консультация для воспитателей "Экономическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру".
консультация по основам финансовой грамотности

Нехожина Елена Вячеславовна

консультация проводилась в форме семинара-практикума с проигрыванием сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomikka_cherez_s.r._igru.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

     Я не буду повторяться об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно. Мне хотелось более подробно остановиться на детской сюжетно-ролевой игре как одной из форм экономического воспитания.

     Дети любят играть «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, в больницу, магазин, школу, детский сад и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка, предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

     Воспитатель, организуя сюжетно-ролевую игру, постепенно вводит экономические знания, основанные на математических действиях: количественные отношения, счет, измерения. Такие игры рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю под контролем педагога. Самостоятельно в эти игры дети могут играть и в другие дни.

     Во всех возрастных группах детского сада широко распространены игры в «Магазин», «Детский сад», «Семья». Дети здесь «покупают», «продают», «меняют», «работают». В данные игры педагог вводит некоторые составляющие семейного бюджета: пенсия, заработная плата, стипендия, а также раскрываются представления детей о доходах и их увеличении или уменьшении.

      Подробнее рассмотрим, как это происходит. В нашей группе дети очень любят играть в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Поскольку многое в содержании данной игры детям знакомо (они знают, кто работает в детском саду: заведующий, воспитатели, няни, повар, медицинская сестра; имеют представление о том, какую работу они выполняют, как помогают друг другу) то следует лишь уточнить. Обогащая знания детей о труде сотрудников детского сада, обратите внимание на то, как и с какой целью они используют счет.

     Игра начинается - открываем новый детский сад! В игре выделяются роли заведующей, воспитателей, няни, завхоза, шоферов, грузчиков. Тем, кто выполняет роль заведующей детским садом, воспитателя и няни вновь открывающегося детского сада, нужно учитывать количество денег (бюджет, количество воспитанников в группе (кукол) и число предметов мебели, посуды, игрушек, которые необходимы для оборудования групп. Шоферы должны запомнить количество и размер мебели, игрушек, доставить их в детский сад и отчитаться заведующей. Завхоз должен выдавать инвентарь в каждую группу. Все сотрудники получают заработную плату.

     На первых порах роль заведующего на себя берет воспитатель, который в дальнейшем вводит роль банкира, директора мебельного магазина, продавца булочной и такие понятия как товар, продукт, услуга, цена, дороже-дешевле.

     В игру «Детский сад» органично вписывается игра «Бензозаправочная станция». В игре намечаются роли диспетчера гаража, оператора, шоферов. Диспетчер гаража выдает шоферам путевые листы, определяет назначение рейсов (перевезти строительный материал, доставить продукты в детский сад и так далее). Шофер, отправляясь в рейс должен заехать на заправку: сказав оператору, какое количество бензина необходимо для бака, найти среди разложенных цифр карточки с нужными числами.

     Желательно чтобы в играх были достаточно активны как девочки, так и мальчики. Иногда наблюдаются случаи, когда мальчики не включаются в игру, характерную для девочек, считая роли «не мужскими».

     Следует заметить, что дети с удовольствием играют и в Сбербанк, предлагаю в нее сыграть и вам. Начать игру можно так:

- Скажите, пожалуйста, куда отправляются взрослые, чтобы оплатить услуги, взять кредит, сделать вклад, снять деньги?

- Конечно, они идут в банк! Предлагаю вам сегодня побыть детьми и поиграть в банк!

Следующим этапом игры является распределение ролей.

- Кто руководит банком? (банкир, директор банка).

- Сегодня директором банка буду я? (закрепляется бейдж с должностью – затем данная роль передается одному из детей)

- Кто берет оплату за услуги, открывает счёт? (кассир, оператор - закрепляем бейджи)

- Кто встречает посетителей, следит за порядком в банке? (охранник - закрепляем бейдж)

- Кто пользуется услугами банка? (Клиенты)

     Оставшиеся получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит – сумочки, и паспорта.

(В процессе игры необходимо уточнить с детьми, для чего нужны бейджи и паспорта, объяснить их необходимость).

- Внимание! Рабочий день в банке начинается. Всем работникам банка просьба занять свои места – операторы садятся за столы, включают компьютер, охранник осматривает помещение, по рации сообщает, что всё в порядке. Садится у терминала.

Директор:

Здравствуйте! Я – генеральный директор банка. Это (показывает на зал) – наше первое отделение на улице Западная. «Сбербанк» – это очень большой банк! У нас отличная команда и много постоянных клиентов. Все желающие открыть свое дело, могут получить в нашем банке денежный кредит. Полученными деньгами вы можете распоряжаться как хотите, но в конце игры вы должны вернуть деньги банку. Ну всё, открываемся, время-деньги! Уважаемые коллеги, все – на рабочую настройку!

     Чтобы данная настройка прошла интереснее детям, исполняющим роли сотрудников можно предложить встать в круг и положить руки на середину, каждый произносит одно слово, начиная с директора

-Доволен!

- Клиент!

- Прибыль

- Растет

- Любим

- Работу

- Успех

- Всех нас ждёт!

Директор: По местам! Хорошего рабочего дня!

Заходит первая посетительница.

Охранник: Здравствуйте! Какую операцию вы хотели бы совершить?

Посетительница 1: Здравствуйте! Я хочу взять кредит на открытие собственного дела!

Охранник: Возьмите ваш талон, проходите к оператору номер 1.

Посетительница 1: Спасибо!

Оператор 1: Здравствуйте! Вы хотели бы взять кредит?

Посетительница 1: Да, я хочу открыть свое дело. Мне нужно 20.000 рублей

Оператор 1 (считает на калькуляторе): 20.000 рублей вам нужно будет вернуть банку в течение трёх месяцев.

Посетительница 1: Я согласна

Оператор 1: Давайте ваш паспорт (смотрит, набирает информацию на компьютере, просит посмотреть в камеру, чтоб сфотографироваться). Ждём ответ банка… Ваш кредит одобрен. Подпишите договор! Возьмите пожалуйста вашу карту. Деньги можно снять в банкомате. Спасибо за обращение в наш банк! Приходите к нам снова! (отдает паспорт, карту, буклет)

Посетительница 1: Благодарю вас! Сегодня я открываю своё кафе. Приходите!

Оператор 1: Очень признательна! Приду к вам в свой обеденный перерыв!

Параллельно можно организовать с/р игру «Кафе» куда время от времени будут заглядывать сотрудники банка.

В банк заходит второй клиент.

Охранник: Здравствуйте! Чем я могу вам помочь?

Посетительница 2 (с коляской): Я хотела бы оплатить детский сад для старшего ребёнка.

Охранник: Пожалуйста, пройдите к оператору №2.

Посетительница 2: Здравствуйте! Я бы хотела оплатить детский сад

Оператор 2: Здравствуйте! Пожалуйста, дайте Вашу квитанцию за прошлый месяц.

Оператор впечатывает данные в компьютер, выдает новую квитанцию

Оператор 2: Пожалуйста, распишитесь здесь и здесь. Вот Ваш чек!

Посетительница 2: Большое спасибо!

Оператор 2: Возьмите пожалуйста этот буклет. Здесь Вы можете ознакомиться с другими продуктами нашего банка.

Посетительница 2: Ой, положите пожалуйста на коляску!

Оператор 2: До свидания!

Директор: Оператор (называет по имени первого оператора, у вас – обеденный перерыв.

Оператор 1 (звонит по телефону): Здравствуйте! Есть ли свободные столики в вашем кафе?

Посетительница 1: Да, конечно, приходите!

Оператор выключает компьютер, закрывает сейф и уходит в кафе.

Заходит третий посетитель

Охранник: Здравствуйте! Какую операцию Вы хотели бы совершить?

Посетитель 3: Я хотел бы открыть вклад в Вашем банке! Это возможно?

Охранник: Конечно! Возьмите, пожалуйста, талон и присядьте на диван. Подождите!

Оператор 2: Здравствуйте! Вы хотите открыть вклад у нас? Выберите его в буклете!

Посетитель 3: Да. Мне понравился – вот этот – вклад на 6 лет, под 15% годовых

Оператор 2: Это очень выгодный вклад! Какую сумму вы хотели бы внести?

Посетитель 3: 1000 рублей.

Оператор 2: Вы клиент нашего банка?

Посетитель 3: Пока нет

Оператор 2: Тогда давайте паспорт. Мы оформим банковскую карту и счёт. Дайте пожалуйста ваши деньги! (кладёт их в сейф)

Оператор 2 распечатывает бланки, ставят подписи, печати, выдает карту. Возвращается Оператор 1.

Директор: Оператор (называет по имени второго оператора, теперь перерыв – у вас.

Оператор 2 звонит в кафе, заказывает доставку до банка.

Директор (обращаясь к зрителям): Уважаемые гости! Приходите в наш банк! У нас вы можете совершить любую операцию!

Охранник: Уважаемые сотрудники! Время работы банка закончено. Прошу всех сдать ключи и вернуть деньги в банк. Передает все директору

Директор:  

Работа с деньгами – ответственный труд,

Порой нелегко нам бывает.

Есть те, кто копейку всегда берегут,

Есть те, кто про всё забывают!

А наша задача – свой ключик найти

К потребности денежной вашей.

Чтоб вам захотелось к нам снова прийти,

И чтоб был ваш дом полной чашей!

Работа с деньгами – ответственный труд.

Он необходим в наше время.

А наши сотрудники – не подведут.

Мы в наше призвание - верим!

Вот пример того, как можно объединить в один сюжет несколько сюжетно-ролевых игр. Из всего увиденного и услышанного можно сделать вывод: в сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Поддерживайте этот интерес, стремитесь к формированию у детей работать красиво, быстро, как «мастера своего дела». Это даст свои положительные плоды в будущем. А на этом у меня все, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...

Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год

Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...

Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольников через сюжетно-ролевую игру"

К.Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо бол...