Лучшая методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
образовательная область: «Познавательное развитие»
тема: «Чемоданчик домовенка Кузи»
старшая группа «Солнышко»
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(5 – 6 лет)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»
Конкурс учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Номинация: «Лучшая методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
образовательная область: «Познавательное развитие»
тема: «Чемоданчик домовенка Кузи»
старшая группа «Солнышко»
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(5 – 6 лет)
Баланеску Олеся Андреевна
воспитатель:
г. Советский
декабрь, 2023 г.
Введение
Новизна: новизна данной непрерывной образовательной деятельности заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность: экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Данное занятие разработано с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников (дети с тяжелым нарушением речи; дети с задержкой психического развития); с учетом реализации образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности детей с сентября 2022 года (первый год обучения).
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с понятием «деньги», «монета», «купюра», с дальнейшим применением понятий в сюжетно – ролевых играх: «Торговый центр», «Магазин», «Ярмарка», «Давай поменяемся», «Что откуда берется?», «Кто кем работает»; в дидактических играх: «Что продается в магазине?», «Подбери монету к товару», «Разложим товар», «Купи подарок другу», «Помоги семье купить продукты».
Развивающие:
- развивать умения находить отличительные признаки между монетой и купюрой;
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (беседа, сюрпризный момент, рефлексия)
- физическое развитие (физкультминутка)
- речевое развитие (словесная игра: «Что нельзя купить за деньги», живое общение)
- познавательное развитие (игра: «Собери целое», игра: «Найди пару»)
- художественно-эстетическое развитие (организационный момент)
Ожидаемые результаты:
- дети приобретают первичный финансовый опыт.
- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
Условия применения:
В старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи компенсирующей направленности «Солнышко» был создан центр «Азы финансовой грамотности». Пополнили центр лэпбуками: «Финансовая грамотность – Банк», «Реклама». Был создан финансовый альбом; игра - альбом: «Идем в магазин»; создан макет: «Банк», 3 Д альбом «История денег». Пополнен центр «Сюжетно – ролевых игр»: сюжетно – ролевая игра: «Банк», «Магазин», «Туристическое агентство». А также была разработана картотека дидактических игр: «Четвертый лишний», «Разложи товар», «Подбери монету к товару», «Идем в магазин». Оформлена настольно – печатная игра лото: «Товары и услуги».
Оценка эффективности
Считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всего занятия.
Словарная работа: расширение словаря детей новыми понятиями: деньги, монета, купюра.
Предварительная работа:
- с детьми проведены беседы на тему: «Деньги», «Где можно заработать деньги»; просмотр мультфильма «Уроки совы – что такое деньги», «Домовёнок Кузя»; рассматривание купюр и монет; чтение произведения К. Чуковского «Муха цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал»; рассматривание альбома: «Предприятия города, Советский», «Современные профессии»; игра: «Скажи наоборот».
- с родителями проведены консультации по темам: «Формирование основ финансовой грамотности у детей с тяжелым нарушением речи дошкольного возраста»; «Как обучить детей финансовой грамотности»; «Знакомим ребенка с семейным бюджетом».
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, видеокамера
Демонстрационный материал: чемодан, копилка, мяч, бубен
Раздаточный материал: купюры, монеты, разрезные купюры, монеты, сладкое угощение в виде монет.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся в ответах.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Установление доверительного контакта.
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся!
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Мотивация. Введение в тему.
Стоит журнальный столик, за ним спрятан чемодан.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я пришла в группу, и посмотрите, что я нашла. Как вы думаете, что это такое? (чемодан).
Воспитатель предлагает детям подойти к журнальному столику с чемоданом.
- Давайте откроем чемодан и посмотрим, что в нем лежит.
Открываем чемодан, сверху лежит письмо.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, здесь лежат разнообразные предметы, а сверху лежит письмо. Как вы думаете, от кого, может быть это письмо? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
- Давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю письмо, и мы узнаем, кто нам его написал.
Дети садятся на стульчики, воспитатель читает письмо:
- Здравствуйте ребята! Пишет вам домовенок Кузя. Мой друг Нафаня, подарил мне чемодан, а в чемодане очень много предметов, неизвестных мне. Помогите мне ребята, узнать, что это за предметы и для чего они нужны.
Воспитатель:
- Поможем ребята Кузе? (да).
- Но как же это сделать, его же с нами нет? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Очень много вариантов вы предложили.
- А я вам предлагаю записать ответ на видео. Посмотрите вот у меня и видеокамера для этого есть. Давайте её установим.
Воспитатель устанавливает видеокамеру для записи объяснений детей, для чего нужны предметы, находящиеся в чемодане.
Воспитатель:
- Видеокамеру установили, включаем видеозапись.
- Кузя, привет! Мы с ребятами прочитали твое письмо, и обязательно тебе поможем узнать, что за предметы лежат в твоем чемодане и для чего они нужны.
- Основная часть
Воспитатель:
- Ну что, предлагаю открыть чемодан Кузи.
Воспитатель открывает чемодан и достает копилку (чемодан закрывает).
- Ребята, что это за предмет? (копилка)
- Давайте хором скажем и прохлопаем слово: КО-ПИЛ-КА
- Денис, повтори - копилка
- Для чего нужна копилка? (копилка необходима для того, чтобы копить в ней деньги).
- Скажите, откуда человек берет деньги? (человеку платят за труд, человек их зарабатывают).
- Для чего нужны деньги? (для покупки игрушек, для покупки продуктов, для покупки одежды, для покупки мебели, для оплаты коммунальных услуг: свет, вода, интернет, телефон, телевизор; для покупки машины и т.д.).
- Какие бывают деньги? (бумажные и металлические).
- Интересно ли вам узнать о деньгах еще больше? (да).
- Ребята, пройдем к столам.
Воспитатель берет чемодан, копилку и вместе с детьми проходят к столам, затем открывает копилку и высыпает все содержимое копилки на стол:
- Ребята, что это? (деньги).
- Давайте проговорим и прохлопаем слово: ДЕНЬ-ГИ
- Даниил, повтори: деньги
Воспитатель показывает монеты.
- Как называют такие деньги? (монеты).
-Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: МО-НЕ-ТЫ
- Захар, повтори слово: монеты
- Какие они? (круглые, металлические, железные, тяжелые).
Воспитатель показывает бумажные купюры.
- Ребята, а это что? (тоже деньги).
- Какие они? (бумажные, прямоугольные, легкие). Такие деньги называют купюрами (обращение в видеокамеру).
-Давайте все вместе повторим и прохлопаем слово: КУ-ПЮ-РЫ
- Молодцы! Давайте монеты и купюры соберем в копилку.
- Юля, повтори слово: купюры
- Молодцы!
- Давайте достанем из чемодана, следующий предмет.
Воспитатель из чемодана достает большой конверт.
Воспитатель:
- Посмотрите, у Кузи в чемодане в большом конверте рассыпались деньги. Давайте их соберем.
Игра: «Собери целое»
Дети собирают из частей целое: монеты, купюры.
- Я думаю, что Кузя теперь знает, что деньги бывают разные. Молодцы!
- Давайте достанем из чемодана следующий предмет.
Воспитатель достает мяч
- Чтобы Кузя хорошо запомнил, что деньги бывают разные, поиграем в игру с мячом, «Скажи наоборот».
- Я буду вам бросать мяч, и задавать вопрос, а вы должны, бросить мне, обратно мяч с ответом.
Монета круглая, а купюра …
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра …
Монета металлическая, а купюра…
- Молодцы! Ну а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка с использованием ИКТ «Домовёнок»
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Воспитатель вместе с чемоданом идет садиться на стул. Чемодан ставит рядом с собой.
Воспитатель:
- Интересно, знает ли Кузя, что нельзя купить за деньги?
- Давайте поиграем в словесную игру: «Что нельзя купить за деньги?».
Воспитатель:
- Я буду называть слова, если это можно купить за деньги – хлопайте, а если нет – топайте (машина, мебель, хлеб, дом, ум, телефон, фрукты, дружба, овощи, игрушки, конфеты, здоровье, молоко, семья, вежливость, книги).
Воспитатель:
- Молодцы ребята!
Воспитатель перед детьми ставит чемодан, на журнальный столик.
Воспитатель:
- В чем мы носим деньги? (в кошельке).
Воспитатель открывает чемодан, достаёт из чемодана кошелёк и демонстрирует его.
Беседа:
- Ребята, что это за предмет, я достала из чемодана Кузи? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, что есть в кошельке: в кошельке есть отделы, в них хранят купюры, монеты.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим следующий предмет в чемодане.
Воспитатель достает из чемодана большие монеты, купюры и бубен
Воспитатель:
- Кузя предлагает поиграть в игру: «Найди пару».
Я вам раздам купюры и монеты, пока играет бубен, вы двигаетесь по группе. Как бубен останавливается, каждый ищет себе пару (монета к монете, купюра к купюре).
- Молодцы!
- Давайте присядем на свои стульчики.
Педагог предлагает подойти одному ребенку к журнальному столику и посмотреть, все ли предметы достали из чемодана.
Ребенок:
- В чемодане еще одно письмо.
Воспитатель:
- Это письмо от Кузи! Давайте его прочтем.
Воспитатель читает письмо от Кузи.
- Дорогие ребята, заранее спасибо за полученные знания, чемоданчик заберу позже.
Воспитатель:
- Ну что ребята, предметы в чемодане закончились, можно выключить видеокамеру и положить ее в чемодан.
Педагог кладет видеокамеру в чемодан и закрывает его.
3.Итог. Рефлексия:
Воспитатель:
- Давайте вспомним, что же было в чемодане? (ответы детей)
- Для чего нужна копилка?
- Какие бывают деньги?
- Что было самым сложным?
- Что вы запомнили?
- Что вам понравилось больше всего?
- Вы сегодня лучшие! А ещё, Кузя передал мешочек со сладкими монетами, это от него для вас угощения.
Воспитатель раздает сладкие монеты детям. Дети благодарят за угощения.
Воспитатель:
- Ну что, на этом наше интересное занятие закончилось. Всем спасибо, досвидания!
Список используемой литературы
- Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт.-сост. Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. – Казань, 2007. – 255 с.
- Блохина О.А., Терешева О.В.: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017.
- Гладкова О.А., Коломийченко Л.В.: Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.
- Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с.
- Киреева Л.Г.: Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В.: Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 102 с.
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В. , Рыжановская Л.Ю: Советы родителям: говорите с детьми о финансах Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В. , Рыжановская Л.Ю: Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем». Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
- Табих Е.Н.: Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /– Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр.
формирование основ безопасного поведения в социумеформирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваформирование готовности к совместной деятельности...

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет
Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

Методическая разработка по теме: "Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка по теме:Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Реализация федерального государственногообразовательного стандарта дошколь...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
