группа 2024-2025
laquo;Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»....

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе 2024 - 2025 гг.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...

Рабочая программа воспитателя (вторая младшая группа) 2024 - 2025
Рабочая программа воспитателя 2-ой младшей группы...

Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы 2024-2025 учебный год
Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы2024-2025 учебный год...

Рабочая программа первой младшей группы 2024-2025 гг.
Рабочая программа первой младшей группы 2024-2025 гг....

Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год
Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год...

Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год
Примерный календарный план образовательной работы во второй младшей группе 2024-2025 учебный год...
