Выступление на педагогическом совете "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
материал по основам финансовой грамотности

Пугавьева Мария Александровна

Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей. Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №2 «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

от 07.12.2024 г.

Присутствовало: 20 чел.

Отсутствовало: 1 чел.

Повестка дня:

1. «Повышение уровня педагогической компетентности в обучении детей финансовой грамотности» (Заведующий Шпиллер Е.В.).

2. «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников» (воспитатель Кочкина Е.Ю.).

3. «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (воспитатель Пугавьева М.А.).

4. «Организация уголка финансовой грамотности в группе» (воспитатель Егорова Е.Б.).

5. «Ознакомление родителей воспитанников с финансовой грамотностью с помощью кейс-технологий»Хочу такой сайт (педагог-психолог Рябова В.Н.).

6. Итоги тематического контроля «Организация работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников в ДОО» (старший воспитатель Кузьменкова О.В.).

  1. Слушали заведующего Шпиллер Е.В.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

  1. Слушали воспитателя Кочкину Е.Ю.

Педагог рассказала об изучении возможности сказки в обучении азам экономики и формировании финансовой грамотности посредством определённых принципов:

- возрастное соответствие (предлагаемые произведения учитывают возможности детей данного возраста);

- доступность предлагаемого материала;

- системность и постепенность его усвоения;

- наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).

  1. Слушали воспитателя Пугавьеву М.А.

Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей. Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

  1. Слушали воспитателя Егорову Е.Б.

Педагог продемонстрировала организацию наглядных пособий (книг, раскрасок, картотек дидактических игр), которые находятся в доступности для детей в уголке финансовой грамотности в группе.

  1. Слушали педагога Рябову В.Н.

Педагог провела финансовый мастер-класс, который погрузил педагогов во внутренний мир финансовых возможностей каждого.

  1. Слушали старшего воспитателя Кузьменкову О.В.

Педагог подвела итоги работы над финансовой грамотностью у дошкольников, рассказала об итогах участия детей и педагогов в тематических конкурсах, поставила новые задачи по решению проблемы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска

                 

Выступление на педсовете

Представление опыта работы по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель:

Пугавьева М.А.

2024 г.

Добрый день, уважаемые коллеги, хотелось бы начать с притчи.

                   «Купить время отца» (современная притча) 

 «Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

– Папа, можно у тебя кое-что спросить?

– Конечно, что случилось?

– Пап, а сколько ты получаешь?

– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?

– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

– Ну, вообще-то, 500. А что?

– Пап – сын посмотрел на него снизу- вверх очень серьёзными глазами.

– Пап, ты можешь занять мне 300?

– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.

– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

– Ты не спишь, сынок? – спросил он.

– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.

– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец.

 – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался.

Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.

– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами…»

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению, начал ценностных ориентаций.

Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Мы с вами сможем вместе решить такие задачи, как актуализировать проблему отношения детей и денег, обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье по вопросам финансовой грамотности.

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы:

Что такое деньги?

 Где их взять?

Как ими правильно распоряжаться?

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?». Это задача трудная, но решаемая.

Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

«Что такое финансовая грамотность?»

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, вязанных с деньгами и тратами.

Какие азы финансовой грамотности должны знать дети?

- умение ценить деньги

- умение считать деньги

- умение зарабатывать и создавать источники доходов

- умение экономить и сберегать

- умение тратить и жить по средствам

- умение возвращать долг

- умение делиться

Предлагаю коллеги, вам игры позволяющие расширить понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с родителями.

Начнем с разминки.

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

- Какое животное всегда при деньгах (свинья)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

- О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

- Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор и т. д.)

- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе», «Поликлиника», «Больница», «Аптека». «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пароход». «Зоопарк». «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» «День рождения», «Почта»,«Ателье».

Назовите мне два финансовых действия, с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх - магазин, аптека, водители?

Ответы: (это покупка и продажа)

А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).

   

Поиграем еще «Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. (парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. «Какой же вывод мы с вами можем сделать? что даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с дошкольного возраста.

Как дети могут научиться обращению с деньгами?

1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.

2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.

3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов, - неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. «Какой же вывод мы с вами можем сделать? что даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с дошкольного возраста.

Что изображено на российских купюрах

Все изображения на российских купюрах связаны со значимыми, религиозными, историческими местами и масштабными строениями. Также на купюрах размещены характерные приметы подлинности, такие как водяные знаки, рельефная надпись «Банк России», металлизированная краска, волокна определенных цветов. Но фактически и памятники, и архитектура тоже выполняют и защитную функцию.

Что изображено на российских купюрах?

- 1000 рублей – Ярославль. Памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках храм (как веру) и храм Иоанна Предтечи.

- 2000 рублей –Русский Мост, соединяющий Владивосток и остров Русский, и пусковая установка космодрома «Восточный» в Амурской области.

- 5000 рублей – Хабаровск. Николай Николаевич Муравьев-Амурский, граф и генерал-губернатор восточной Сибири, и Царский амурский мост (2700 метров длиной).

 Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы, несомненно, продолжим работу в этом направлении.

Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но, кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность в мудрости народной Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Книжка-раскраска предназначена для введения старших дошкольников в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок русского народа. В процессе развивающих занятий педагоги-воспитатели могут использовать разнообразный спектр форм и методов ознакомления детей с основами финансовой грамотности в доступной и интересной форме, в соответствии с возрастными особенностями детской аудитории.

Авторский коллектив: Прасолова Ю.А., к.п.н.; Прасолова К.А., к.ф.н. – идея сюжетов, методические рекомендации.

Художник-оформитель:

Общие методические рекомендации

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия. Предлагаемая система занятий предполагает работу с сюжетами-раскрасками, сопровождающуюся беседой с детьми, стимулирующей творческое мышление; непосредственно занятия по раскрашиванию, способствующее развитию внимательности и мелкой моторики. Каждое занятие погружает ребенка в мир только одной пословицы, которую можно и нужно

«расшифровать» с современных позиций, так, чтобы дети поняли актуальность народной мудрости: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.

Характер курса: пропедевтическо-воспитательный.

Цель: ознакомить старших дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне.

Формы обучения: групповые// организация работы в группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, опора на личный жизненный опыт детей, элементы проектирования, работа с картинками- раскрасками.

Структура обучающего курса: курс состоит из десяти занятий, разбитых на три блока.

Блок 1. Доходы, труд – основа доходов

Блок включает в себя три занятия по трем пословицам, отражающим базовые ценности народа по отношению к труду, как основе честного заработка.

Блок 2. Расходы, бюджет семьи, бережливость и экономия

Блок включает в себя пять занятий, которые раскрывают через пословицы базовые понятия финансовой грамотности.

Блок 3. Внимательность и аккуратность в распоряжении деньгами, долги

Завершающий блок, состоящий из двух занятий, который носит итоговый характер и должен помочь детям сформулировать правила грамотного распоряжения деньгами.

Всего в курсе представлены десять пословиц, каждая из которых проиллюстрирована четырьмя сюжетами. В основном, сюжеты построены на противопоставлении правильного и неправильного финансового поведения взрослых и детей, в курсе упор делается на воспитывающую составляющую и подчеркивается вместе с тем ценность настоящей дружной семьи.

Для проведения занятий рекомендуется разбить общую группу дошкольников на четыре подгруппы – по одной на каждый из четырех рисунков к пословице. Дети в группе в ходе занятия получают время раскрасить один рисунок и ответить на вопросы воспитателя. В конце занятия дети отвечают на общий вопрос для всей группы.

Занятие

Понятия, вопросы к занятию

Сюжет рисунков

Блок 1. Доходы, труд – основа доходов

1

Рубль - трудовой, потому и дорогой (деньги

зарабатываются трудом, но зарабатывать посильным трудом могут и дети. Когда сам

зарабатываешь деньги, то тратишь их бережно, стараешься не расходовать зря).

Понятия:

Рубль – денежная единица равная 100 копейкам.

Версия происхождения от слова рубить – в

древности рубили на части серебряный прут и расплачивались этими частями. Первый рубль в виде монеты появился в 1654 г.

Трудовой – заработанный трудом, работой.

Вопросы по группам

Вопросы по рис.1:

Почему лицо у мальчика сердитое? (потому что приходится просить деньги у мамы и, вероятно, не в первый раз )

Вопросы по рис. 2:

На что потратил мальчик деньги? Почему он не обращает внимания на то, что теряет конфеты? (потратил на большое количество сладостей, не замечает потерь, потому что не заработал деньги, не знает им счет).

Вопросы по рис.3:

Что делают дети? Как часто вы помогаете взрослым? Почему дети радостные на рисунке? Вопросы по рис. 4:

Зачем и почему деньги дети складывают в копилку? Правильно ли они поступают?

Вопрос всей группе: какая ситуация вам больше нравится? Почему?

  1. Мальчик стоит с протянутой рукой и сердитым лицом – мама дает ему много денег.
  2. Мальчик бежит из магазина – он откусывает от Сникерса, из карманов выпадают шоколадки и конфеты.
  3. Девочка и мальчик гребут красивые листья в саду.
  4.  Папа дает им деньги – они бережно складывают деньги в копилку.

2

Кто долго спит, тот денег не скопит (надо уметь распоряжаться своим временем и не лениться, тогда ты научишься зарабатывать и

грамотно распоряжаться своими

Понятия:

Копить, скопить – собирать впрок, увеличивать количество чего-либо, беречь.

Вопросы по группам

Вопросы по рис.1:

Что мы видим на рисунке? Знакома ли вам такая

  1. Мальчик спит в кровати, нажав рукой на звенящий будильник и накрыв голову одеялом. На

будильнике – 7 часов утра.

  1. Бодрые и радостные дети в огороде помогают родителям собирать

деньгами)

ситуация? Что нужно делать, чтобы вовремя вставать утром?

Вопросы по рис.2:

Почему дети такие бодрые и радостные? Можно ли считать то, что они делают, работой? Помогают ли дети своей семье? Как еще дети могут помогать взрослым?

Вопросы по рис.3:

Что делает бабушка? Получит ли она доход от продажи овощей? Легко или тяжело продавать овощи на рынке? Нужно ли это людям? Почему? Вопросы по рис.4:

За что бабушка дала детям деньги? Можно ли сказать, что дети заработали деньги? Почему мальчик-соня не находит денег в своем кармане? Вопрос всей группе: кто из детей в этой истории вам больше понравился? Почему? Кто из них может стать хорошим работником и

предпринимателем? Почему?

огурцы и морковку.

  1. Бабушка продает морковку и огурцы на рынке.
  2. Бабушка гладит детей по голове и дает им деньги. Заспанный мальчик, неряшливо одетый, выворачивает пустой карман и печально смотрит на него

3

Не легко деньги нажить, а легко прожить (люди трудятся в разных сферах, на разных

работах и зарабатывают порой очень тяжелым трудом. Деньги, которые достаются без труда тратятся часто на ненужные и пустые забавы)

Понятия:

Нажить деньги – приобрести своим трудом, скопить

Прожить деньги- потратить, растратить зря Карманные деньги – деньги, которые есть у каждого члена семьи для своих личных расходов. Вопросы по группам

Вопросы по рис.1:

Кем работает папа? Работа врача-хирурга тяжелая или легкая? Какая ответственность лежит на врачах?

  1. Папа работает врачом – на рисунке он оперирует больного.
  2. Папа дает дочке купюры – у нее над головой облака-мечты: куклы, конфеты, телефон
  3. Мама – учитель в школе. На рисунке она проверяет огромную стопку тетрадей.
  4. Мама дает мальчику купюры – у него над головой облака–мечты: большая копилка,

дарит маме цветы, велосипед.

Вопросы по рис.2:

Папа дает дочке деньги – о чем она мечтает? Что

бы вы сделали с деньгами, которые дают родители?

Вопросы по рис.3:

Кем работает мама? Что она делает на рисунке? Трудно ли работать учителем? Почему?

Вопросы по рис.4:

Мама дает мальчику деньги – как он мечтает их потратить?

Вопрос всей группе:

Как можно правильно распорядиться карманными деньгами?

Блок 2. Расходы, бюджет семьи, бережливость и экономия

4

Копейка к копейке – проживёт семейка (даже небольшие суммы, скопленные в семье, помогают делать необходимые покупки и достойно жить во время финансовых трудностей).

Понятия:

Копейка - «копейная монета» — русская разменная монета, 1/100 рубля. Введена в обращение в 1534 году

Бюджет семьи – доходы и расходы семьи

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство, оплата за услуги ЖКХ – плата семьи за свет, газ, тепло, воду, уборку улиц, вывоз мусора.

Вопросы по группам

Вопросы по рис.1:

Зачем вся семья собралась за столом? Что разложено на столе? Как вы думаете, что собираются делать члены семьи? Почему они вместе?

Вопросы по рис.2:

Знаете ли вы, из чего состоит бюджет вашей семьи? Сколько денег надо тратить в месяц вашей семье?

Зачем папа на рисунке держит ручку? Что он хочет записывать?

Вопросы по рис.3:

  1. Мама, папа и двое детей сидят за столом – на столе стопочки денег.
  2. У папы в руках ручка, мама держит лист с надписью «Бюджет семьи».
  3. Вся семья держит калькуляторы и считает. Стопочки денег разложены по надписям: «Еда», «ЖКХ»,

«одежда», «отдых»

  1. Мама, папа и дети в парке развлечений:

дети держат шарики, мама и папа покупают им мороженое.

Что считают члены семьи на калькуляторах? Почему дети тоже считают?

Вопросы по рис. 4:

Почему все члены семьи так довольны? Будут ли эти капризничать и просить купить ненужные им потом вещи? Почему вы так думаете?

Вопрос всей группе:

Должны ли дети участвовать в обсуждении бюджета семьи? Почему?

5

Без нужды живет, кто деньги бережет (отложенные и

сбереженные впрок деньги помогут прожить в любое самое трудное время, реализовать многие мечты)

Понятия:

Нужда – необходимость в чем-либо, большой недостаток чего-либо необходимого

Беречь, сберечь – сохранить, не потерять

Банк – учреждение, которое оказывает различные финансовые услуги

Подушки финансовой безопасности – денежные накопления на тот случай, когда деньги очень необходимы для неотложных важных дел Вопросы по группам

Вопросы по рис.1:

Что делают все члены семьи? Зачем они это

делают? Как вы думаете, что они сделают потом с этими деньгами?

Вопросы по рис.2:

Зачем родители несут деньги из копилки в банк? Почему они не оставили деньги дома? Где бы вы хранили свои сбережения? Почему?

Вопросы по рис.3:

Что делают члены семьи? Почему все довольны? Как вы думаете, куда потратит сбереженные деньги эта семья?

Вопросы по рис.4:

Можно ли назвать эту семью дружной? Почему? Какие мечты смогла реализовать семья за счет

  1. Члены семьи – старички, дети кладут в копилку по денежке.
  2. Мама и папа берут деньги из копилки и идут в банк
  3. Вся семья сидит за столом и считает деньги.
  4. Папа моет машину около нового дома, мама сажает цветы, бабушка вяжет в шезлонге, дети играют в мяч

сбереженных денег?

Вопрос всей группе: хотите ли вы участвовать в сбережении денег своей семьи?

6

Хлебу мера, а деньгам – счет (хлеб издавна считался на Руси главным продуктом в доме: есть хлеб – семья проживет, но отношение к хлебу должно быть бережное и экономное, есть

нужно в меру. Деньги, как и хлеб – надо учитывать, считать и беречь)

Понятия:

Мера - русская народная единица ёмкости для

сыпучих тел, соответствовавшая приблизительно 1 пуду зерна; обычно приравнивалась к четверику (26,24 л), 1 пуд – примерно 16 кг

Счет – вычисление количества чего-либо, например: количества денег.

Вопросы по группам:

Вопросы по рис.1:

Что вы видите на рисунке из того, что вам не очень нравится? Знает ли эта семья меру в еде и счет

деньгам? Из чего это видно? Какая дата на календаре?

Вопросы по рис. 2:

Почему у одной и той же семьи так по-разному накрыт стол? Почему люди и домашние животные грустят? Какая дата на календаре? Почему могла так измениться ситуация в семье?

Вопросы по рис. 3:

Что вы видите на картинке? Что можно сказать об отношении этой семьи к деньгам и продуктам? Что делает папа и зачем? Какая дата на календаре?

Вопросы по рис.4:

Куда собирается семья? Что дало возможность членам семьи купить билеты в театр и отдыхать всем вместе? Можно ли назвать всех членов этой семьи дружными и ответственными, знающими меру и счет деньгам? Почему?

Вопрос всей группе: сравните ситуации в двух семьях и подумайте, чем это можно объяснить.

  1. Семья сидит за богато накрытым столом. Со стола свисает гроздь сосисок – ее ест толстый кот. Девочка кормит тут же толстую собаку огромным бутербродом с колбасой. На стене календарь, там дата – 5 октября 2013 г.
  2. Семья сидит за почти пустым столом
  • на столе только чайные чашки и баранки, собака и кот обиженно

смотрят на людей. На календаре дата

  • 25 октября 2013 г.
  1. Другая семья – мама делает бутерброды, на столе яблоки, тарелки с кашей. Папа кладет денежку в копилку на комоде.

Собака и кот едят из своих мисок. На стене календарь, там дата – 5 октября 2013 г.

  1. Мама завязывает девочке бант, у мальчика в руках билеты с надписью

«Театр», папа что-то строго говорит собаке

– та его слушает. На календаре дата – 25 октября 2013 г.

7

Деньги счет любят (счет денег

– необходимое занятие для того, чтобы уметь составлять план

доходов и расходов, т.е. планировать бюджет)

Понятия:

Деньги, счет, бюджет – мы уже знаем, поэтому просим детей повторить и объяснить эти понятия. План, планировать – составление определенных последовательных действий для достижения определенной цели.

Зарплата, заработная плата – вознаграждение за труд, за работу

Премия – вознаграждение за очень хорошую работу сверх заработной платы

Стипендия – вознаграждение студентам, которые успешно учатся

Пенсия – регулярное денежное пособие для пожилых людей и для людей с ограниченными возможностями

Вопросы по рис.1:

Что делают члены семьи? Зачем они это делают? Нужно ли знать всем членам семьи о доходах друг друга? Почему?

Вопросы по рис.2:

Спланировали ли члены семьи распоряжение

деньгами? По каким фактам на рисунке можно это определить? Надо ли составлять список нужных продуктов заранее? Почему?

Вопросы по рис.3:

Знакомы ли вы с пластиковой картой? Для чего она нужна? Почему папа в магазине подает пластиковую карту, а не купюры? Почему такую карту называют иногда «пластиковые деньги»?

Вопросы по рис. 4:

Что позволило членам семьи отложить средства на развлечения? Почему сестра и брат имеют право

брать деньги из этого конверта?

Вопрос всей группе:

Чем помог этой семье правильный учет и счет

денег?

  1. Семья за круглым столом под

абажуром. Мама кладет конверт с надписью «зарплата», папа – конверт с надписью «премия», бабушка – конверт с надписью «пенсия»,

девушка – конверт с надписью

«стипендия», мальчик – конверт с надписью «работа летом».

  1. Мама собирается с сумкой в магазин, берет деньги из конверта с надписью «на продукты»
  2. Папа стоит в магазине с пластиковой картой и покупает телевизор.
  3. Девушка и мальчик берут деньги из конверта с надписью «развлечения»

8

Без копейки рубль щербатый (рубль состоит из 100 копеек – не будет хватать одной копеечки

– не будет полноценного рубля, следует беречь каждую копеечку).

Понятия:

Щербатый – имеющий щербину, т.е. недостаток чего-либо.

Вопросы по группам:

Вопросы по рис.1:

Что делает девочка? Можно ли назвать копеечки накоплениями девочки? О чем она мечтает?

Вопросы по рис.2:

Что произошло с одной копеечкой? В чем не права девочка? Как надо было поступить? Почему?

Вопросы по рис.3:

Почему копеечка дразнит девочку? Что удивило

девочку при подсчете денег? Сколько копеек ей не хватает, чтобы получить полноценный рубль?

Вопросы по рис. 4:

Почему рубль оказался щербатым? Сможет ли

девочка расплатиться им за товар, который стоит ровно один рубль? Почему?

Вопрос всей группе:

Можно ли небрежно относиться к небольшим деньгам? Поясните свой ответ.

  1. Девочка сидит за столом и считает из копилки, складывая копеечки столбиками.

Над головой у нее облако – мечта о

большом, новом, блестящем, улыбающемся рубле.

  1. Одна копеечка падает от нее под стол – девочка пренебрежительно машет на нее рукой.
  2. Девочка считает копеечки и удивленная разводит руками, а копеечка показывает под столом язык.
  3. Девочке улыбается потертый рубль, у которого не хватает одного зуба. Девочка с грустным лицом смотрит на Рубль.

Блок 3. Внимательность и аккуратность в распоряжении деньгами, долги

9

Дурак деньги напоказ носит (глупый человек не только хвастает своими деньгами, привлекая воров и мошенников, но, часто, небрежно относится к их хранению)

Понятия:

Дурак – не умный, глупый человек

Напоказ – не пряча, специально показывая что- либо всем

Вопросы по группам:

Вопросы по рис.1:

Сколько денег мама дала сыну? Как вы думаете, зачем она их дала? Можно ли назвать эти деньги

«карманными»? Есть ли у вас карманные деньги?

  1. Мама дает мальчику купюру достоинством в 100 рублей.
  2. Мальчик сует деньги в задний карман брюк и они оттуда торчат веером.
  3. Мальчик стоит у прилавка с мороженным и выбирает эскимо. Сзади у него злодей вытаскивает деньги из кармана.

Если есть, как вы ими распоряжаетесь? Вопросы по рис.2:

Куда мальчик положил деньги? Правильно ли он поступил? В чем его ошибка?

Вопросы по рис. 3:

Правильно ли ведет себя мальчик в магазине, где есть еще другие люди? В чем небрежность мальчика по отношению к собственным деньгам? Что происходит с его деньгами? Это случайность или нет? Почему?

Вопрос по рис. 4:

Почему мальчик не смог оплатить покупку? Почему он плачет – что его расстроило? Кто в этом виноват?

Вопрос всей группе:

Сформулируйте свои правила хранения карманных денег и того, как безопасно нужно рассчитываться в магазине.

4. Мальчик хочет достать деньги – их нет. Мальчик плачет.

10

В долг брать легко, да платить тяжело (часто люди берут в

долг чужие деньги, не

задумываясь о том, смогут они вернуть долг или нет, тем более, что возвращать приходится иногда сумму бОльшую, чем взял в долг)

Понятия:

Долг – денежные средства, которые один человек или банк дает кому-либо

Кредитор – тот, кто дает в долг

Заемщик – тот, кто берет в долг

Процент по долгам – сумма денег, которую надо заплатить сверх взятого в долг

Срочно – очень быстро, прямо сейчас

Вопросы по группам:

Вопросы по рис.1:

Посмотрите, на объявлении написано, что кто-то дает всем, кому надо, деньги в долг очень быстро. Почему людей заинтересовало это объявление?

Вопросы по рис. 2:

Кто дает деньги в долг? Что мы знаем об этих персонажах? Можно ли брать деньги в долг, не

  1. Двое людей стоят перед объявлением

«Деньги в долг срочно».

  1. Получают деньги в офисе у лисы Алисы и кота Базилио.
  2. Идут счастливые с покупками в красивых пакетах.
  3. Лиса Алиса и кот Базилио в масках окружают их, расставив лапы в разные стороны. Двое стоят вывернув карманы с несчастными лицами.

выяснив, у кого берешь? Почему? Вопросы по рис. 3:

Для чего люди брали деньги в долг? Самые ли необходимые вещи они купили? Можно ли обойтись без подобных покупок – являются ли они жизненно необходимыми?

Вопросы по рис.4:

Почему люди оказались без денег? Составьте ответ, используя понятия «долг», «проценты»,

«осторожность», планирование своих трат.

Вопрос всей группе:

О чем нужно подумать, когда хочешь взять деньги в долг? Как можно обойтись без долгов?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры с использование игровых панелей"

В презентации представлен личный опыт работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников через дидактические игры с использованием игровых панелей. Носит информационно-ознакомительный ...

План по самообразованию.Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

План по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности» направлен на развитие у воспитанников начальных знаний о деньгах, экон...