Формирование финансовой грамотности дошкольников
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Кулаева Елена Владимировна

Знакомить ребенка с основами финансовой грамотности можно уже с 5-6 лет, когда он научится считать, и будет способен понимать какие – то более – менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребенка, наверняка, уже проснется большой интерес к такой удивительной «штуковине», как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул освоения финансовой азбуки у него, скорей всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры), что существует так же мировая валюта (доллар, евро), которая используется в международных товарно – денежных отношениях.

Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о плохом и хорошем. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Центральная идея – бережливость, «я - бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.д.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные направления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_1.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Слайд 2

Первая ступень обучения финансовой грамотности дошкольников Что такое деньги? Какие они бывают? Чем похожи и чем отличаются друг от друга монеты? В чем разница между монетами и копейками?

Слайд 3

Беседы которые необходимо провести первыми : 1. Как разложить крупные монеты на мелкие и наоборот. 2. «Деньги банкноты» 3. «Функция денег» 4. «Профессии. Что это такое?» 5. «Оплата труда» 6. «Семейный бюджет»

Слайд 4

Виды экономических занятий в ДОУ. Сюжетно – ролевые игры Настольные игры Дидактические игры Познавательное занятие Коммуникативное занятие – беседа. Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, Игра – наиболее неприемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

Слайд 5

Сюжетно – ролевые игры В средней группе : игры в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг) В старшей группе : игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Слайд 6

Настольные игры В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»). Такие игры подойдут для старших групп.

Слайд 7

Дидактические игры «Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому, что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Слайд 8

Познавательное занятие В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии. На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.

Слайд 9

Коммуникативное занятие – беседа. Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение.

Слайд 10

Чтение художественной литературы. - «Лисичка со скалочкой»; - «Каша из топора»; «Выгодное дело» и т.д. - Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; - Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; - Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; - Чуковский К.И. «Муха – цокотуха», « Федорино горе» (полезные привычки в быту); - Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»; - Андерсен Г.Х. «Огниво», «Новое платья короля»; - Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»; - Михалков С. « Как старик голову продавал»; - Аксаков С.Т. «Аленький цветочек».

Слайд 11

Экскурсии Занятия по экономике можно провести в форме экскурсий. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Еще один вариант – отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочее место. Экономическое занятие можно провести в форме экскурсий.

Слайд 12

Трудовая деятельность Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффектному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду). Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить. Трудовая деятельность – важная составляющая экономического воспитания.

Слайд 13

Работа с родителями Примеры бесед с родителями: Ваш ребенок ведет себя бережно? Что Ваш ребенок знает о деньгах? Различает ли он различные монеты и банкноты? Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? Был ли такой опыт? Ваш ребенок получает карманные деньги? Ваш ребенок самостоятельно принимает решение на что потратить карманные деньги? Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что? Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы? Привлекаете ли Вы ребенка к составлению семейного бюджета? Домашнее задание маме и папе Побеседуйте со своим ребенком: - Что такое деньги? - Зачем нужны деньги? - Откуда берутся деньги? - Есть ли у тебя деньги? - Как ты хочешь потратить свои деньги? - Сколько тебе нужно денег?

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...

Формирование финансовой грамотности дошкольников

В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми  дош...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...