Долгосрочный проект на тему:«Развитие предпосылок функциональной грамотности у детей среднего дошкольного возраста» на 2024-2025 учебный год
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Новизна проекта: заключается в систематизации мероприятий направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей среднего дошкольного возраста в занимательной игровой форме. Расширяя рамки проекта, дети использовали полученные знания в ходе различных видов деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 912.92 КБ | |
| 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Новизна проекта: заключается в систематизации мероприятий направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей среднего дошкольного возраста в занимательной игровой форме. Расширяя рамки проекта, дети использовали полученные знания в ходе различных видов деятельности. Вид: групповой, долгосрочный, игровой, информационный. Время проведения проекта: сентябрь 2024 - май 2025 год. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: овладение детьми 4-5 лет предпосылками функциональной грамотности (математическая, естественнонаучная и читательская (речевая) составляющая), как основы успешного обучения. Создание условий для развития функциональной грамотности детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр. Задачи: 1. Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии. 2.Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию. 3.Расширить представление детей об объектах окружающего мира.
Принципы: 1. Поддержка разнообразия детства. Возрастающая мобильность в обществе, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. 2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком средств и способов деятельности в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. 3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. 4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых в реализации проекта.
Формы работы: Беседы, ситуативные разговоры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, обсуждение, разучивание, дидактические игры и упражнения. Методы работы: Практические: физкультминутка, импровизация, имитация, игровая беседа с элементами движений, экспериментирование, проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры драматизации. Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания, разговор, ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение.
Репродуктивные методы: - объяснительно-иллюстративный (сообщение детям готовой информации разными средствами: показ, объяснение, беседы познавательного характера, наблюдение); - репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов). Продуктивные методы: - частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы); - исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск)
Этапы реализации проекта: Основные формы реализации данного проекта : I-й этап – подготовительно проектировочный - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом; создание условий. II-й этап – практический - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - реализация мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности у дошкольников. III-й этап – обобщающий - анализ достижений по реализации проекта.
Ожидаемые результаты: 1. Повышение уровня компетенции педагогов в области формирования функциональной грамотности у воспитанников. 2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей функциональной грамотности в соответствии с ФОП ДО. 3. Пополнение библиотеки психолого-педагогической литературы, а также банка инновационных педагогических идей по формированию функциональной грамотности у воспитанников 4. Повышения уровня вовлеченности семей воспитанников в образовательный процесс.
Список использованных источников 1. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка , Д. Н. Демидов. – Москва, 2012. – 112 с. 2. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград : Учитель, 2008. – 169 с. 3. Подболотова , М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи [Электронный ресурс] / М. И. Подболотова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. – 2015. - №4. – С. 83-91. 4. К вопросу о формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Зенова , Н. П. Праводова , А. С. Хамбекова [и др.]. // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Международной научной конференции (г. Казань, март 2022 г.). Казань : Молодой ученый, 2022. – С. 19-23.
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Развитие предпосылок функциональной грамотности у детей среднего дошкольного возраста» на 2024-2025 учебный год.
Паспорт проекта
Тема: «Развитие предпосылок функциональной грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Вид: групповой, долгосрочный, игровой, информационный.
Время проведения проекта: сентябрь 2024 - май 2025 год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: овладение детьми 4-5 лет предпосылками функциональной грамотности (математическая, естественнонаучная и читательская (речевая) составляющая), как основы успешного обучения. Создание условий для развития функциональной грамотности детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
1. Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии.
2.Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию.
3.Расширить представление детей об объектах окружающего мира.
Актуальность.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Новизна проекта: заключается в систематизации мероприятий направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей среднего дошкольного возраста в занимательной игровой форме. Расширяя рамки проекта, дети использовали полученные знания в ходе различных видов деятельности.
Принципы:
1. Поддержка разнообразия детства. Возрастающая мобильность в обществе, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком средств и способов деятельности в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых в реализации проекта.
Формы работы:
Беседы, ситуативные разговоры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, обсуждение, разучивание, дидактические игры и упражнения.
Методы работы:
Практические: физкультминутка, импровизация, имитация, игровая беседа с элементами движений, экспериментирование, проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры драматизации.
Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания, разговор, ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение.
Репродуктивные методы:
- объяснительно-иллюстративный (сообщение детям готовой информации разными средствами: показ, объяснение, беседы познавательного характера, наблюдение);
- репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
Продуктивные методы:
- частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы);
- исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск)
Этапы реализации проекта:
Основные формы реализации данного проекта:
I-й этап – подготовительно проектировочный
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом;
- создание условий.
II-й этап – практический
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;
- реализация мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности у дошкольников.
III-й этап – обобщающий
- анализ достижений по реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня компетенции педагогов в области формирования функциональной грамотности у воспитанников.
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей функциональной грамотности в соответствии с ФОП ДО.
3. Пополнение библиотеки психолого-педагогической литературы, а также банка инновационных педагогических идей по формированию функциональной грамотности у воспитанников
4. Повышения уровня вовлеченности семей воспитанников в образовательный процесс.
Перспективный план проекта
Сентябрь
До свиданья лето, здравствуй детский сад! | Красота вокруг нас | Осень как время года | Кто работает в детском саду | |
Естественно-научная грамотность |
Наблюдение за небом Опыт «Разноцветное небо». | Наблюдение за росой (почему трава влажная, что это за влага) | Экскурсия по территории детского сада (рассматривание деревьев) | Опыт «Тонет - не тонет» |
Математическая грамотность | Д/и «Найди предмет» | Д/и «Что лишнее» | Д/и «Длинное - короткое» | Д/и «Собери каштаны» (группировать предметы по размеру) |
Читательская грамотность | Чтение А. Кольцова «Дуют ветры» | Чтение русской народной сказки «Репка» | Чтение потешки «Дождик, дождик, полно лить..» | Чтение сказки Н. Д. Калинина «Как Саша и Алеша пришли в детский сад» |
Финансовая грамотность | С/р. и. «Магазин игрушек» | Чтение «Купите лук.» И. Токмаковой; | С/р и. «Овощной магазин» | Д/и «Разложи товар» |
Работа с родителями | «Функциональная грамотность в ДОУ» | Информация «Знакомим родителей с понятием «функциональная грамотность» |
Октябрь
Мои бабушки и дедушки | Животные осенью | Папин праздник | Мой край родной | Народы России | |
Естественно-научная грамотность | Наблюдение за птицами и насекомыми. | Опыт с предметами (качество: твердый – мягкий, гладкий – шершавый) | Наблюдение за отлётом птиц | Экспериментирование с магнитом (учить находить мелкие предметы с помощью магнита) | Наблюдение за образованием льда на лужах |
Математическая грамотность | Д/и «Большие и маленькие ворота» | Д/и «Узнай на ощупь» | Д/и «Один-много» | Д/и «Из чего состоит дом?» | Д/и «Сравни» |
Читательская грамотность | Рассказывание «Бабушкины игры». | Рассматривание: В. В. Лебедев к книге С. Я. Маршака «Усатый-полосатый» | Чтение А. С. Пушкин «Свет наш, солнышко!.» | Чтение потешки «Заря-заряница» | Чтение В. Жуковский «Родного неба милый свет» |
Финансовая грамотность | И/у. «Помоги мухе цокотухе».Ф.г. | Чтение: басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» | С/р. и. «Салон красоты» | Игра-ситуация «Делаем покупки» | Чтение С. Михалкова «Находка» |
Работа с родителями | Памятка «По развитию функциональной грамотности дошкольников» | «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников» |
Ноябрь
Неделя добрых дел | Синичка-зимы сестричка | Мамочка любимая | В мире предметов и вещей | |
Естественно-научная грамотность | Опыт «Куда исчез узор?» (что будет если дотронуться пальчиком до узора на окне) | Ознакомление с окружающим миром. «На кормушку прилетают птицы» | Наблюдение за кошкой с котятами (материнский инстинкт) | Рассматривание берёз, покрытых инеем |
Математическая грамотность | Д/и. «Найди нужный предмет» | Д/и. На что похоже?» | Д/и. «Подбери признак к предмету» | Д/и «Подбери чашки к блюдцам» |
Читательская грамотность | Чтение С. Я. Маршака «Друзья – товарищи» | Чтение В. Бианки «Синичкина кладовая» | Чтение А. Барто «Разговор с мамой» | Чтение сказки «Федорино горе» |
Финансовая грамотность | Д/и. Разложи монетке по кошелькам. | С/р. и «Птичий рынок» | С/р. и «Цветочный магазин» | С/р. и. «Салон красоты» |
Работа с родителями | Консультация «Функциональная грамотность дошкольника. Как её сформировать?» |
|
Декабрь
Пришла зима – отворяй ворота! | Я ребёнок - я гражданин | Русский сувенир | Сюрпризы деда Мороза | |
Естественно-научная грамотность | Ознакомление с окружающим миром «Разноцветные льдинки». | Опыт «Плавает, тонет» (опилки и песок). | Опытно-экспериментальная деятельность «Почему снежинка тает?» | Наблюдение за птицами «Птички- невелички- меж собой сестрички» |
Математическая грамотность | Д/и «Что лишнее» . | Д/и «Сосчитай инвентарь». | Д/и «Собери узор». | Д/и «Подбери фигуру». |
Читательская грамотность | Ситуативный разговор «Положительные и отрицательные герои мультфильмов». | Рассказывание сказки «Снегурочка». | Чтение стихотворения А. Кулешовой «Матрешка». | Ситуативный разговор «Кто приходит на новогодний праздник?». |
Финансовая грамотность | Д/и «Разложи товар» | С/р и «Магазин одежды» | С/р игра «Магазин ёлочных игрушек | Д/и «Угадай, что назову» |
Работа с родителями | Родительское собрание «Что такое функциональная грамотность? » |
Январь
Русские народные праздники. Коляда | Один дома | Птицы зимой | ||
Естественно-научная грамотность | Опыт со светом «У кого тень интересней». | Наблюдение за следами на снегу. | Ситуативный разговор «Почему птицы улетают на юг?». | |
Математическая грамотность | Д/и «На что похоже?» | Д/и «Собери картинку» | Д/и. «Сколько лап у птиц» (формировать знания о числе) | |
Читательская грамотность | Чтение стихотворения И. Рутенина «Зима. Рождество». | Ситуативный разговор «Что произошло со снежинками на ладошки» | Чтение стихотворения Е. Панкратова «Воробей». | |
Финансовая грамотность | Д/и. «Четвертый лишний» | Чтение С. В. Михалкова «Как старик корову продавал» | Составление рассказа «Моя игрушка лучше всех» | |
Работа с родителями | Консультация «Основы функциональной грамотности дошкольников» |
Февраль
Это вам интересно! (опыты и эксперименты) | Неделя детской книги | Наша Армия | Масленица | |
Естественно-научная грамотность | Ознакомление с окружающим. «Разноцветная вода» | Опыт «Какой вкус у воды?» | Ситуативный разговор «Почему снег на солнце искрится» | Наблюдение за капелью |
Математическая грамотность | Д/и «Назови цвет». | Д/и «Чудесная коробочка». | Д/и «Назови какого цвета?» | Д/и «Разложи блины по размеру и форме на сковородки» |
Читательская грамотность | Чтение художественной литературы В. Драгунский «Великие изобретатели» | Чтение стихотворения «Мойдодыр» | Чтение А. Пушкина «Под голубыми небесами» | Рассматривание иллюстраций к книге С. Маршака «Усатый –полосатый» |
Финансовая грамотность | С/р и. «Ферма» | Беседа: «Семейный бюджет - из чего он складывается» | Беседа «Как сохранить Семейный бюджет»; | С/р и «Магазин игрушек» |
Работа с родителями | Информация «Функциональная грамотность родителей – основа развития функциональной грамотности детей». |
Март
Мамин день | Весну встречаем | Всемирный день земли и водных ресурсов | Какой бывает театр | |
Естественно-научная грамотность | Опыт «Теплые предметы» | Эксперимент «Как пьют растения?» | Экскурсия по экологической тропе | Опыт «Почему по дороге побежали ручьи.» |
Математическая грамотность | Д/и «Какого цвета?» | Д/и. «Один- много» | Д/и «Два в одном» | Д/и «Что лишнее» |
Читательская грамотность | Ситуативный разговор «Как мама заботится о нас». | Чтение А. Гринин «Первоцветы» | Чтение потешки «Травка –муравка» | Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок» |
Финансовая грамотность | Чтение В. Сутеев «Яблоко» | Чтение Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены» | Д/и. «Что нам нужно каждый день» | Д/и «Потребность – возможность», |
Работа с родителями | Мастер – класс: «Приёмы и методы формирования функциональной грамотности дошкольников» |
Апрель
Где живут витамины | Полёт в космос | Транспорт и правила дорожного движения | Мир. Труд. Май. | |
Естественно-научная грамотность | Опыт «Собираем сок с березы и пробуем на вкус» | Эксперимент «Мы фокусники» |
Опыт «Взаимодействие воды с другими веществами» | Ознакомление с окружающим. «Одуванчиков много - они разные и красивые» |
Математическая грамотность | Д/и «Один- много» | Д/и «Большой и маленький» |
Д/и «Собери бусы» | Д/и «Что лишнее» |
Читательская грамотность | Ситуативный разговор «Что растёт на цветнике» | Чтение Г. Ильина «Сказка о луне, Белка и Стрелка», | Ситуативный разговор «Чем занимаются дети на соседнем участке» | Чтение С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» |
Финансовая грамотность | Д/и «Чудесный мешочек» | Д/и «Осознанный выбор» | С/р игра «Автомастерская» | С/р. и «Цветочный магазин» |
Работа с родителями | Мастер - класс «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника...» |
Май
Моя малая Родина | Я и моя семья | Деревья и растения нашего леса | Здравствуй лето! | |
Естественно-научная грамотность | Экспериментирование «Что легче» | Опыт «У всех ли предметов есть тень?» | Экскурсия по территории детского сада | Опыт «Водяная мельница» |
Математическая грамотность | Д/и «Подбери фигуру» | Д/и «Найди предмет» | Д/и «Разложи по цвету» | Д/и «Найди пару» |
Читательская грамотность | Ситуативный разговор «Что случится, если исчезнут птицы?» | Ситуативный разговор «Одуванчик – лекарственное растение» | Чтение стихотворения И. А. Белоусова «В лесу трава» | Чтение В. Берестов «Весёлое лето» |
Финансовая грамотность | Составление рассказа «Реклама моей игрушки» | Презентация «Деньги в древности» |
С/р. и. «Путешествие на самолёте» | Д/и «Давай положим в корзину»
|
Работа с родителями | Консультация «Функциональная грамотность как основа успешной деятельности дошкольника» |
Список использованных источников
- Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва, 2012. – 112 с.
- Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград : Учитель, 2008. – 169 с.
- Подболотова, М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи [Электронный ресурс] / М. И. Подболотова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. – 2015. - №4. – С. 83-91.
- К вопросу о формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Зенова, Н. П. Праводова, А. С. Хамбекова [и др.]. // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Международной научной конференции (г. Казань, март 2022 г.). Казань : Молодой ученый, 2022. – С. 19-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...
Тема: «Развитие навыков социально-коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Презентация из опыта работы "Развитие навыкрв социально - коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста чепез театрализованную деятельность"....
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
laquo;Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений, но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.»А. В....
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...

«ТИМБИЛДИНГ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из основных элементов функциональной грамотности дошкольников является социально-коммуникативная грамотность. В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры: ребенок «...активно взаимодействует со...
