Консультация для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Ватутина Наталия Борисовна

Консультация поможет разобарься в вопросах экономического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экономическое воспитание дошкольников»

Экономика — это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Экономика - это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников.

1. Художественная литература.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.

Русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», Братьев Гримм «Горшок каши», С. Аксаков «Аленький цветочек» - дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег.

Книга Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк») знакомит детей с новым экономическим понятием - банк, как надежно защищенном месте, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию.

Мультфильм «Каникулы в Простоквашино» способствует закреплению знаний детей о деньгах, как цене товара, воспитывает умение делать простейшие умозаключения. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» дает детям представление об экономическом понятии собственность, закрепляет представление о собственности как о том, что принадлежит человеку. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом». Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

2 . Дидактические игры экономического содержания .  Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются дидактические игры экономического содержания. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений. Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности. В игре «Угадай, где продаются» у детей формируется умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивается умение обобщать группы предметов. «Магазин игрушек» - дает детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивает умение «видеть» товар, место производства, цену (стоимость). Дидактическая игра «Что быстрее купят?» - развивает умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. В игре «Что и когда лучше продавать?» закрепляются знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. В дидактических играх: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

3. Сюжетно-дидактические игры

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

4. Непосредственно образовательная деятельность (занятия). Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Такие занятия как «Путешествие в прошлое денег», «Путешествие рубля» познакомят детей с историей возникновения денег их предназначением, развивают логическое мышление, воспитывают уважительное отношение к деньгам ; формируют представление детей об экономических понятиях : валюта (как денежная единица других стран, обмен (бартер, реклама, цена, товар). Занятие «Первые шаги в экономику» дает элементарные сведения об экономике, знакомит детей с «банком», как с учреждением, где хранятся деньги, с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета; Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение детьми предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей.

Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Логические и задачи, решаемые детьми на занятиях, сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения. Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Заключение.

Таким образом, работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников: воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки. Дети познакомятся с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути.

Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.

Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников».

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? В памятке представлена информ...

консультация для воспитателей "Экономическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

консультация проводилась в форме семинара-практикума с проигрыванием сюжета....

Практикум для воспитателей "Экономическое воспитание дошкольников"

Ребенок участвует в экономических процессах, он черпает некоторую информацию из окружающего мира, в результате чего возникает задача для воспитателя и родителя - сделать ее интсрументом для использова...

Консультация для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...

Семинар-практикум для воспитателей "Экономическое воспитание дошкольников - формирование азов финансовой грамотности"

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, реклам...