План по самообразованию.Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
План по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности» направлен на развитие у воспитанников начальных знаний о деньгах, экономии и рациональном использовании ресурсов через игровые методы. В рамках плана рассматриваются современные подходы к обучению финансовой грамотности малышей, подбор и внедрение дидактических игр, способствующих формированию у детей умения планировать, принимать решения и оценивать последствия своих действий. Цель плана — повысить профессиональную компетентность педагогов в области финансового воспитания дошкольников, создать условия для формирования у детей позитивного отношения к деньгам и основам экономического поведения в доступной и увлекательной форме. Реализация данного плана способствует подготовке детей к успешной социализации и развитию навыков, необходимых в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателей Найко Е.А. , Кохановой Е.В. МДОАУ № 171 в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет на 2024-2025 учебный год.
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности
детей дошкольного возраста
в игровой деятельности»
Актуальность:
Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель:
Целью программы является формирование у детей 6-7 лет социально – нравственных качеств личности, повышение адаптивных способностей дошкольника к условиям социальной среды; формирование финансовой грамотности и экономической культуры средствами игры.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | ||
Сентябрь | 1 неделя | Финансовая грамотность. |
| Формировать у детей представления о материальных и духовных потребностях человека. Развивать интерес к экономической сфере деятельности, развивать мышление, внимание, речевую активность. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к труду и деньгам. |
2 неделя | Финансовая азбука. |
| Продолжать знакомить детей с понятием «потребности»: материальные, духовные. Познакомить с понятием «ложные потребности». Формировать умение выбирать предметы и определять потребности в различных ситуациях, развивать воображение, самостоятельность, мышление. Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи. | |
3 неделя | Семейный бюджет. |
| Формировать у детей первичные экономические представления. Развивать экономическое мышление. Раскрыть суть понятия «семейный бюджет» и его основные источники. Дать детям представление о том, из чего складывается семейный бюджет. Познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные. Развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учетом семейного бюджета. Учить решать проблемные ситуации, аргументировать ответы. Воспитательные задачи: Воспитывать бережливость. | |
4 неделя | Финансовая азбука. |
| продолжать формировать основы финансовой грамотности. Уточнить знания детей о семейном бюджете, из чего он состоит. Познакомить с разнообразием потребностей человека, научить определять разницу между «хочу» и «надо». Заложить основы планирования семейного бюджета, упражнять в решении простых задач на сложение. Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, желание экономно относиться к деньгам. |
Октябрь | Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | |
1 неделя | Финансовая азбука. |
| Расширять представление детей о том, из чего складывается семейный бюджет. Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами: купюра, монета, семейный бюджет. Формировать умения выражать свои мысли и анализировать. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию. Воспитывать личностные качества детей, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость). | |
2 неделя | Финансовая азбука. |
1) купюра - мнётся, рвется, монета – нет; 2) что тяжелее, что легче? 3) Что удобнее хранить? | Формировать первичные экономические понятия: монета, банкнота. Продолжать учить решать проблемные ситуации. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. | |
3 неделя | Деньги – это…. |
| Продолжать знакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота», с их ролью в жизни человека. Учить различать монеты, банкноты, купюры. Развивать умение определять возможность покупки того или иного товара. Воспитательные задачи: Воспитывать умение правильного обращения с деньгами. | |
4 неделя | Деньги – это…. |
| Продолжат формировать знания детей о деньгах, их предназначении. Познакомить детей с понятием пластиковая банковская карта. Закреплять знания о внешнем виде современных денег. Формировать представление детей с назначением и использованием денег. Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор. Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. | |
5 неделя | Труд – основа жизни. | Презентация «Почему все взрослые работают» Игра – соревнование «Мои домашние обязанности» Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение сказки К.Ушинского «Два плуга» | Познакомить детей с понятием, что трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. дать представление. Что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Познакомить с видами домашнего труда. Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Ноябрь | Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | |
1 неделя | Работать и зарабатывать. |
| Расширять представление детей о профессиях. Объяснить детям, что такое, значит трудиться, работать и зарабатывать. Закрепить полученные знания с помощью примеров из художественной литературы и ситуационных задач. Познакомить с рассказом «Как относиться к своей работе» и обсудить, как влияет настроение человека на выполнение им работы. Способствовать развитию внимания, мышления, формированию коммуникативных компетентностей. Воспитательные задачи: воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку- труженику. | |
2 неделя | Работать и зарабатывать. |
| Закреплять знания детей об источниках денежных доходов. Учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью. Учить детей правильно называть профессии по ассоциациям. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению мира финансов. | |
3 неделя | Все работы хороши, выбирай на вкус. |
| Объяснить детям, что существуют разные профессии, по которым человек создает различные продукты, что называется продуктом труда. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы. Формировать знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессией. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к чужому труду. | |
4 неделя | Предприятия в нашей области. |
| Расширять знания детей о многообразии профессий, ориентировать в выборе той или иной профессии. Познакомить детей с предприятиями города Оренбурга, Оренбургской области, которые производят и реализуют продукт. Расширять представление детей о значении предприятия для нашего города. Развивать желание узнавать новое. Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией. |
Декабрь | Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | |
1 неделя | Мы учимся делать покупки. |
| Расширять представление детей о деньгах. Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. Закреплять понятия «доход», «расход», «зарплата», «пенсия», «семейный бюджет». Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. | |
2 неделя | Мы учимся делать покупки. |
| Расширять представление детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги, и то что стоимость продукта зависит от качества. Упражнять в получении навыков совершенствования реальной покупки в магазине. Воспитательные задачи: воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитания разумного финансового поведения). | |
3 неделя | Мы учимся делать покупки. |
| способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи. Расширять знания о понятиях «доход», «расход», «зарплата», «пенсия», «семейный бюджет». Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к деньгам; любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности; экономности и бережливость. | |
4 неделя | «Потребности, что мы о них знаем» |
| Дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет. Познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные. Развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета. Воспитательные задачи: воспитывать бережливость. Учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, работать в команде. |
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» | Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» | Консультация для родителей «Сказка как средство знакомство дошкольников с основами экономики» Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» | Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» |
Работа с педагогами | Консультация «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения» | Консультация «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». | ||
Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | ||
Январь | 1 неделя | Потребности и желания |
| Формировать у детей знания о потребностях человека. Выявить знания детей о физиологических, материальных, духовных, социальных потребностях. Уточнить названия основных потребностей и что к ним относится, от чего они зависят; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Воспитательные задачи: способствовать воспитанию нравственных качеств; |
2 неделя | Потребности и желания |
| Продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщать знания о потребностях человека. Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Учить детей соотносить потребности, желания и возможности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет; Воспитательные задачи: способствовать воспитанию нравственных качеств. | |
3 неделя | Тратим разумно, экономим |
| Формировать представление о том, что деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства. |
Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | ||
Февраль | 1 неделя | Тратим разумно, экономим |
| Способствовать финансовому просвещению и воспитанию дошкольников посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить. Закреплять у детей понятия «товар». Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара». Воспитательные задачи: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность и бережливость. |
2 неделя | Тратим разумно, экономим |
| Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания; Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства; объяснить, что при трате денег необходимо, прежде всего, ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями; стимулировать познавательный интерес детей к значению слов тратить разумно, экономить, бережливо. Воспитательные задачи: воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу; воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам. | |
3 неделя | Полезные привычки в быту - тоже экономика |
| Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь; Сформировать понятие о том, что вещами следует пользоваться по назначению, и что каждой вещи свое место.Научить ребенка прогнозировать последствия своих решений; Воспитательные задачи: Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающих миром | |
4 неделя | Полезные привычки в быту - тоже экономика |
«Сберегалочка» | Создавать условия для формирования у детей бережного отношения к использованию природных ресурсов. Закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, света и воды. Объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки воды, тепла и света, уточнить у детей представления об этих процессах Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно не только в группе, но и дома. |
Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | ||
Март | 1 неделя | Копим и сберегаем |
| Продолжать формировать основ финансовой грамотности у дошкольников. На конкретных примерах их жизни показывать основные правила экономики. Дать понятие детям: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. Воспитательные задачи: воспитывать правильное и бережное отношение к деньгам |
2 неделя | Копим и сберегаем |
| Научить детей выделять главное направление использования денег людьми. Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и давать возможность распоряжаться личными деньгами. Воспитательные задачи: Воспитывать бережливость, способствовать развитию способностей видеть в использованных вещах потенциал для будущего его использованием. | |
3 неделя |
| Сформировать представление детей о работе банка. Дать понятие о том, что можно хранить в банке, какие действия можно совершать, придя в банк. Учить самостоятельно, делать выбор, искать и принимать решения (на что тратить деньги, к какому специалисту следует обратиться, как выстроить диалог). Развивать интерес в самостоятельной деятельности при постройке здания банка. | ||
4 неделя | Банк. Знакомство с работниками банка. |
| Продолжать формировать представление детей о работе банка и о профессиях людей, работающих в банке. Познакомить детей с их трудовыми действиями. Развивать самостоятельность и самоорганизацию в сюжетно – ролевой игре «Банк». Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний; Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека каждой профессии, бережно относится к ее результату. |
Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | ||
Апрель | 1 неделя | Банк. Пластиковые карточки. Банкомат. |
| Продолжать знакомить детей с основами финансовой грамотности и безопасности. Сформировать представление детей о банковских картах и банкомате. Познакомить с назначением банковской карты и ее особенностями (именная или нет, пин код, обман мошенников и т.д.). Формировать представление о том, что деньги — это большая ценность и их нужно тратить разумно и экономно и хранить в безопасном месте. Воспитательные задачи: Воспитывать правила личной безопасности во время посещения банка, использовании банкомата и пластиковой карты. |
2 неделя | Банк. |
| Продолжать знакомить детей с банком и профессиями людей. Научить выстраивать логическую цепочку действий, необходимых для получения результата. Учить проигрывать ситуацию и выполнять верные действия в заданной ситуации. Учить мыслить, развивать умение логически выстраивать цепочку действий при посещении банка. Продолжать систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний; Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека каждой профессии, бережно относится к ее результату. | |
3 неделя | Реклама |
| Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. Поощрять объективное отношение детей к рекламе; развивать у детей способность различать рекламные уловки; учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой; Воспитательные задачи: Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения во время своей рекламы (игрушек, поделок и т.д.). | |
4 неделя | Реклама |
| Продолжать формировать представления о рекламе, о ее назначении. Дать понятие о том, что реклама бывает разная (печатная: афиша, вывески, листовки, буклеты, газеты, плакат; радиореклама: песни, стихи, устная информация; теле-видео реклама: рекламные ролики; наружная реклама: баннеры, рекламные щиты, витрины; интернет – реклама. т.д.) Закреплять умение правильно, воспринимать рекламу. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, самостоятельность в высказываниях. Учить сравнивать рекламируемый товар с товаром в магазине. Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу | |
5 неделя | Реклама и рекламные агентства |
| Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». Познакомить детей с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве (редактор, дизайнер, художник и др.) Развивать экономическую грамотность, интеллектуальные и творческие способности детей. Активизировать знания детей о рекламной деятельности; расширять словарный запас, активизировать в речи новые слов; стимулировать социальную активность старших дошкольников в ходе совместной деятельности. Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к труду людей и к результатам их труда. |
Тема | Виды деятельности | Образовательные задачи | ||
Май | 1 и 2 неделя | Реклама и рекламные агентства |
| Продолжать знакомить детей с понятием «рекламное агентство». Закреплять представление о профессиях людей, работающих в рекламном агентстве (редактор, дизайнер, художник и др.) Развивать экономическую грамотность, интеллектуальные и творческие способности детей. Учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется). Продолжать активизировать знания детей о рекламной деятельности; расширять словарный запас, стимулировать социальную активность старших дошкольников в ходе совместной деятельности. Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к труду людей и к результатам их труда. |
3 неделя | Работать и зарабатывать. |
| Расширять представление детей о профессиях. Объяснить детям, что такое, значит трудиться, работать и зарабатывать. Закрепить полученные знания с помощью примеров из художественной литературы и ситуационных задач. Познакомить с рассказом «Как относиться к своей работе» и обсудить, как влияет настроение человека на выполнение им работы. Способствовать развитию внимания, мышления, формированию коммуникативных компетентностей. Воспитательные задачи: воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку - труженику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.
Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры с использование игровых панелей"
В презентации представлен личный опыт работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников через дидактические игры с использованием игровых панелей. Носит информационно-ознакомительный ...

Выступление на педагогическом совете "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, раст...
