Дидактические игры по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Малько Ольга Юрьевна

Картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры350.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что быстрее купят?»

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЦель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров.

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Игра «Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

Игра «Чья реклама лучше»

Цель: учить детей создавать рекламу для любого продукта; подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Материал: альбомные листы, карточки (10х10, фломастеры.

Содержание: в эту игру можно играть всей группой. Группа делится на две команды. Одна команда – рекламные агенты, другая – покупатели. Рекламные агенты за ограниченное время создают на альбомных листах рекламу тому или иному предмету (мыло, зубная паста, конфета и т. д.). Каждый покупатель в это время готовит личную карточку: оформляет ее, пишет свое имя. Когда рекламные агенты подготовят рекламу, покупатели ее оценивают и отдают свою карточку тому рекламному агенту, чья реклама им больше понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех набрал карточек. Затем дети меняются ролями и игра повторяется.

Игра «Товары – услуги»

Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, показать детям, что они встречаются не только в жизни, но и в сказках, уважение к людям разных профессий.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяМатериал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, старик ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма, и т. д.; таблицы товары, услуги.

Содержание:

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.

2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

В гости приходит Фунтик: ребята, я решил помочь Фокусу-Мокусу и буду продавать билеты на наше представления. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Игра «Потребности»

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

Материал: карточки с товарами и изображением нематериальных потребностей.

Содержание:

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и нематериальные

3-й вариант. Выбрать по карточкам материальные и нематериальные потребности, почему они сделали этот выбор.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяИгра «Какие бывают доходы?»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Игра «Работать можно по-разному»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал. Карточки героев из сказок: «Петушок и колосок», Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Стрекоза и муравей, Стрекоза и кузнечик, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Лисичка-сестричка, Белладонна, Хаврошечка и др., мешочек, изображения Фокуса- Мокуса и Белладонны

Содержание:

Фунтик просит помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

Затем знакомим с правилами игры:

Всех трудолюбивых героев нужно разместить с дядюшкой Мокусом, а ленивых к Белладонне. Определить каких героев больше. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяИгра «Угадай профессии людей и сказочных героев»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Содержание

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Игра «Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание2 закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяИгра «Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание.

1–й вариант подобрать предметы товаров (ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

2–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

3–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

4–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания о разновидности торговых объектов.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например, «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко»,

«Фрукты и овощи» и тому подобное.

Игра «Давай положим в корзинку…».

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЦель: закрепление у детей представления о товаре. Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости.

Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью

«товара».

Ход игры

Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар».

Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

  • продукты для завтрака,
  • подарок на день рождения другу,
  • продукты для супа и т.п.

Игра «Какой товар лишний?»

Цель: закрепление у детей понятия «товар». Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры

Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

Игра «Что забыли положить в корзинку?»

Цель: формирование представления у детей о «категории товара». Познакомить детей с понятием «категория товара». Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры

У каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

Игра «Все по полочкам»

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЦель: закрепление понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры

Предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

Игра «Путаница»

Цель: закрепление понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры

Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

Игра «Что сколько стоит»

Цель: познакомить с понятием «цена». Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры

Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Игра «Потребности»

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

1–й вариант. Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

2–й вариант. Назвать потребности материальные и духовные.

Игра «Деньги»

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЦель: познакомить с понятием «деньги». Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры

Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Игра «Доход - расход»

Цель: дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение).

Материал: монетки, герои сказок (пальчиковый театр)

Содержание игры: Дети вспоминают сказку, ее героев. Воспитатель рассказывает: жили-были дед и баба. Они получали пенсию, и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги. Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился?

Игра «Покупка Колобка».

Цель: выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике.

Материал: монеты самодельные, карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание игры: педагог объясняет, что у Колобка 10 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, который мог бы купить Колобок, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется.

Игра «Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: фишки, наглядный материал для ситуаций.

Содержание игры: Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяСитуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 рубля, а на рынке - 2 рубля. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

Игра «Размен»

Цель: научить детей считать деньги.

Материал: банкноты разного номинала.

Содержание игры: Воспитатель приводит ситуацию: бабушка пошла в магазин. Купила муку для того, чтобы испечь колобка. В магазине не было монет, чтобы сдать бабушке сдачу. Помогите разменять бабушке деньги. Детям выдаем мелкие монеты, а себе оставляем несколько банкнот разного номинала. Дети разменяют выложенную банкнот мелочью. Эту игру можно провести как игра – соревнование.

Игра «Услуги и товары»

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - таблицы Товары, Услуги, Бартер

Содержание игры

Из-за театральной ширмы слышится голос героя: ребята, я пеку хлеб и продаю его.

Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяВоспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, портной, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Пекарь печет хлеб. Хлеб - это товар, который изготовил пекарь. Пекарь же этот хлеб ещё и продает. Итак, предоставляет услугу.

Портной шьёт одежду и меняет её на продукты. Это бартер.

Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Цель: формируем представления о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.

Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.

Материалы: карточки с изображением товаров: с одной стороны, изображение красивых упаковок с яркими рисунками, пакеты красивые и прочее, с другой – изображение товара (всякая ерунда): веники, платки, хлопушки, соски, погремушки, гвозди, молотки, клей, ложки, лампочки, лимоны, шишки, бантики, пуговицы, лопатки, грабли, кубики; картонные монеты (условные деньги)

Ход игры:

Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно - нелегко. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то и другое. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, если покупки не планировать, а делать их только из – за красивой упаковки или следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.

Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяНа столе раскладываются карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку,….) Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги), семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.

Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Игра «Необходимые товары»

Цель: Научить ребёнка покупать товар первой необходимости. Воспитывать умение сдерживать свои желания (соблазн) в приобретении товара.

Материал: Карточки, поделённые на 6 полей, в четырёх полях товар первой необходимости, а в двух полях изображение сладостей или игрушки; игровые денежные купюры: в одну тысячу, две тысячи, пятьсот, сто, пятьдесят рублей; фишки в виде корзинок.

Содержание игры:

Перед походом в магазин мама сообщает дочери или сыну, что разменных денег у неё нет. Поэтому она даёт ребёнку одну либо две тысячи игровых рублей, но при этом напоминает, что это последние деньги и до зарплаты ещё надо прожить неделю. Поэтому она просит купить только продукты первой необходимости.

Игроки получают карточки с нарисованным товаром и решают, какой товар семье необходим в первую очередь, складывая в «корзины – фишки». (фишками закрывается товар на игровом поле). Затем продавец (воспитатель) подсчитывает стоимость приобретённого товара и даёт сдачу игроку. Если ребёнок покупает один товар не первой необходимости, то сдача даётся в двести или сто игровых рублей, если два товара не первой необходимости, то сдачи игрок вообще не получает.

Игра «Работа»

Цель: Развивать понимание детей, как взрослые зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от выполненной работы.

Материал: карточки с логическими, математическими заданиями; игровое панно с товаром и ценниками; игровые денежные купюры в сто и пятьдесят рублей.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяСодержание игры:

Воспитатель объясняет детям, что взрослые ходят на работу и зарабатывают деньги

– зарплату. Зарплата зависит от вида работы, качества выполненной работы и от объёма выполненной работы. Предлагает попробовать заработать каждому ребёнку. Для этого надо выполнить задания на карточках. За правильно выполненные задания, ребёнок получит зарплату.

Чем больше и правильнее дети решат задания на карточках, тем выше будет их заработок. Одно правильно выполненное задание – сто рублей, Одно выполненное задание с 1-2 ошибками – пятьдесят рублей.

«Деньги любят счёт»

Цель: Учить различать и считать денежные купюры.

Материал: игровое панно с товаром и ценниками; игровые денежные купюры в 50, 100, 200, 500 рублей; игровые денежные монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей

Содержание игры:

Воспитатель объясняет детям, что для того чтобы уметь распоряжаться деньгами (тратить их на покупки), очень важно уметь их различать и считать! В России деньги называются рублями, они бывают в виде бумажных денег (купюры или банкноты) и монеты.

Затем задаёт вопрос, как правильно считать деньги? (ответы детей)

- На каждой купюре и монете есть цифра – это номинал, который обозначает покупательную способность. (воспитатель вместе с игроками проверяют какие денежные купюры есть у каждого игрока). Затем детям предлагается определить какие купюры или монеты можно использовать для приобретения конкретного товара на панно. Если покупатель - ребёнок даёт крупную купюру, то воспитатель – продавец предлагает озвучить какую сдачу он должен сдать покупателю.

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяМатериал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенка, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

«Деньги»

Цель – познакомить с понятием «деньги».

Задачи: Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

«Потребность – возможность»

Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи: Дать представление детям о понятии «ресурсы». Сформировать представления детей о понятии «возможности». Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяХод игры: перед детьми разложены товары из категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.

Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги.

Задание: Разложены товары из категории «игрушки». Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Надо» и «хочу»

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи: Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

Игра «Потребности человека»

Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

Материал: картинки с изображением товаров первой необходимости, две корзина. Содержание игры: Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись и складывают в корзину с изображением материальных ценностей, а картинки с изображением духовных ценностей оставляют у себя.

Игра «Кто как работает»

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЦель: Расширить представление о том, что даже в сказках все приобретают доход по- разному одни трудятся, а другие стремятся получить достаток, не работая за счет других. Материал: Магнитная доска смайлики картинки с героями из сказок, магнитики.

Содержание игры: на магнитной доске (два смайлика), на столе картинки, перевернутые рисунков вниз ребенку, предлагается выбрать любую картинку перевернуть ее и прикрепить к либо к грустному смайлику, что означает нетрудолюбивого героя сказки либо к веселому смайлику, что означает героя, который умеет и любит трудится.

Игра «Профессии»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессиях. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку- труженику.

Материал: рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев. Содержание игры: Дети рассматривают картинки, на которых изображены люди разных профессий или сказочные герои. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии.

Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Можно предложить постепенный переход к сюжетно – ролевым играм на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Откуда приходят деньги?»

Цель: уточнение знаний у детей о доходах семьи - основных и дополнительных. Материал: игровое поле, картинки - карточки с изображением основных видов деятельности – работа, пенсия, заёмные деньги в банке, видов деятельности, направленных на получение продуктов: сбор ягод, грибов, овощей; изготовление предметов из дерева и т.д.

Содержание: Детям предлагается выбрать из представленных картинок и назвать способы получения семейного бюджета.

Игра «Капитал»

Цель: ознакомление детей с возможностью приумножать свой «капитал».

Материал: копилка, фишки - «деньги», банк.

Содержание: дети делятся на 2 команды - поровну. Каждый участник получает фишку -

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьная«деньги». Одной команде предлагается положить деньги в копилку, второй в банк. В банке за каждые 5 фишек начисляется 1 дополнительная фишка. Задача детей вычислить доход команды.

Игра «Как потратить деньги?»

Цель: развитие умений считать деньги, показать принципы финансового планирования. Материал: игровое поле с расположением картинных обозначений: ЖКХ (свет, вода, отопление), продукты, игрушки, развлечения, лекарства, еда, транспорт и д.р., мешочек с фишками - «деньгами» - семейный бюджет.

Содержание: перед детьми игровое поле с картинным обозначением: ЖКХ, продукты, игрушки, развлечения и т.д. Детям предлагается мешочек - «семейный бюджет». Необходимо рационально распределить фишки, объяснив свои расходы.

Игра «Потребность - возможность»

Цель: формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Материал: картинки или предметы с ценовым обозначением, фишки - «деньги». Содержание: перед детьми разложены товары, различных категории. У детей определённые суммы «денег» в руках. Задание: Бабушка и дедушка пригласили нас на день рождение. Что мы можем купить в подарок на имеющиеся деньги?

Игра «Давай поменяемся».

Цель: познакомить детей с понятием «обмен». «бартер». Закрепить представление о цене товара. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Материал. Монеты номиналом 1,2,5 и 10 рублей., корзинки, игрушки, игрушечные товары из магазина.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяСодержание игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Игра «Кто кем работает?»

Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Содержание игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым играм на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, Мужик, медведь, Кот в сапогах, Маугли, Маленький Мук, Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Содержание игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЗатем знакомьте с правилами игры: если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра «Потребность – возможность».

Цель: дать представление детям о понятии «ресурсы», об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Сформировать представления детей о понятии

«возможности». Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Материалы. Игрушечные продукты, копии бумажных денег, игрушки.

Содержание игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЦель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Услуги и товары»

Цель. закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг -таблицы Товары, Услуги, Бартер

Содержание игры

1–й вариант. Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга. 2–й вариант. Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а

другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяИгра о производстве молока.

Молоко

Сено

Кузнец

Хозяюшка

Корова

Хозяин

Коса

Масло

После прочтения сказки на доске можно составить логическую причинно следственную цепочку. Она не только поможет детям увидеть взаимосвязи в производстве молока, но и будет способствовать развитию абстрактного мышления, установлению взаимосвязей и взаимозависимостей. Схема может выглядеть так:

Можно также особо остановиться на начальном этапе цепочки, где просматривается технология производства молока с разделением труда и специализацией:

В заключение можно сделать вывод, что благодаря этой сказке дети смогли узнать, как в обществе люди взаимосвязаны. Это они увидели на примере производства молока. Каждый делает свое, а в итоге общее дело, где один зависит от другого.

После сказки, по аналогии, можно побеседовать с детьми, например, о лекарстве (от болей в животе, от гриппа). Составить логическую цепочку производства лекарства.

«Назови профессии»

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

«Кто трудится, кто играет»

Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяСодержание:У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Какие бывают доходы?»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Что и когда лучше продавать?»

Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров. Содержание- Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

Игра «Маленький покупатель»

Цель: дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже; сформировать умение ориентироваться в цене товаров, осуществлять покупки; развивать умение «видеть» товар: материал, цену; развивать самостоятельность в выборе решения.

Правила игры: У каждого участника на руках по 20 карточек – «деньги» разного номинала. На игровом поле выделены 5 зон – отделов магазина: «игрушки», «кондитерский», «фруктовый», «сладости», «школьно – письменные товары». Взрослый поначалу берет ведущую роль, потом может эту роль выполнять ребенок. Участникам предлагается по очереди бросить кубик, количество точек на кубике определяет номер отдела, в котором ребенок совершит покупку. Если на кубике выпадает число 6, то участник пропускает ход. Затем участник выбирает товар, называет его, описывает его качества (сделано из молока – мороженое), расплачивается «деньгами» и получает жетон. Ведущий прикрывает купюрами купленный товар на игровом поле – его уже нельзя купить другому участнику.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяПобедителем считается тот участник, который набрал большее количество жетонов.

Методика проведения: Взрослый: «Добро пожаловать в наш магазин. Посмотрите внимательно на прилавки – и чего только здесь нет. У нас вы можете сделать множество покупок. Кто больше купит товара, тот и победит в игре. Однако не все так просто! Товары продаются в разных отделах и у каждого своя цена. Сначала кидаешь кубик и определяешь, в каком отделе ты будешь покупать товар. Затем выбираешь товар в этом отделе. Называешь материал, из чего сделан товар. Расплачиваешься – отсчитываешь деньги. Участник получает жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов – куплено больше товара.

Указания: Внимательно пересчитывайте «деньги» и сравнивайте цену товара и количество денег на руках.

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьная

Игра «Кто кем работает?»

Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Ход игры:

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЕсли появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра Услуги и товары

Цель: Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры:

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьная «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Ход игры:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

«Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход игры:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Игра «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход игры:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения, по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяПохвалите ребенка за покупку!

«Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Ход игры:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры:

Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Какие бывают расходы»

Цель: Показать детям, что расходы бывают обязательные(основные) и необязательные (не основные)

Материал:

Модель «Расходы», карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги, карточки белого и красного цвета.

Ход игры:

Вариант № 1

Ведущий показывает картинку с изображением какого-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости

Вариант № 2

Детям раздаются предметные картинки, карточки раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого, по их мнению, цвета

Игра «Маленькие покупки»

Цель: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяМатериал: Картинки с изображением различных предметов(товаров), ценники, деньги

Ход игры: Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:

- Покупка только одного предмета (товара).

- Покупает сразу несколько товаров (спрос не превышает предложение).

- Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по цене)

Игра «Интересные покупки»

Цель: открыть детям покупательную силу денежных знаков.

Материал:

Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

Ход игры: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:

- купить вещь (предмет), которая стоит…рублей;

- назвать, что можно купить за …рублей;

- самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.

Игра: «Какие бывают расходы»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал:

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход игры:

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.

Игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьнаяЗадание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

Игра «Мы - художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Ход игры Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

Игра «Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 105

C:\Users\Admin\Pictures\ориентация-рамки-фото-монетная-горизонта-ьная

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Составили воспитатели:

Лещенко Н.П.,

Малько О.Ю.,

Илюшина Н.В.

Картотека игр по финансовой грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Дидактические игры по финансовой грамотности

Картотека дидактических игр по финансовой  грамотности для детей 5-6 лет...

Дидактическая игра по финансовой грамотности детей 5-7 лет "Магазин Мороженого"

Дидактическая игра по финансовой грамотности детей 5-7 лет...

Авторская дидактическая игра по финансовой грамотности «Дешевле — дороже»

Данная игра была создана для детей старшего и подготовительного возрастов, для того, чтобы расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знания о приблизительной це...

Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей 5-7 лет Игра «Школа банкиров»

Цель:-Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.- Формирование умения получения выгодного использования имеющихся ресурсов.-Закрепление  знания о цифрах, умение со...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...