Лучшая методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Баланеску Олеся Андреевна

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

образовательная область: «Познавательное развитие»

тема: «Чемоданчик домовенка Кузи»

старшая группа «Солнышко»

компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                                                                                               (5 – 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по познавательному развитию36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Конкурс учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Номинация: «Лучшая методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

образовательная область: «Познавательное развитие»

тема: «Чемоданчик домовенка Кузи»

старшая группа «Солнышко»

компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

(5 – 6 лет)

Баланеску Олеся Андреевна

воспитатель:

г. Советский

декабрь, 2023 г.

Введение

Новизна: новизна данной непрерывной образовательной деятельности заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность: экономика  всегда  была  неотъемлемой  частью  жизни  человека.  В  изменяющихся условиях  современного  общества  жизни  непрерывное  экономическое  образование необходимо  начинать  именно  с  дошкольного  возраста  –  когда  детьми  приобретается первичный  опыт  в  элементарных экономических  отношениях.  Ребенок  - дошкольник  не освоит  эту  область  самостоятельно,  но,  вместе  с  воспитателями  и  родителями, путешествуя  по  этому  новому  удивительному  и  увлекательному  миру,  он  приобретает доступные  ему  знания  и  поймет,  какое  место  экономика  занимает  в  окружающей  его действительности.

Данное занятие разработано с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников (дети с тяжелым нарушением речи; дети с задержкой психического развития); с учетом реализации образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности детей с сентября 2022 года (первый год обучения).

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие:

познакомить с понятием «деньги», «монета», «купюра», с дальнейшим применением понятий в сюжетно – ролевых играх: «Торговый центр», «Магазин», «Ярмарка», «Давай поменяемся», «Что откуда берется?», «Кто кем работает»; в дидактических играх: «Что продается в магазине?», «Подбери монету к товару», «Разложим товар», «Купи подарок другу», «Помоги семье купить продукты».

Развивающие:

  • развивать умения находить отличительные признаки между монетой и купюрой;
  • развивать  познавательный    интерес  детей  к  вопросам  финансовой  грамотности  и применению  этих  знаний  на  практике.

Воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие (беседа, сюрпризный момент, рефлексия)

- физическое развитие (физкультминутка)

- речевое развитие (словесная игра: «Что нельзя купить за деньги», живое общение)

- познавательное развитие (игра: «Собери целое», игра: «Найди пару»)

- художественно-эстетическое развитие (организационный момент)

Ожидаемые результаты:

  • дети приобретают первичный финансовый опыт.
  • родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Условия применения:

В старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи компенсирующей направленности «Солнышко» был создан центр «Азы финансовой грамотности». Пополнили центр лэпбуками: «Финансовая грамотность – Банк», «Реклама». Был создан финансовый альбом; игра - альбом: «Идем в магазин»; создан макет: «Банк», 3 Д альбом «История денег». Пополнен центр «Сюжетно – ролевых игр»: сюжетно – ролевая игра: «Банк», «Магазин», «Туристическое агентство». А также была разработана картотека дидактических игр: «Четвертый лишний», «Разложи товар», «Подбери монету к товару», «Идем в магазин». Оформлена настольно – печатная игра лото: «Товары и услуги».

Оценка эффективности

Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего занятия.  

Словарная работа: расширение словаря детей новыми понятиями: деньги, монета, купюра.

Предварительная работа:

  • с детьми проведены беседы на тему: «Деньги», «Где можно заработать деньги»; просмотр мультфильма «Уроки совы – что такое деньги», «Домовёнок Кузя»; рассматривание купюр и монет; чтение произведения К. Чуковского «Муха цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал»; рассматривание альбома: «Предприятия города, Советский», «Современные профессии»; игра: «Скажи наоборот».
  • с родителями проведены консультации по темам: «Формирование основ финансовой грамотности у детей с тяжелым нарушением речи  дошкольного возраста»; «Как обучить детей финансовой грамотности»; «Знакомим ребенка с семейным бюджетом».

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, видеокамера

Демонстрационный материал: чемодан, копилка, мяч, бубен

Раздаточный материал: купюры, монеты, разрезные купюры, монеты, сладкое угощение в виде монет.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся в ответах.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Установление доверительного контакта.

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем  «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

Мотивация. Введение в тему.

Стоит журнальный столик, за ним спрятан чемодан.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я пришла в группу, и посмотрите, что я нашла. Как вы думаете, что это такое? (чемодан).

Воспитатель предлагает детям подойти к журнальному столику с чемоданом.

- Давайте откроем чемодан и посмотрим, что в нем лежит.

Открываем чемодан, сверху лежит письмо.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, здесь лежат разнообразные предметы, а сверху лежит письмо. Как вы думаете, от кого, может быть это письмо? (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель:

- Давайте сядем на стульчики,  я вам прочитаю письмо, и мы узнаем, кто нам его написал.

Дети садятся на стульчики, воспитатель читает письмо:

- Здравствуйте ребята! Пишет вам домовенок Кузя. Мой друг Нафаня, подарил мне чемодан, а в чемодане очень много предметов, неизвестных мне. Помогите мне ребята, узнать, что это за предметы и для чего они нужны.

Воспитатель:

- Поможем ребята Кузе? (да).

- Но как же это сделать, его же с нами нет? (ответы детей)

- Молодцы ребята! Очень много вариантов вы предложили.

- А я вам предлагаю записать ответ на видео. Посмотрите вот у меня и видеокамера для этого есть. Давайте её установим.

 Воспитатель устанавливает видеокамеру для записи объяснений детей, для чего нужны предметы, находящиеся в чемодане.

Воспитатель:

- Видеокамеру установили, включаем видеозапись.

- Кузя, привет! Мы с ребятами прочитали твое письмо, и обязательно тебе поможем узнать, что за предметы лежат в твоем чемодане и для чего они нужны.

  1. Основная часть

Воспитатель:

- Ну что, предлагаю открыть чемодан Кузи.

Воспитатель открывает чемодан и  достает копилку (чемодан закрывает).

- Ребята, что это за предмет? (копилка)

- Давайте хором скажем и прохлопаем слово: КО-ПИЛ-КА

- Денис, повтори - копилка

- Для чего нужна копилка? (копилка необходима для того, чтобы  копить в ней деньги).

- Скажите, откуда человек берет деньги? (человеку платят за труд, человек их зарабатывают).  

- Для чего нужны деньги? (для покупки игрушек, для покупки продуктов,  для покупки одежды,  для покупки мебели,  для оплаты коммунальных услуг: свет, вода, интернет, телефон, телевизор;  для покупки машины и т.д.).

- Какие бывают деньги? (бумажные и металлические).

- Интересно ли вам узнать о деньгах еще больше? (да).

- Ребята, пройдем к столам.

Воспитатель берет чемодан, копилку и вместе с детьми проходят к столам, затем открывает копилку и высыпает все содержимое копилки на стол:

- Ребята, что это? (деньги).

- Давайте проговорим и прохлопаем слово: ДЕНЬ-ГИ

- Даниил, повтори: деньги

Воспитатель показывает монеты.

- Как называют такие деньги? (монеты).

-Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: МО-НЕ-ТЫ

- Захар, повтори слово: монеты

- Какие они? (круглые, металлические, железные, тяжелые).

Воспитатель показывает бумажные купюры.

- Ребята, а это что? (тоже деньги).

- Какие они? (бумажные, прямоугольные, легкие). Такие деньги называют купюрами (обращение в видеокамеру).

-Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: КУ-ПЮ-РЫ

- Молодцы! Давайте монеты и купюры соберем в копилку.

- Юля, повтори слово: купюры

- Молодцы!

- Давайте достанем из чемодана, следующий предмет.

Воспитатель из чемодана достает большой конверт.

Воспитатель:

- Посмотрите, у Кузи в чемодане в большом конверте рассыпались деньги. Давайте их соберем.

Игра: «Собери целое»

Дети собирают из частей целое: монеты, купюры.

- Я думаю, что Кузя теперь знает, что деньги бывают разные. Молодцы!

- Давайте достанем из чемодана следующий предмет.

Воспитатель достает мяч

- Чтобы Кузя хорошо запомнил, что деньги бывают разные, поиграем в игру с мячом, «Скажи наоборот».

- Я буду вам бросать мяч, и задавать вопрос, а вы должны, бросить мне, обратно мяч с ответом.

Монета круглая, а купюра …

Купюра бумажная, а монета …

Монета звенит, а купюра …

Монета металлическая, а купюра…

- Молодцы! Ну а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка с использованием ИКТ «Домовёнок»

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Воспитатель вместе с чемоданом идет садиться на стул. Чемодан ставит рядом с собой.

Воспитатель:

- Интересно, знает ли Кузя, что нельзя купить за деньги?

- Давайте поиграем в словесную игру: «Что нельзя купить за деньги?».

Воспитатель:

- Я буду называть слова, если это можно купить за деньги – хлопайте, а если нет – топайте (машина, мебель, хлеб, дом, ум, телефон, фрукты, дружба, овощи, игрушки, конфеты, здоровье, молоко, семья, вежливость, книги).

Воспитатель:

- Молодцы ребята!

Воспитатель перед детьми ставит чемодан, на журнальный столик.

Воспитатель:

- В чем мы носим деньги? (в кошельке).

Воспитатель открывает чемодан, достаёт из чемодана кошелёк и демонстрирует его.

Беседа:

- Ребята, что это за предмет, я достала из чемодана Кузи? (ответы детей)

- Давайте посмотрим, что есть в кошельке: в кошельке есть отделы, в них хранят купюры, монеты.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим следующий предмет в чемодане.

Воспитатель достает из чемодана большие монеты,  купюры и бубен

Воспитатель:

- Кузя предлагает поиграть в игру: «Найди пару».

Я вам раздам купюры и монеты, пока играет бубен, вы двигаетесь по группе. Как бубен останавливается, каждый ищет себе пару (монета к монете, купюра к купюре).

- Молодцы!

- Давайте присядем на свои стульчики.

Педагог предлагает подойти одному ребенку к журнальному столику и посмотреть, все ли предметы достали из чемодана.

Ребенок:

- В чемодане еще одно письмо.

Воспитатель:

- Это письмо от Кузи! Давайте его прочтем.

Воспитатель читает письмо от Кузи.

- Дорогие ребята, заранее спасибо за полученные знания, чемоданчик заберу позже.

Воспитатель:

- Ну что ребята, предметы в чемодане закончились, можно выключить видеокамеру и положить ее в чемодан.  

Педагог кладет видеокамеру в чемодан и закрывает его.

3.Итог. Рефлексия:

Воспитатель:

- Давайте вспомним, что же было в чемодане? (ответы детей)

- Для чего нужна копилка?

- Какие бывают деньги?

- Что было самым сложным?

- Что вы запомнили?

- Что вам понравилось больше всего?

- Вы сегодня лучшие! А ещё, Кузя передал мешочек со сладкими монетами, это от него для вас угощения.

Воспитатель раздает сладкие монеты детям. Дети благодарят за угощения.

Воспитатель:

- Ну что, на этом наше интересное занятие закончилось. Всем спасибо, досвидания!

Список используемой литературы

  1. Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост. Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. – Казань, 2007. – 255 с.
  2. Блохина О.А., Терешева О.В.: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В.: Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.
  4. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с.
  5. Киреева Л.Г.: Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  6. Лушникова Е.В.: Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  7. Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 102 с.
  8. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
  9. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. , Рыжановская Л.Ю: Советы родителям: говорите с детьми о финансах Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
  10. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. , Рыжановская Л.Ю: Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем». Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
  11. Табих Е.Н.: Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /– Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр.

формирование основ безопасного поведения в социумеформирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваформирование готовности к совместной деятельности...

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

Методическая разработка по теме: "Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка по теме:Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Реализация федерального государственногообразовательного стандарта дошколь...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...