Главные вкладки

    Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"

    Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx79.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 157 «ТОПОЛЕК» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА

    Программа по самообразованию

    Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

    на 2018/2019 учебный год

    Подготовила:

    Золоторева Лилия Васильевна

    г. Барнаул

    Оглавление 

    1.Паспорт программы

    2.Пояснительная записка        

    3.Актуальность

    4. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме «Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх»

    5.Методика проведения диагностики сюжетно-ролевой игры

    6.Карта наблюдений

    7.Перспективное календарно-тематическое планирование игровой  деятельности (сюжетно-ролевых игр) для детей   старшей группе        

    8. Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы

    9.Заключение.        

    10.Приложение.        

    11.Список используемой литературы      

    Паспорт программы

    Наименование программы

    «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

    Цель

    Формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

    Задачи

    1. Научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;
    2. Совершенствовать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры;

    3. Развивать у детей умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачах, радоваться за успех другого);

    4. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

    5. Использовать сюжетно-ролевые игры в целях воспитания детского коллектива.

    6. Развивать игровую деятельность детей и использовать необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Оказывать детям поддержку в формировании адекватной самооценки, самопринятии, уверенности в себе

    7. Воспитывать желание самим выполнять и разрабатывать атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

    Сущность опыта

    Реализация системы работы по использованию сюжетно - ролевых игр для оказания помощи старшим дошкольникам, испытывающим трудности во взаимоотношении со сверстниками

    Ведущая педагогическая идея

    Сотрудничество педагог - воспитанник - родитель, социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру.

    Разработчик программы

    Воспитатель Золоторева Л.В. МБДОУ «Детский сад №157»

    г. Барнаул

    Пояснительная записка

    Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

    Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

    В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.

    Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!

    Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.

          Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

    Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

    Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

    Главное, что может сделать взрослый, – это научить ребенка играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

    Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

     Актуальность

    Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

    Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

    В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

    Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

    Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.

    Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

    Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде.  Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.  И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

    Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность.

    Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, настольные игры, дидактические. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами,

    зона игры с машинами для мальчиков.

    Регулярное проведение совместных игр обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

    Для осуществления работы над поставленными мной задачами, необходимо было разработать программу. Для этого я изучила передовой опыт педагогов и психологов по данной теме, составила картотеку сюжетно - ролевых игр, картотеку сопутствующих игр и упражнений: игр- экспериментов, пальчиковых игр, упражнения для развития быстроты реакции и логического мышления "Гирлянда" и "Мозговой штурм", подобрала художественную литературу. Я постоянно пополняю предметно - развивающую среду группы. Для  успешной социализации детей формирования взаимоотношений через сюжетно- ролевую игру я использовала следующие методы и приемы  обогащения сюжетно - ролевой игры:

    1. Прием ролевой игры с продолжением;

    2.  Постановка проблемных ситуаций;

    3. Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы);

     4. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей;

     5. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры: игр - экспериментов;

     6. Обновление  предметно- игровой среды

     7. Расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами);

     8. Включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

     9. Пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями;

    10. Наблюдения, экскурсии.

    Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме «Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх»

    Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

    Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и современности изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

    Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

    Во многом теория игры в нашей стране складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н.К. Крупской и А. С. Макаренко.

    В ряде работ Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Вместе с тем она рассматривала игру как главное средство воспитания и требовала, чтобы жизнь детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств; в играх воспитываются меткость глаза, ловкость и сила движения.

    Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

    Особое значение придавала Н. К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала воспитателей всячески помогать детям в их объединении, подчеркивая, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимости их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры peбенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».

    Н. К. Крупская писала о том, что в игре ребенок готовится я труду: «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».

    Н.К. Крупская подчеркивала необходимость вдумчивого и серьезного руководства играми детей. Продумывая задачи и coдержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако необходимо отводить опасные игры, возбуждающие у детей нежелательные чувства. Она считала необходимым тщательно анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного значения: насколько те или иные игры воспитывают умение коллективно реагировать, коллективно действовать, насколько они сплачивают, дисциплинируют, организуют.

    Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко (1888— 1939). Он придавал игре большое значение в воспитании ребенка: «Каков ребенок в игре, — говорил он в «Лекциях о воспитании детей», — таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». В жизни ребенка игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

    По мнению А. С. Макаренко, руководство детскими играми направлено: 1) на установление правильного соотношения между игрой и трудом в жизни ребенка; 2) на воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

    А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе — определенные задачи руководства. По возможности надо предоставлять детям свободу действий в игре, но, если игра протекает неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить вопрос, предложить интересный материал, иногда поиграть вместе.

    Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребенка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

    Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

    Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

    В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. 

    Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

    В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

    Терминологический словарь дает следующее определение понятия «формирование взаимоотношений» - это формирование навыков взаимодействия.

    В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только с взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

    Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.

    По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.

    Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)

    Вторая подгруппа: дети молчаливые , замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.

    Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

    Четвертая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.

    Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

    Так, во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.

    Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В сюжетно-ролевой игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

    Характеристика основных видов игр.

    Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

    - игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

    - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

    - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

    Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

    1.Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

    - сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

    - игры драматизации - им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.

    - строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

    Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

    Структура сюжетно-ролевой игры

               Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

    Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

    Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

    Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

    Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

    К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

    В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

    Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

    Как товарищи по игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).

    Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

    Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

    Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают - друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре — проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной чело» век (храбрость, честность и др.)

    В сюжетно-ролевой игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

    Методика проведения диагностики сюжетно-ролевой игры

    Оценка уровня сформированной игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития игровых умений и проводится 1 раз в год (май).

    Диагностика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста по методике авторов

    -Д.Б.Эльконина

    -Г.А. Урунтаевой

    -Ю.А. Афонькиной

    Всего выделено пять критериев.

    1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

    2.Содержание игры.

    3.Сюжет игры.

    4.Выполнение роли и взаимодействие детей в игре, ролевое общение.

    5.Игровые действия, игровые предметы.

    Критерии оцениваются по трём уровням.

    -Высокий

    -Средний

    -Низкий

    Старшая группа 5-6 лет

    Высокий уровень: обсуждает с партнёрами замысел игры; использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребия, по желанию); учитывает точки зрение партнеров; выступает с приложениями по обогащению сюжета; придумывает игры с предложением; использует разнообразные средства выразительности; насчитывает 7-10 ролей; часть роли реализуется в речевом плане; выступает с предложением по созданию игровой обстановки, заменяет некоторые действия словом; использует предметы - заместители, игрушки -  самоделки; соблюдает правила, контролирует действия других играющих;

    Средний уровень: договаривается с партнёрами до начала игры о теме, сюжете, распределении ролей, но не всегда учитывает точку зрение партнёра; разворачивает различных сюжеты; называет свою роль и роли других участников: участвует в создании игровой обстановке; выполняет правило, в случаи нарушения прислушивается к оценке играющих и становится более внимательным:

    Низкий уровень: договаривается об игре с помощью воспитателя; принимает точку зрение партнёра, шаблонные игровые сюжеты и действия, предложения сверстников по изменению сюжета принимает; ролевой репертуар беден, в игровой роли мало выразителен: речевая активность снижена: однообразные действия с игрушками, использует затруднения в использовании предметов заместителей.


    5. Карта наблюдений

    Игровая деятельность ребёнка-дошкольника.

    Цель: изучение проявлений детьми особенностей сюжетно-ролевой игры.

    Материал: строительный.

    Ход работы: провести наблюдение за особенностями прохождения свободной сюжетно-ролевой игры, оформить       выявленные особенности в таблице. Дать анализ соответствия наблюдаемой игры особенностям возрастного развития.

    Дата

    Количество играющих,

    Фамилия, Имя, возраст детей

    Организация игры (кто организатор)

    Примерное время игры

    Роли принимаемые детьми в игре

    Сюжет игры (вид)

    Содержание игры

    Использование атрибутов в ходе игры

    Конфликты (их наличие, причины, выводы из конфликтов)


    Перспективное календарно-тематическое планирование игровой  деятельности (сюжетно-ролевых игр) для детей   старшей группе

    п/п

    Название игры

    Цель игровой деятельности

    Сроки

    1.

    «Детский сад»

    Обучение детей передавать игровые действия и взаимоотношения людей.

    Сентябрь

    2.

    «Детский сад» (праздники)

    Обучение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

    Сентябрь

    3.

    «Автобус»

    Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Октябрь

    4.

    «Шоферы»

    Закрепление знаний и умений о труде шофёра, на основе которых дети смогут развивать сюжет игры.

    Октябрь

    5.

    «Семья» (к нам пришли гости)

    Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

    Ноябрь

    6.

    «Магазин» (продукты)

    Обучение детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Ноябрь

    7.

    «Семья» (я помогаю маме)

    Побуждение  детей к планированию игры с новым содержанием.

    Декабрь

    8.

    Магазин «Игрушки»

    Формирование умений самостоятельно обговаривать замысел игры, обсуждать его со сверстниками, учитывая их точку зрения.

    Декабрь

    9.

    Магазин «Книги»

    Стимулирование к созданию условий для сюжетно – ролевой игры. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Январь

    10.

    «Строительство»

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

    Январь

    11.

    «Лётчики»

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

    Февраль

    12.

    «Российская Армия»

    Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.

    Февраль

    13.

    «Парикмахерская»

    Обучение детей передавать игровые действия и взаимоотношения людей в парикмахерской раскрыть суть деятельности парикмахера.

    Март

    14.

    Магазин «Цветы»

    Обучение детей подбирать и вариативно использовать предметы – заместители для решения игровых задач.

    Март

    15.

    «Поликлиника»

    Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала.

    Апрель

    16.

    « Аптека»

    Формировать умение распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    Апрель

    17.

    «День рождение»

    Закрепление культурных навыков. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Май

    18.

    «Улица»

    Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

    Май


    Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы

    Дата

    Игра

    Цель

    Предварительная работа

    Примерные игровые действия

    Предметно-игровая среда.

    Атрибуты

    Индивидуальная работа

    Сентябрь

    «Детский сад»

    Обучение детей передавать игровые действия и взаимоотношения людей.

    Экскурсия в кабинет медсестры, на кухню, в прачечную, в кабинет заведующей.

    Беседа «Кто как работает в детском саду».

    Рисование на эту тему.

    Чтение рассказа «Наш доктор» А. Кардашовой.

    Лепка продуктов для повара.

    Ребёнок (воспитатель) проводят зарядку с куклами, потом посадят их завтракать. Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак. После завтрака надо идти на осмотр к врачу. После завтрака «медсестра» внимательно осматривает «детей», каждому даёт рекомендации. После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие».

    Подготовить кукол, реставрация  кукольной  одежды, кукольная  посуда, телефон  игрушечный.  Подготовить  набор «Доктор».  

    Обучить способам игрового отображения действительности.

    Сентябрь

    «Детский сад» (праздники)

    Обучение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

    Беседа о труде музыкального работника.

    Встреча с музыкальным работником.

    Рассматривание иллюстраций с изображением разных праздников.

    Рисование на тему «Любимый праздник». Заучивание стихов, подборка репертуара.

    Праздник «Осени». Ребята рассказывают стихотворения. Танцуют танец. Выходит сказочный герой. Зрители хлопают в ладоши.

    Изготовление музыкальных инструментов, приглашений на праздник.

    Обогащение словаря ребёнка.

    Октябрь

    «Автобус»

    Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Экскурсия на автобусную остановку.

    Наблюдения за автобусами;

    Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «автобус»;

    Рисование автобуса;

    Изготовление атрибутов для игры.

    Изготовить руль (родители), фуражки, билеты,

    деньги,

    приготовить сумки, кошельки.

    Учить воспроизводить в игре, ранее полученные знания.

    Октябрь

    «Шоферы»

    Закрепление знаний и умений о труде шофёра, на основе которых дети смогут развивать сюжет игры.

    Наблюдение за машинами на улице. Игра  – занятие «Шофёры уходят в рейсы». Разучивание  правил игры «Пешеходы  и такси». Чтение и рассмотрение  иллюстраций по теме «Шофёры».  Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаражей из строительного материала.  Наблюдение  за  машиной, которая привозит продукты  в детский сад.            

    Подбор машин различных марок, изготовление  светофора, палки- регулировщика.

    Развитие диалогической речи.

    Ноябрь

    «Семья» (к нам пришли гости)

    Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

    Заучивание песни «К нам гости пришли».

    Беседа о взаимоотношениях в семье.

    Рассматривание фотоальбомов семейных.

    Беседа «Как вести себя при гостях».

    Мама убирается в комнате, готовит праздничную еду, печёт торт. Дочка помогает маме. Папа едет за продуктами в магазин. Гости приходят и садятся за праздничный стол, кушают.

    Изготовление подарков для гостей, куклы, игрушечная посуда, мебель, передники, косынки.

    Развивать умение ориентироваться в игровой задаче.

    Ноябрь

    «Магазин» (продукты)

    Обучение детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Чтение стихов о продавцах. Чтение отрывка из книги Б. Житкова « Что я видел» Книга С. Михалкова « овощи». Экскурсия в магазин. Совместная деятельность – лепка овощей из соленого теста.

    Директор объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. Покупатели выбирают продукты, платят за них. Продавец взвешивает, сдаёт сдачу, благодарит за покупку.

    Изготовление витрин, вывесок. Сшить одежду для продавца. Приготовить сумки, кошельки, деньги, весы.

     Побуждать добиваться воображаемого результата.

    Декабрь

    «Семья» (я помогаю маме)

    Побуждение  детей к планированию игры с новым содержанием.

    Рассказ воспитателя о своей семье, об обязанностях каждого члена семьи. Обсуждение разных ситуаций в семьях детей. Выучить стихотворение  «Помощница»

    «Дочка» помогает маме (моет посуду, пол, стирает и гладит бельё, водится с младшим братом).

    Приготовить оборудование для стирки кукольного белья, для мытья посуды, для глажки белья.

    Активизировать интерес к сюжетно-ролевым играм.

    Декабрь

    Магазин «Игрушки»

    Формирование умений самостоятельно обговаривать замысел игры, обсуждать его со сверстниками, учитывая их точку зрения.

    Беседа с детьми о поведении в общественных местах. Беседа с детьми «Какие игрушки ты любишь?» Рисование на тему « Моя любимая игрушка» Выставка рисунков.

    Продавец расставляет на витрину новый товар, предлагает игрушки покупателям, считает на кассе, сдаёт сдачу, отдаёт чек, благодарит за покупку. Покупатели выбирают товар, расплачиваются за него.

    Изготовление вывески «Магазин игрушек» (родители). Сооружение прилавок и кассы.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Январь

    Магазин «Книги»

    Стимулирование к созданию условий для сюжетно – ролевой игры. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Совместное изготовление воспитателями и детьми альбомчиков, книжек – самоделок, тетрадей. Беседа «Как вести себя в магазине». Советы воспитателя по правилам организации игры. Беседы после чтения художественной произведений. Изготовление кошельков совместно со взрослым.

    Продавец расставляет на витрину новый товар, предлагает книги, журналы, открытки покупателям, считает на кассе, сдаёт сдачу, отдаёт чек, благодарит за покупку. Покупатели выбирают товар, расплачиваются за него.

    Подборка журналов, книг, канцелярских принадлежностей, касса, чеки, деньги, кошельки (воспитатель)

    Учить самостоятельно организовывать игру.

    Январь

    «Строительство»

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

    Экскурсия на стройку. Беседа со строителем. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом? С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Просмотр фильма о строителях. Рисование на тему: «Строительство дома».

    Дети договариваются о постройке двухэтажного дома для кукол. Одни – строители, они строят дом, другие-водители, они подвозят строительный материал на стройку.

    Строительный материал, природный материал, каски.

    Развивать эмоции.

    Февраль

    «Лётчики»

    Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

    Чтение произведений И. Винокурова «На аэродроме». Просмотр фильма о лётчиках. Рисование самолёта. Лепка самолёта. Изготовление атрибутов к игре.

    Пассажиры собираются в дорогу: они одевают детей, покупают вещи, еду, приобретают билеты на самолёт, едут в аэропорт. Во время полёта пассажиры едят, смотрят в окно, рассматривают книги, газеты. Стюардесса помогает им, отвечает на вопросы. Во время посадки лётчик осматривает самолёт, мотор, заправляет самолёт бензином, заводит мотор и ведёт свой самолёт дальше.

    Строительный материал, игрушка-самолёт, куклы, предметы-заместители, стулья, книги, газеты, продукты-муляжи.

    Воспитывать гуманные чувства к окружающим.

    Февраль

    «Российская Армия»

    Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.

    Чтение художественных произведений: «Памятник советскому солдату» Л. Кассия, «Что умеют делать солдаты» Я. Другаленского. Беседы после чтения, чтобы выявить отношение детей к солдатам. Совместное изготовление атрибутов, танка, военного корабля. Экскурсия к памятнику.

    Игру лучше проводить на участке д/сада. Командир отдаёт приказы солдатам. Следит за правильным выполнением движений: метание мешочков с песком, переползание, перепрыгивание, стрелять в цель, бег. Солдаты, моряки, танкисты нужно отлично выполнить каждое задание. Медсёстры также должны быстро выполнять задания(бинтовать, мазать раны зелёнкой и т.д.)

    Изготовление бинокля, пилотки, сумочки для медсестры, косынки, мишени (родители). Подготовить карты – планы, схемы маршрутов. Предметы – заместители, крупный строительный материал.

    Учить договариваться со сверстниками.

    Март

    «Парикмахерская»

    Обучение детей передавать игровые действия и взаимоотношения людей в парикмахерской раскрыть суть деятельности парикмахера.

    Встреча с интересным человеком. Рассматривание иллюстраций с изображением разных причесок. Изготовление атрибутов совместно воспитателями и детьми. Введение в игру игрушек – самоделок.

    Педагог обращает внимание детей на то, что Серёжа, Оля, Аня аккуратно и красиво подстрижены и причёсаны, а у Леры и Саши выросли длинные, поэтому им надо пойти в парикмахерскую и подстричься. Парикмахер подстригает, причёсывает. Клиенты говорят, как им надо постричься, какую сделать причёску.

    Оформление альбома «Модели причесок». Изготовить из картона – бритву, машинку, ножницы (родители). Приготовить разные детали из строительного набора в качестве предметов – заместителей.

    Учить самостоятельно выбирать атрибуты к игре.

    Март

    Магазин «Цветы»

    Обучение детей подбирать и вариативно использовать предметы – заместители для решения игровых задач.

    Соединение с игрой «семья». Наблюдения за взрослыми. Беседа  после игры для обсуждения перспективной игры.  

    Продавец оформляет букеты цветов и расставляет на витрину, ухаживает за ними, советует покупателю, какие цветы красивее, считает на кассе, сдаёт сдачу, отдаёт чек, благодарит за покупку. Покупатели выбирают цветы, расплачиваются за них.

    Изготовление цветов из разных материалов ( искусственные бумажные и др.). Вывеска «Цветы», одежда для продавца цветов, посуда для них. Разный материал для оформления букетов.

    Воспитывать доброжелательность.

    Апрель

    «Поликлиника»

    Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала.

    Посещение медицинского кабинета в детском саду. Встреча с детским врачом. Чтение произведения «Большой» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина.

    Терапевт принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задаёт вопросы, прослушивает фонендоскопом, делает назначение. Лор проверяет уши, нос, горло, назначает лечение. Медсестра делает уколы, выписывает рецепты. Больной приходит на приём к врачу, объясняет, что у него болит.

    Халаты

    Шапочка врача

    Карточки больных

    Рецепты

     Направления

    Набор «Доктор»

    «Лекарства»

    Воспитание у ребёнка уверенности в себе.

    Апрель

    « Аптека»

    Формировать умение распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    Экскурсия в аптеку, беседа после посещения для выявления отношения детей к работе аптекаря.

    Фармацевт продаёт таблетки, мази, крема, витамины и т.д., отбивает на кассе, сдаёт сдачу, кладёт лекарство в пакет, отдаёт покупателю. Покупатель покупает лекарства. Уборщица убирает помещение.

    Халаты, рецепты, коробочки – «лекарства», телефон, предметы – заместители, куклы, строительные наборы.

    Проявление инициативности в игре.

    Май

    «День рождение»

    Закрепление культурных навыков. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    Этические беседы «Ждём гостей». Изготовление атрибутов совместно воспитателями и детьми.

    Гости приходят на день рождение, поздравляют именинника, дарят цветы, подарки, читают стихи, поют песни, танцуют. Именинник принимает подарки, благодарит и угощает гостей.

    Подарки, цветы, посуда, салфетки, столик, стулья, торт, конфеты, предметы-заместители.

    Развивать игровые интересы и на этой основе расширять общение ребенка с товарищами

    Май

    «Улица»

    Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

    Целевые прогулки по улице. Беседы о пдд. Просмотр презентаций. Изготовление атрибутов к игре.

    Машины едят по дороге, останавливаются на зелёный свет, пропускают пешеходов. Пешеходы идут по тротуару, дорогу переходят по пешеходному переходу на зелёный свет, стоят на остановке, ждут автобус. Полицейский смотрит за порядком на дороге.

    Строительный конструктор, светофор, зебра, игрушки-машины, рули, куклы, коляски.

    Развитие коммуникативных навыков.


    Заключение

         Таким образом,  игра — подлинная социальная практика ребёнка. Поэтому игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через  сознания окружающий его мир. 

        В игровой деятельности мы убедились, что у детей обогащается словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно-ролевые  игры помогают  преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Дошкольники в игре учатся отстаивать свою точку зрения, а если попадают в трудную ситуацию, то самостоятельно находят оригинальные решения.

    Дети, педагоги и родители, мы все вместе смогли вступить в мир детской игры.

    Научились говорить с ребёнком на его языке, доверять друг другу.

         Создали  условия для социализации  дошкольников через сюжетно-ролевую игру, раскрыли их индивидуальности, создали предпосылки для дальнейшего их развития.

     


    Приложение

    Ситуации игрового взаимодействия воспитателя с детьми.

    Воспитатель эпизодически включался в игру как посторонний наблюдатель, при этом способствовал появлению замысла, не давая готовое решение, а побуждая к размышлению, к поиску собственного решения.

    Максим на полу строит из крупного материала самолёт.

    Воспитатель: «Что ты строишь?»

    Максим: «Самолёт. Я же лётчик».

    Мальчик сделал крылья самолёта.

    Воспитатель: «Смотри, задние и передние крылья одинаковые. Разве так   бывает?»

    Максим стоит в раздумье, ему стали помогать другие мальчики.

    Ваня: «Передние больше, чем задние».

    Мальчики вместе исправляют конструкцию самолёта.

    Максим: «Мне надо ещё пропеллер».

    Поставил вместо пропеллера руль.

    Воспитатель: «Да, самолёт получился, как настоящий. На нём уже можно

    лететь».

    Ваня: «А руля-то нет!»

    Максим оглядывается по сторонам, взял два бруска. Сел на стул внутри построенного самолёта, бруски поставил слева и справа от себя, держит наклонно.

    Максим: «Вот эти будут. Рулить ими буду».

    Воспитатель: «Это такой у лётчика штурвал?»

    Максим: «Да это штурвал».

    Заинтересовавшись игрой, к построенному самолёту подошли ещё дети, они договорились лететь в жаркие страны.

    В этой игре основным замыслом является включение ребёнка в разговор по содержанию игры. Инициатива от взрослого переходит к детям.

    Илья по собственной инициативе обращается к воспитателю: «Садитесь со мной в машину».

    Воспитатель: «Ты меня хочешь прокатить на своей машине?»

    Илья: «Да»

    Воспитатель: «Где мы едим, я что-то не пойму?»

    Илья: «По проспекту…»

    Воспитатель: «Да, действительно, как я сразу не поняла. А что это за дом стоит у дороги?»

    Илья: «Это магазин».

    Илья: «Ты так быстро едешь, я даже не успела разглядеть, что это за магазин».

    Илья: «Вон щенок на дороге. Пойду его возьму в машину, пусть с нами покатается».

    Вышел из машины, нашёл в игровом уголке игрушечную собаку, взял её. Сел в машину

    Воспитатель: «А куда мы едем?».

    Илья: «Надо съездить в другой город, там игрушки другие продаются».

    Миша взял ведёрко, на плечо положил пластину от строительного материала. Ходит по группе.

    Воспитатель: «Куда ты направился?»

    Миша: «На рыбалку».

    Воспитатель: «Как интересно! Я никогда не была на рыбалке. А на что ты будешь рыбу ловить?»

    Миша: «Вот удочка»

    Воспитатель: «А у тебя есть червяки? Я знаю, что на крючок насаживают червяка»

    Миша взял предмет-заместитель вместо коробочки с червяками.

    Воспитатель: «Да в твоей коробочке много живых червей. На такую хорошую приманку много рыбы поймаешь. Удачи тебе».

    Произведения для знакомства детей с профессиями

    1.С. Михалков «Заяц портной»

    2.Викторов «Я для мамы сшила платье»

    3.Н. Забила «Ясочкин садик», «Ясочка простудилась»

    4.Н. Артюхова «Компот»

    5.К. Чуковский «Доктор Айболит»

    6.Э.Успенский «Играли в больницу»

    7.В.Маяковский «Кем быть?»

    8.Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

    9.С. Маршак «Первое сентября»

    10.Э.Мошковская «Мы играем в школу»

    11. Б. Житков «Что я видел?

    12.С. Михалков «Овощи»

    13. И. Винокуров «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»).

    Экскурсии и целевые прогулки.

    1.Экскурсия в школу.

    2.Экскурсия в больницу.

    3.Экскурсия в библиотеку.

    4.Экскурсия в магазины.

    5.Экскурсия в медкабинет детского сада.

    6.Экскурсия в аптеку.

    7.Экскурсия в ателье.

    8.Экскурсия в парикмахерскую.

    9.Целевая прогулка к речке.

    10. Целевая прогулка по дороге улицы.

    11.Целевая прогулка на стройку.

    Памятка для воспитателей

    Организация сюжетно-ролевой игры в 1-й младшей группе.

    1.Уметь развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

    2.Связывать 2-3 действия в смысловую цепочку.

    3.Продолжать по смыслу действие начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

    Организация сюжетно-ролевой игры во 2-й младшей группе.

    1.Уметь принять на себя игровую роль и обозначить её для партнёра.

    2.Уметь осуществлять для роли условные предметные действия.

    3.Уметь развёртывать ролевой диалог с партнёром-взрослым и со сверстником.

    4.Уметь менять игровую роль в зависимости от развёртывания сюжета.

    Организация сюжетно-ролевой игры в средней  группе.

    1.Уметь объединяться для игры, распределять роли.

    2. Подбирать атрибуты, предметы-заместители.

    3.Уметь менять игровую роль и обозначать свою роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

    4.Уметь изменять своё поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

    Организация сюжетно-ролевой игры в старшей  группе.

    1.Уметь самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру.

    2.Устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение.

    3.Согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

    4.Расширять игровой сюжет путём объединения нескольких сюжетных линий.

    Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной  группе.

    1.Уметь углублять содержание сюжетно-ролевых игр.

    2.Уметь осуществлять игровое взаимодействие со сверстниками.

    3.Уметь вести роль и видеть перспективу роли.

    3.Самостоятельно планировать игру, подбирать атрибуты, предметы-заместители.

    4.Разрабатывать микросюжеты внутри общего сюжета.

    Мини-анкета для родителей.

    Уважаемые родители!

    На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит - играть. А вот почему играет ребёнок и почему ему необходимо играть, попробуем ответить вместе. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы и почеркните один из ответов:

    1.Игра, это – пустая забава или важный вид деятельности для ребёнка?

           Да, нет, не знаю.

    2.Является ли игра для ребёнка доступным способом познания окружающего мира и мира людей с их взаимоотношениями?

            Да, нет, не знаю.

    3.Зависит ли развитие ребёнка от того, во что и как ребёнок играет?

            Да, нет, не знаю.

    4.Ребёнок в основном занят другими делами, у него нет времени на игру?

             Да, нет, не знаю.

    5.Ребёнок самостоятельно определяет замысел игры, включается в игру без помощи со стороны взрослого.

             Да, нет, не знаю.

    6.Тематика детских игр однообразна.

             Да, нет, не знаю.

    7.Какие игры предпочитает Ваш ребёнок?

             Сюжетно-ролевые

              Компьютерные

              Подвижные

    8.Играете ли Вы с ребёнком? И как часто?

             Да, нет.                      Часто, редко.

    9.Вы уделяете внимание играм ребёнка?

            Да, нет.

    Спасибо за сотрудничество!

    Консультация для родителей: «Игрушки дома».

       От взрослых зависит, как ребёнок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они друзьями, партнёрами в его играх или малыш остаётся к ним равнодушно. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке - пример поведения и отношений к ним ребёнка.

        У сына, дочери должна быть любимая образная игрушка (мишка, обезьянка, кукла, Чебурашка), с которой он гуляет, играет. Такая игрушка может вместе с ребёнком участвовать в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с детьми установите правила обращения ребёнка с образными игрушками. Она должна иметь место, имя, находиться в определённой позе (сидя, стоя, лёжа). Приучайте малыша ухаживать за игрушками: не бросать их, не держать за волосы, за ноги.

        Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, ещё лучше - отдельный игровой уголок. Книги, пластилин, карандаши-не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребёнка дома. Эти учебные пособии развивают детское мышление, приучают к систематическим занятиям, усидчивому труду.

       Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней можно играть, подскажите, как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день рождение». Поиграйте вместе с ребёнком, пригласите по возможности сверстников или детей, близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите  их правилам общения. Ещё лучше, кто-то из родителей поиграет вместе с детьми. Совместные игры не только  обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают  их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребёнком  помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника.

    Список используемой литературы

    1.Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие .- М.: Мозаика -Синтез – 2010г. 47-64 стр.

    2.  Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н.В.Краснощёкова.-Изд.7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.94-213стр.

    3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.Организация развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.//Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольного возраста.-Москва, 2014. 6 стр.

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый, приказом  Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

    5. Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва  « Радуга   :   программа   воспитания,   образования   и Р15 развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   сада»/  — М. : Просвещение,  2010.

    6. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-94, 95, 117стр.

    7.Н.В.Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.-102, 104,106стр.

    8. Интернет-ресурсы:

    http://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/schitalochki-dlja-detei.html

    myshared.ru slide/903560



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру.

    ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества ...

    Тема по самообразованию во второй младшей группе на 2016-2017 год «Социализация младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

    Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ро...

    Консультация для педагогов ДОУ «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»

    Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками...

    Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

    Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

    Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

    В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...