Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников через сюжетно - ролевые игры
материал (подготовительная группа) на тему

Крылова Ирина Ивановна

Формирование мотивационной готовности к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx645.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – Детский сад №51», Крылова Ирина Ивановна

Оглавление

1.

Теоретическая интерпретация опыта

1.1

Название опыта

1.2

Актуальность

1.3

Условия возникновения опыта

1.4

Теоретическая база

2.

Технология опыта

2.1

Цели и задачи

2.2

Принципы работы

2.3

Методы и приемы

2.4

Перспективный план

2.5

Адресная направленность

2.6

Трудоемкость

3.

Литература

4.

Приложение

1.Теоретическая база опыта

1.1 Наименование опыта

«Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе через сюжетно-ролевые игры»

1.2 Актуальность

Первым условием успешного обучения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника.

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений -позицией школьника.

Все эти мотивы зарождаются и развиваются у ребенка в период дошкольного детства, а конкретно в  игре. Игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает перед ребенком.  Это важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра (а особенно творческая ролевая игра) готовит ребенка к переходу на новую ступень развития и является важнейшим институтом социализации дошкольника.

1.3 Условия возникновения опыта

Опыт «Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе через сюжетно-ролевые игры» формировался в условиях практической работы с детьми старшего дошкольного возраста  в течение двух лет.

1.4 Теоретическая база

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности  на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре (Д. Б. Эльконин). Сюжет игры всегда узнаваем – дети играют «во что-то» или в «кого-то».

По мнению С.А. Шмакова с точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются:

  • профессиональные;
  • военизированные («стрелялки», «догонялки»);
  • созидательные (строительство);
  • поиска и открытия(путешествия, «космос»);
  • связанные с искусством («цирк», «театр»);
  • сказочные;
  • фантастические;
  • этнографические («в индейцев»).

Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребенка. С точки зрения физиолога И.М. Сеченова, сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить его свойства, здесь вся моральная сторона человека. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения.Роли могут быть самыми разнообразными (С.А. Шмакова):

  • роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;
  • роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);
  • семейная роль (мама, папа, дочка);
  • сказочные роли (Пират, Волшебница и тд.);
  • роль животного.

Игровые действияносят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Основной механизм существования игры – действия замещения (условные игровые действия). Замещение выступает в двух формах – предметно-действенное и словесное замещение. Переход от одного способа замещения к другому связан с усложнением работы воображения. Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем глубже проникает ребенок в смысл человеческих отношений. Следовательно путь развития игры это овладении человеческой, личностной ролью.

В игре развивается воображение. Она дает ребенку возможность эмоционально-насыщенного вхождения в жизнь взрослых отношений. Сюжетно-ролевая игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. В игре ребенок начинает осознавать себя как член определенного коллектива, впервые возникает чувство «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря сюжетно-ролевой игре детская группа развивается как коллектив.

В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов заместителей (шишка – вместо пирожка и пр.). Использование предметов заместителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане – плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь.

В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учиться сознательно подчиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. А это также важно для успешного обучения в школе.

Таким образом, если ребенок наигрался от души в детском саду, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, в том числе и роль ученика (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов).

2.Технология опыта

2.1 Цель

Создание условий для формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе через сюжетно-ролевые игры

Задачи

1. Теоретически обосновать развитие мотивационной готовности через сюжетно – ролевые игры

2. Выявить уровень развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста

3. Разработать и внедрить модель перспективного плана по развитию мотивационной готовности через сюжетно – ролевые игры

4. Проверить эффективность использования сюжетно – ролевых игр для развития мотивационной готовности

5. Воспитывать интерес к обучению в школе, используя сюжетно – ролевые игры как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

2.2 Принципы работы

В работе использовала следующие принципы:

1. Доступность (для детей любого уровня готовности к школе);

2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования у данной подгруппы дошкольников);

3.Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

4. Направленность (формировать компоненты мотивационной готовности, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

5.Актуальность (использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.)

2.3 Методы и приемы

Эффективность формирования мотивационной готовности к школьному обучению зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Общепедагогические методы включают в себя:

  • Наглядный –проигрывание разных игровых ситуаций, использование наглядных пособий, атрибутов к сюжетно – ролевым играм; рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь; прогулка к зданию школы, экскурсии в школу,экскурсия в класс, экскурсия в школьную библиотеку.
  • Словесный – описание, объяснение, указания, вопросы к детям, рассказ, беседао школе, чтение рассказов о школе,разучивание стихов школьной тематики
  • Практический – повторение игр без изменения и с усложнением сюжета, рисование школы,сюжетно-ролевая игра «Школа», беседы о школе

Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовали следующие методики:

  1. Исследование мотивационной готовности ребенка к школе (диагностическая беседа) Романова Е.С.
  2. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург
  3. Методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.) — исследование уровня сформированности «внутренней позиции школьника»

На начальном этапе  работы был проведен мониторинг развития мотивационной готовности. Для выявления уровня сформированности мотивационной готовности была использована диагностическая беседа Романовой Е.С..Беседа проводилась индивидуально с каждымребенком. Детям было предложено 4 блока заданий:

  1. Блок – вопросы по определению желания ребенка учиться в школе и его представлений о школе;
  2. Блок -  ребенку предлагается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания, предлагается выбрать самые интересные;
  3. Блок – детям предлагалось два коротеньких рассказа, чтобы выявить познавательную активность;
  4. Блок – ребенку дается новая игра и анализируется поведение

Таблица 1.Показатели мотивационной готовности в старшей группе

Уровни

Количество испытуемых

Количество испытуемых в % от 100%

1

Высокий

0

0

2

Средний

4

20%

3

Низкий

16

80%

В результате проведения исследования мы выявили, что низкий уровень развития мотивационной готовности имеют  16 детей (80 %).

Средний уровень развития мотивационной готовности имеют   4 ребенка   (20 %).

Высокий уровень развития мотивационной готовности имеют  0 детей (0 %).

Методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.)

В результате проведённой методики были выявлены следующие уровни сформированности «внутренней позиции школьника»

Таблица 2. Сформированность ВПШ  в старшей группе

Этапы

Количество испытуемых

Количество испытуемых в% от 100%

I

16

80%

II

4

20%

III

0

0

Из таблицы видно, что показатели сформированности внутренней позиции школьника видны у 16-ти человек, на втором этапе у 4-х человек, в данной группе мы не наблюдаем ни одного показателя сформированности ВПШ третьего этапа.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург

В основу методики положен принцип «персонофикации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, беседа по рассказу и контрольный вопрос. На основе полученных результатов выделяются мотивы:

  1. Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
  2. Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
  3. Отметка: мотив получения высокой отметки.
  4. Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
  5. Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
  6. Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)

Таблица 3. Мотивационная готовность детей в старшей группе

Мотивы

Количество испытуемых

Количество испытуемых в% от 100%

1

Учебный

3

15%

2

Социальный

5

25%

3

Позиционный

4

20%

4

Отметка

1

5%

5

Игровой

5

25%

6

Внешний

2

10%

Из таблицы видно, что показатели мотивационной готовности детей указывают нам, что ведущим мотивом является учебный - 3 человек, позиционный мотив определяется чуть меньше -  4 человек, социальный мотив -  5 человека, остальные мотивы – отметка - 1, игровой - 5, внешний - 2  человека.

Для целенаправленной работы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста был составлен перспективный план.

Перспективный план сюжетно – ролевой игры в старшей группе.

Дата

Название

Цель

Сентябрь

1

«Детский сад»

Закрепить знания детей о работе сотрудников детского сада.

Показать значимость их труда.

Развивать умение применять полученные знания в коллективной игре.

«Детский сад» (праздники)

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Показать значимость праздников в детском саду для детей и взрослых.

Октябрь

1

«Автобус»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес к труду транспортников. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Вызвать интерес к самостоятельной игре.

2

«Шоферы»

Закрепление знаний и умений о труде шофёра, на основе которых дети смогут развивать сюжет игры.

Воспитывать интерес и уважение к труду шофёра, побуждать работать добросовестно, ответственно заботиться о сохранности техники.

Ноябрь

1

«Семья» (к нам гости пришли).

Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку.

Продолжать учить отражать в игре взаимоотношения между играющими.

2

«Магазин» (продукты).

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Развивать интерес и уважение к профессии продавца.

1

«Семья» (я помогаю маме)

Побуждать детей к планированию игры с новым содержанием. Формировать у детей ценные нравственные чувства

Декабрь

Декабрь

Декабрь

2

Магазин «Игрушки»

Формировать умение самостоятельно обговаривать замысел игры, обсуждать его со сверстниками, учитывая их точку зрения. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Январь

1

Магазин «Книги»

Продолжать учить детей планированию игры; содействовать развитию самостоятельности в игре. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

2

«Семья» (семейный праздник).

Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития знакомой игры. Продолжать воспитывать интерес к самостоятельной игре. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Февраль

1

«Строительство»

Создать условия для создания новых игровых замыслов. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая  хода игры. Учить детей самоорганизации в игре.

2

«Российская армия»

Формировать у детей конкретные представления о военных и уметь творчески использовать в своей игре. Учить передавать в игре взаимоотношения людей в военной форме.

Март

1

«Строительство»

( Теремок для зверушек)

Вызвать желание детей играть на тему литературных произведений. Развивать творческие способности. Учить детей свободно ориентироваться в пространстве. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

2

«Поликлиника»

Вызвать желание у детей играть на темы наблюдений за деятельностью медицинских работников. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми во время игровых действий.

Апрель

1

«Парикмахерская»

Учить детей передавать игровые действия и взаимоотношения людей в парикмахерской раскрыть суть деятельности парикмахера. Создать условия для развития у детей творческих способностей.

2

« Зоопарк»

Побуждать детей к созданию условий для сюжетно – ролевой игры «Зоопарк».Познакомить со способами создания игровой обстановки.

Май

1

« Аптека»

Учить детей использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

2

«Парикмахерская» (мужской и женский зал)

Побуждать детей к развитию и обогащению замысла и сюжета игры. Учить подчинять замысел игры ,какой – то определенной цели. Внести в игру новые атрибуты для передачи игрового образа. Научить детей распределять на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании снова объединиться в единый коллектив.

3

Игра по выбору детей.

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать игру, определять сюжет. Способствовать закреплению умения самостоятельно подбирать необходимые атрибуты, предметы- заместители, создавать необходимые постройки для обыгрывания того или иного сюжета. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей. Совершенствовать умение понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Перспективный план сюжетно- ролевых игр в подготовительной группе

Дата

Название

Цель

Сентябрь

1нед.

«Детский сад»

Развивать умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, предоставив возможность занимать различные позиции взрослых и детей (воспитатель-ребенок)

2 нед.

«Экологи»

Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. Формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов. Формировать знания детей о значимости работы экологов для сохранения природы, ее социальной значимости.

3 нед.

«Пираты»

Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом  и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Способствовать созданию необходимых построек, пользоваться предметами- заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей.

4 нед.

«День рождения»

Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Воспитывать чуткость, внимание к «гостям» и «имениннику». Способствовать закреплению знаний этикета, культурных навыков. Отображать в игре явления общественной жизни.

Октябрь

1 нед.

«Семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия и т.д. Развивать знания детей о ценности семейных отношений.

2 нед.

«Путешествие по реке»

Способствовать закреплению умения детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формировать  и уточнять представления детей о видах речного транспорта. Закрепить знания детей о значимости труда взрослых- работников речного порта- для городов и сел. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры.

3 нед.

«Путешествие по городу»

Закреплять умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы- заместители. Способствовать развитию умения действовать по речевой инструкции. Развивать воображение, память, речь; формировать интерес к окружающему, совместным играм. Закрепить представление о городе, его отличие от деревни; воспитывать уважение к людям разных профессий.

4 нед.

«Почта»

Способствовать развитию умения детей использовать в игре предметы- заместители, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты. Закрепить умение отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. Развивать умение действовать с предметами и без предметов, практическое применение знаний о количестве и счете, рассказывать о выполняемых действиях.

5 нед.

«Путешествие в мир

транспорта»

Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Способствовать развитию умения моделировать ролевой диалог, обогащать речь детей, развивать чувство ритма. Закрепить знания о видах транспорта, их особенностях. Воспитывать желание участвовать в совместных играх.

Ноябрь

1 нед.

«ГИБДД»

Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор- водитель», «инспектор –пешеход». Развивать диалогическую речь детей.

2 нед.

«Ателье. Дом мод»

Формировать у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.  

3 нед.

«Театр»

Способствовать обучению детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательные отношения между детьми. Закреплять представления об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

4 нед.

«Цирк»

Способствовать развитию умения распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания и цирке и его работниках.

Декабрь

1 нед.

«Исследователи»

Закреплять и расширять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Способствовать развитию умения распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Формировать умение моделировать игровой диалог. Воспитывать  уважение к людям разных профессий.

2 нед.

«Зоопарк»

Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления о гуманной направленности труда работников зоопарка. Уточнить знания детей об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, экскурсовод и др. расширить и уточнить знания детей об основных процессах по обслуживанию животных.

3 нед.

«Служба спасения»

Создавать условия и поощрять социальное творчество. Продолжать формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом и по окончании сюжета снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.

4 нед.

«Семья»

Создавать условия для творческого воспроизведения в игре быта семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Способствовать закреплению и развитию ценных нравственных качеств: гуманности, любви, сочувствия и т.д. Развивать и уточнять знания детей о ценности семейных отношений.

Январь

3 нед.

«Музей»

Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события и нормы общественной жизни, поведение в культурных местах. Закреплять умение внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

4 нед.

«Аптека»

Совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности. Закреплять правила поведения в общественных местах. Формировать навыки речевого этикета.

5 нед.

«Библиотека»

Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять и уточнять знания о работниках библиотек, развивать память, речь детей. Закрепить правила поведения в общественных местах.

Февраль

1 нед.

«Дизайнерская студия»

Развивать умение самостоятельно распределять роли, формировать навык речевого этикета. Создавать условия для включения в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты. Продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии. Закреплять и уточнять знания детей об окружающей жизни.

2 нед.

«Больница»

Закреплять умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение  к труду медицинских работников. Закреплять правила поведения в общественных местах.

3 нед.

«Пограничники»

Способствовать развитию военно- патриотической подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать смелость, развивать выносливость.

4 нед.

«Моряки»

Развивать умение самостоятельно распределять роли, выполнять соответствующие им действия. Создавать условия для самостоятельного выполнения необходимых построек. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни. Формировать навык позитивного общения детей и доброжелательных отношений в группе.

Март

1 нед.

«Дочки- матери»

Закрепить умение отображать в игре явления общественной действительности. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета обстановку для обыгрывания. Воспитывать уважительное отношение к маминой работе по дому, по уходу за членами семьи и т.д. Развивать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.

2 нед.

«Театр»

Способствовать развитию умения действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закрепить знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Развивать выразительность речи.

3нед.

«Путешествие в мир

игрушек»

Упражнять детей в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Способствовать развитию умения моделировать игровой диалог, определять характеры героев, оценивать их поступки. Развивать воображение, речь, речевую выразительность. Формировать интерес к совместным играм, воспитывать дружеские взаимоотношения.  

4 нед.

«Дом моды

«Модница»

Развивать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Способствовать развитию умения создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами- заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нем, развивать творческое воображение.

Апрель

1 нед.

«Библиотека»

Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы  в соответствии с игровым замыслом.

Продолжать формировать навыки речевого этикета. Развивать умение отображать в игре события социальной действительности.

2 нед.

«Исследователи космоса»

Способствовать развитию умения самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследователях космоса, и специфических условиях труда исследователей. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Развивать умение моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы- заместители.

3 нед.

«Водители»

Закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Отражать в игре взаимоотношения между играющими, закреплять знание правил дорожного движения. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботясь о сохранности техники. Развивать память, речь детей.

4 нед

«Строительство»

Продолжать развивать умение детей действовать в соответствии с выбранной ролью. Закреплять умение использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы. Отображать в игре знания об окружающей жизни, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры. Развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Май

1 нед.

«Супермаркет»

Способствовать развитию умения согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Совершенствовать диалогическую речь детей.

Показать в игре социальную значимость работников торговли.

2 нед.

«Семья»

Совершенствовать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Отображать в игре знания об окружающей жизни, о быте и устоях семьи. Совершенствовать умение детей самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с выбранной ролью, самостоятельно создавать необходимые постройки, закреплять навык доброжелательного отношения детей. Развивать память, диалогическую речь детей.

3 нед.

«Телевидение»

Закреплять знания детей о ролевых действиях работников телевидения, показать в игре, что их труд коллективный , от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Развивать интерес к окружающему, совместным играм детей.  Совершенствовать умение творчески развивать сюжет игры.

4 нед.

«Поликлиника»

Совершенствовать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового замысла снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников. Закреплять правила поведения в общественных местах.

5 нед.

«Школа»

Развивать умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив возможность занимать различные

 позиции взрослых и детей (учитель- ученик).

На завершающем этапе работы проведена повторная диагностика в подготовительной группе с целью выявить степень влияния сюжетно – ролевых игр на формирование мотивационной готовности к обучению в школе.

Задачи:

  1. Провести повторную диагностику.
  2. Составить рекомендации по формированию мотивационной готовности к обучению в школе через сюжетно – ролевые игры.

Работа проводилась с каждым ребенком индивидуально и оформлялась в таблице.Методики формирования мотивационной готовности к обучению в школе остались те же.

Диагностические исследования показали, что результаты изменились.

Таблица 4.Показатели мотивационной готовности в подготовительной группе

Уровни

Количество испытуемых

Количество испытуемых в% от 100%

1

Высокий

0

0

2

Средний

13

65%

3

Низкий

7

35%

Таблица 5. Сформированность внутренней позиции школьника в подготовительной группе

Этапы

Количество

испытуемых

Количество испытуемых в% от 100%

I

9

45%

II

11

55%

III

0

0

Таблица 6. Мотивационная готовность детей подготовительной группы

Мотивы

Количество испытуемых

Количество испытуемых в% от 100%

1

Учебный

8

40%

2

Социальный

4

20%

3

Позиционный

5

25%

4

Отметка

1

5%

5

Игровой

1

5%

6

Внешний

1

5%

Выявлено, что показатели мотивационной готовности на начало опыта и окончание имеют значимые различия. Дети после проведенных занятий с использованием сюжетно - ролевых игр, показали выше результаты по показателям мотивационной готовности, "внутренней позиции школьника" и преобладание учебного мотива.

Вывод:таким образом, практическая работа показала, что поставленные в начале работы задачи решены посредством использования сюжетно – ролевых игр. В процессе использования сюжетно – ролевых игр произошли изменения в формировании мотивационной готовности к обучениюв школе старших дошкольников.

Адресная направленность

Данный опыт адресован студентам, педагогам ДОУ.

Трудоемкость

На начальных этапах сложность состояла в систематизации материала.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2000.

2. Василевский В.И. Формирование мотивов познавательной деятельности личности. - Краснодар, 1984. - 298с.

3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985. - С.165-191.

4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр.66-74.

5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2001.

6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.

7. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003.

8. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 2001.

9. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Минск, 2000.

10. Зворыгина Е. В Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. № 5.С. - 31-40.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2003.

14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 2003.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479с.

16. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции " при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту \\ Вестник МГУ. Психология. - 1988-№1.

17. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ - М.: Педагогика, 2002.

18. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001.

19. Смирновой Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. М. - 2003г.

20. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М: Учпедгиз, 1960г.

23. (http: // psychol. ras. ru/; см. сайт Института психологии РАН);

24. (http: // www. pirao. ru/; см. сайт Психологического института РАО);

25. (http: // www. psy. msu. ru/; см. сайт факультета психологии МГУ).

Приложение 1

Рекомендации по использованию сюжетно – ролевых игр при формировании мотивационной готовности к школе старших дошкольников

Наличие у ребенка мотивации хорошо выполнять предъявляемые требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой учебной информации.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако, исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков, показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:

1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.Увеличение объема внимания и памяти.

3.Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7.Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Знакомство детей с новым материалом должно осуществляться на основе деятельностного подхода с использованием сюжетно-ролевых игр, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим "открытиям", организуя и направляя их поисковые действия.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, увлекательной и актуальной игровой ситуации, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Приложение 2

Методика «Беседа о школе»

Автор методики Т.А. Нежнова.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Форма проведения: индивидуальная.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов его ориентации в отношении школы и обучения: ориентацию на содержание учебной деятельности (ответы, А); на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (ответы Б); на внешкольные виды деятельности и условия (ответы В). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.

Вопросы:

1.Хочешь литы учиться в школе?
А. Очень хочу (2 балла).
Б. Так себе, не знаю (1 балл).
В. Не хочу (0 баллов).

2. Почему ты хочешь учиться в школе?
А. Интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, считать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2 балла).
Б. Интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д. (1 балл).
В. Внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала, что так надо (0 баллов).

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят)?
А. Освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учим буквы, решаем задачи и т. д. (2 балла).
Б. Приобретение формы, школьных принадлежностей: купили школьный костюм, ранец, тетрадки, пенал и т. д. (1 балл).
В. Занятия, не относящиеся к школе: занимаюсь в подготовительной группе в детском саду, хожу на подготовительные занятия в детскую студию и т. д. (0 баллов).

4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он уже в школе.) Понравилось ли тебе в школе? Что тебе больше всего понравилось или не понравилось?
А. Уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2 балла).
Б. Внеучебные занятия и прочие моменты, не связанные с учением: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1 балл).
В. Уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе (0 баллов).

5. Если бы тебе не надо было ходить в детский сад и школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы день?
А. Занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2 балла).
Б. Дошкольные занятия: рисовал, конструировал (1 балл).
В. Занятия, не имеющие отношения к школе: играл, гулял, помогал по хозяйству, ухаживал за животными (0 баллов).

Интерпретация результатов:

  • 9–10 баллов свидетельствуют о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной);
  • 5–8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования).
  • 0–4 балла свидетельствуют об отсутствии у ребенка интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург

Инструкция:

Сейчас я прочитаю тебе рассказ:

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь.(Отметка.)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

— А как по-твоему, кто из них прав? Почему? — Выбор I.

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? — Выбор II.

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается н ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка данных исследования

Выборы

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

I выбор

II выбор

III выбор

Контрольный выбор

I выбор — внешний мотив — 0 б.; IV выбор — позиционный мотив — 3 б.;

II выбор — учебный мотив — 5 б.; V выбор — социальный мотив — 4 б.;

III выбор — игровой мотив — 1 б.;, VI выбор — отметка — 2 б.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество

баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

Диагностическая беседа Романовой Е.С..

Данная методика решает задачу выявления степени развития у шестилетних детей мотивационной готовности к школе. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения, выделяет важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ними обязанностей. Данная методика включает в себя cледующие задачи:

определить у ребенка желание учиться, желание занять новую социальную позицию, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности.

определить познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.

Данная методика имеет 4 блока заданий. Ответы на каждый блок анализируются. Устанавливаются 3 уровня мотивационной готовности:

1 - высокий,

2 - средний,

3 - низкий.

Таким образом, мы получаем по 4 показателя и 1 общий балл. Первое задание включает в себя ответы испытуемого на вопросы, направленные на определение желания ребёнка учиться в школе и о его представлениях о школе (7-10 вопросов).

Второе задание: ребенку дается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания. Ему предлагается выбрать самые интересные и пояснить свой выбор.

Третье задание включает в себя определение познавательного отношения к окружающему миру. Познавательную активность детей устанавливаем при помощи прочтения двух коротеньких рассказов и вопросов к ним.

Четвёртое задание: ребенку предлагается новая игра (дидактическая). При этом об игре ничего не говорится и не даётся никаких заданий. Поведение ребенка анализируется и определяется уровень мотивационной готовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной и мотивационной готовности к школе у старших дошкольников

   Формирование у детей основы нового отношения к языку, сознательного оперирования через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения...

Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год

Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...

консультация для воспитателей "Экономическое воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

консультация проводилась в форме семинара-практикума с проигрыванием сюжета....

"Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру"

Участие в межмуниципальном методическом фестивале в г. Ачинск " Методическая мозаика-2023. Функциональная грамотность: от читательских умений к читательским компетенциям". Видео выступления ...