Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности "Кафе Мухи-Цокотухи"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Осипова Ольга Александровна
В возрасте 6-7 лет у детей уже возникает интерес к миру финансовых отношений. А их неуёмная любознательность с непоседливость требует определенного педагогического подхода. Поэтому для формирования у детей первичных экономических представлений, мы решили применить в своей работе технологию культурных практик, которая уже не раз показала свою эффективность. Возникла идея создать плоскостную игру на магнитах «Кафе Мухи-Цокотухи», в которую дети смогли бы играть на магнитной доске. Детей процесс изготовления игры очень заинтересовал, они с нетерпением ждали, когда же мы вместе начнем открывать кафе. В ходе игры, решая различные проблемные ситуации, дети предлагали свои варианты развития событий. После просмотра презентации про деньги, у ребят возник интерес к их изготовлению. Мы подсказали, как можно чеканить монеты, совместно сделали кошельки, копилки и банковские карты. А далее пошли за интересом детей. Пополняли развивающую среду играми и атрибутами по финансовой грамотности. Стимулировали экономическое мышление дошкольников и самостоятельную детскую игру с развитием событий по разному сценарию, открыв мастерские по изготовлению различных товаров, которые могут понадобиться для модернизации кафе и организовали ярмарку. Данная технология позволяет максимально увлечь всех воспитанников группы, исходя из интересов каждого ребенка. Позволяет заинтересовать как детей, так и взрослых. Воспитатель тоже находится постоянно в тонусе познавательного интереса по мере того, как воспитанники предлагают то или иное развитее дальнейших событий. Процесс увлекает всех, так как не всегда есть готовый сценарий. Родители тоже становятся активными участниками. Дети, приходя домой, начинают больше задавать вопросов, рассказывать о приобретенном опыте в процессе игры. Ценно, когда родитель приходит в группу и делится своим опытом и знаниями. Открытие нашего кафе позволило гибко идти за интересами детей. А воспитателю наполнять процесс и пространство из конкретных запросов и возможностей. Главный итог работы – это фраза нашей воспитанницы: «С Вами не соскучишься!»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности дошкольников " Кафе Мухи - Цокотухи " Детский сад №125 Выборгского района Санкт-Петербурга Воспитатели :Васильева М.В. Осипова О.А Старший воспитатель : Шипкова В.Н.

Слайд 2

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Тем не менее, современные дети рано овладевают экономической информацией на житейском уровне , так как посещают совместно с родителями магазины и банки и уже имеют некоторые элементарные представления о деньгах. Ребенок поневоле встречается с экономикой , даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое» , «твое» , «наше» , «обмен» , «деньги» , «цена» , «дорого» , «дешево» , «продать» , «заработать» . Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки . Результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания.

Слайд 3

Мы знакомим детей с профессиями , учим их воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У детей формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. В процессе экономического воспитания дети знакомятся с бережливостью и трудолюбием. Дети учатся навыкам самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на участке детского сада, у них складываются представления о труде взрослых, прививаются чувства уважения к труду.

Слайд 4

Наша цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений. Помочь детям шести - семи лет войти в социально-экономическую жизнь , способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста . Дети научатся уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества» , корректировать собственные потребности, понимать и ценить окружающий предметный мир, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 5

Нами были определены следующие задачи : Формирование первичных экономических представлений и компетенций. Развитие экономического мышления дошкольников. Расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета. Укрепление семейных связей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Слайд 6

Что бы реализовать поставленную цель и задачи ,решили использовать технологию культурных практик. Работа с детьми в комбинированной группе по данной технологии ,уже не раз показала свою эффективность. Неуёмная любознательность с непоседливостью требует определенного подхода. В подготовительной группе дети, наблюдая за финансовыми отношениями внутри семьи, имеют определенный багаж знаний. Хотелось эти знания обобщить , обогатить и попробовать применить на практике. Предложили детям открыть кафе Мухи –Цокотухи. Нужно было решить как ,найдя одну денежку, действовать дальше , чтобы начать получать прибыль. Вот ,что у нас получилось и какие идеи возникали в ходе деятельности детей.

Слайд 7

Как и в сказке Корнея Чуковского ,наша Муха –Цокотуха тоже нашла денежку . Мы придумали плоскостную игру ,которая крепится на магнитах к доске. У нашей героини был дом, но не очень красивый и богатый. На стол для гостей она поставила всю посуду , которая была в доме.

Слайд 8

Гости разошлись ,денежка потрачена , Муха загрустила. Как быть ,чтобы снова появились деньги? Дети предложили продавать угощение. Но где его взять? Решили помочь насобирать ягод ,сделать чай и уже продавать его.

Слайд 9

Получилось заработать, но мало т.к. многие не знали ,что у Мухи –Цокотухи вкусный полезный ягодный чай. Дети предложили сделать рекламные листовки и раздать.

Слайд 10

«Лучшее кафе мира !» «Кафе Мухи - Цокотухи! Приходите все !» В меню чай с малиной !» «Получите скидку на какао !» «Лучшее кафе Мухи-Цокотухи открыто !»

Слайд 11

Играя в игру ,у детей возник интерес к изготовлению денег. Мы подсказали как можно чеканить монеты. Рассмотрели банкноты. Защиту от подделки .

Слайд 12

Дети захотели рассмотреть разные купюры. Узнали какие города и достопримечательности изображены на банкнотах нашей страны. Мы предложили подумать ,как люди расплачивались в древности. Что бы удовлетворить детскую любознательность посмотрели презентацию . Путешествуя с родителями, ребята поделились наблюдением ,что в разных странах –свои деньги . Познакомились с некоторыми странами и их валютой.

Слайд 13

Воспитанник нашей группы рассказал, что дома есть коллекционные альбомы монет. Мы стараемся , что бы родители принимали активное участие в жизни нашей группы. Пригласили мамочку показать альбомы и рассказать о коллекции .

Слайд 14

Монеты коллекционирует нумизмат.

Слайд 15

Муха Цокотуха развивала свое кафе. Ребята предложили часть денег откладывать ,а не тратить. Так у нашей героини появилась копилка.

Слайд 16

Ассортимент кафе расширяется. Где же может брать продукты для выпечки Муха-Цокотуха? Конечно в магазине. Мы решили открыть не просто магазин ,а фермерский магазин натуральных продуктов .

Слайд 17

Пополнили знания о пользе натуральных продуктов ,о труде на ферме. Расширился ассортимент в нашем магазине. «Кто потрудился ,тот и поел.»

Слайд 18

Технология культурных практик в формировании финансовой грамотности дошкольников способствует развитию экономического мышления. Дети продолжали самостоятельно развивать ход игры ,меняя последовательность действий Мухи –Цокотухи . Делали выводы ,какие решения были удачным ,а какие не очень.

Слайд 19

Мир финансовых отношений все больше увлекал детей. Мы даже не ожидали такого интереса.

Слайд 20

Старались идти за детской любознательностью. Обогатили развивающую среду различными играми.

Слайд 21

Знакомые игры увлекли по –новому. Возникли новые правила.

Слайд 22

Детей стал интересовать механизм безналичного расчета. Решили сделать банковские карты. Оговорили ,что банки бывают разные и дизайн у банковских карт тоже.

Слайд 23

Коля сделал больше всех. Все карты ,которые были у нас в наличии и очень много из интернета . Бонусные карты из всех знакомых магазинов. Появилась даже космо-карта и космо –деньги. Этому поспособствовало знакомство с Днем космонавтики.

Слайд 24

Самостоятельно придумали сделать кошельки д ля хранения карт. Мы предложили выполнить их в технике оригами .

Слайд 25

Дети рассказали ,что у некоторых тоже есть копилки ,как у Мухи – Цокотухи . Ребята захотели иметь копилки в группе . И даже открыли банк для хранения своих сбережений.

Слайд 26

А наша Муха все богатела. На что же можно потратить заработанные деньги? Ребята поделились своим мнением: -на учебу, на ум; -положить в банк; -на собаку и все для собаки; -положить в копилку; -на украшение жилья; -на посуду; -на мебель.

Слайд 27

Представления о товарно-денежных отношениях у детей пополнились новыми знаниями. Было решено открыть мастерские по изготовлению предметов быта ,в которых Муха –Цокотуха могла бы приобрести нужные товары. Ребята выбрали тот вид деятельности , который был им интересен. Сделали вывески-названия для своих мастерских.

Слайд 28

У нас открылись такие мастерские: - по росписи посуды; -по изготовлению ваз; -мебельная; -мастерская тканей ; -цветочная.

Слайд 29

Ребята рассказали ,что можно сделать , что бы мастерская приносила еще большую прибыль: п родавать 2 вазы по цене одной; и зготавливать занавески на заказ; придумывать новые узоры для посуды; д елать больше товара; с делать рекламу; о рганизовать доставку; п оложить деньга в банк, что бы их стало больше.

Слайд 30

Что бы Мухе –Цокотухе было удобнее увидеть весь ассортимент организовали ярмарку товаров наших мастеров . В роли покупательницы выступал ребенок . В ходе игры дети менялись ролями.

Слайд 31

В доме-кафе нашей героини появились занавески и скатерть, полочки для варенья, ваза с цветами на подставке, красивый чайный сервиз . Угощение стало разнообразным.

Слайд 32

Появилась бабочка-помощница и доставщик еды.

Слайд 33

Главным итогом работы стали слова нашей воспитанницы Маргариты : «С вами не соскучишься!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка конспект занятия "В гостях у Мухи - Цокотухи".

данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений и логопедам....

Методическая разработка: "Сценарий театрализованного мюзикла "День рождения Мухи-Цокотухи"

Методическая разработка театрализованного мюзикла "День рождения Мухи - Цокотухи" для детей среднего дошкольного  возраста....

Методическая разработка сценарий выпускного праздника в ДОУ "Муха-цокотуха поступает в гимназию"

Сказка-мюзикл по мотивам сказки К.И. Чуковского "Муха-цокотуха" для детей подготовительной группы...

Методическая разработка по произведению К.И.Чуковского "Муха-цокотуха" в первой младшей группе

Методическая разработка по произведению К.И.Чуковского."Муха-цокотуха"в первой младшей группе...

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников - "В гостях у Королевы Финансии".

Сценарий квест-игры по финансовой грамотности для дошкольников "В гостях у Королевы Финансии"....

Методическое обеспечение по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Семейный бюджет»

В данной методической разработке по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет представлены:Календарно – тематический план.Конспект совместной деятельности педагога и детей.Проект р...