Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель проекта: создание и развитие условий в детском саду для формирования предпосылок ранней финансовой грамотности дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Николаева А.А
Тип проекта:
По составу участников – коллективный проект. По целевой установке – создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
По тематике – творческий. По срокам реализации – длительный.
Длительность: октябрь 2021- май 2023 г..
Актуальность.
Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, процессов глобализации, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы знания основ финансовой грамотности.
Разработка и внедрение стратегии финансового образования людей становится важным направлением государственной политики, что нашло отражение в ряде документов, принятых на федеральном уровне:
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017-2023 г.г., в котором говорится, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования, включая дошкольное;
- Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 г. №1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства», утверждающее план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, в т.ч. разработку примерных рабочих программ по формированию основ финансовой грамотности.
- «Соглашение о сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации» от 08.09.2016г.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Отсюда возникла необходимость воспитания личностных качеств у дошкольников, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе, такие как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков и это отражено в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Ребёнок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, приобретет необходимые и доступные ему знания, практические навыки основ финансовой грамотности, сформируется внутренняя социальная позиция представлений о том, какое место занимает экономика в окружающей его действительности.
Для формирования у детей данных представлений необходима организованная работа, которая должна включать в себя деятельность по формированию финансовой грамотности всех участников образовательных отношений.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решаются задачи всестороннего развития личности.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но и развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС.
Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Анализ исходной ситуации:
1. Присутствует запрос МО и муниципальной системы образования на реализацию программ по ранней финансовой грамотности.
2. Недостаточность в ДОУ методических материалов и элементов РППС для формирования основ финансовой грамотности.
Проблема:
С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором у ребенка стихийно формируется опыт экономических отношений у ребенка, формируется основа для будущего экономического мышления, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по воспитанию финансовой грамотности, недостаточная оснащенность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Цель проекта: создание и развитие условий в детском саду для формирования предпосылок ранней финансовой грамотности дошкольников.
В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить нормативно–правовую базу по вопросам повышения финансовой грамотности населения РФ.
2. Определить содержание и средства экономического воспитания и образования детей в возрасте 3-7 лет.
3. Обогатить РППС в ДОУ для формирования основ финансовой грамотности учебно-методическими пособиями, различными предметами и объектами экономического содержания.
Ожидаемый результат: создание центра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ ресурсов:
1. Кадровые ресурсы: воспитатели, социальный педагог.
2. Нормативно-правовые: приказ о реализации проекта.
3. Информационный ресурс: консультации, памятки.
4. Материально-технический: средства ИКТ
Рабочий план реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
1. Подготовительный этап:
- изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы по теме;
-знакомство с методическими разработками и опытом других организаций на федеральном, региональном, муниципальном уровне по теме;
- анализ условий РППС для формирования финансовой грамотности воспитанников;
2. Основной этап (практический):
Начали свою работу с организации центра финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности», в котором расположили различные материалы по данной теме.
Главный игровой персонаж центра – профессор, сопровождающий детей в ходе обучения, он помогает детям проникнуться идеей программы и лучше изучить их права и обязанности, научиться правильно распоряжаться деньгами. Девиз «Отличай правду от вымысла. Исследуй, думай, изучай и действуй». Роль персонажа научить детей опираться на себя, чтобы стать ответственным, активным гражданином, инициатором перемен в своей собственной жизни и жизни общества.
Детский сад приобрел пособие «Мои первые деньги», которое полезно на занятиях по финансовой грамотности, а также в индивидуальной работе с детьми. Дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта. Детям дают понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Кроме того, детям необходимо хорошо усвоить, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться деньгами, делать сбережения, из чего складывается семейный бюджет.
Также были приобретены: «Умные весы», «Касса», комплект настольных игр «Играем в магазин». Игра «Кем быть», знакомит с профессиями – традиционными и новыми, значимостью различных видов труда для человека. Нужно донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, необходимы все. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
По разделу финансового планирования изготовлена игра «Доходы и расходы», дети узнают, что заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендии старших братьев и сестер, пособия, которые выплачивает государство семьям, являются доходами семьи. А все то, на что семья тратит деньги – это ее расходы.
Создали дидактические игры экономической направленности: «Что можно, что нельзя купить за деньги?», «Угадай, где продаются?», судоку «Финансы». У детей дошкольного возраста формируются представления о товарно-денежных отношениях, о том, что товар является результатом труда взрослых. Закрепляются представления о местах приобретения разных товаров; о том, что он имеет свою цену, что стоимость товара зависит от его качества, от вложенного в него труда, от спроса и предложения; о том, что оплачивают не только товары (предметы и вещи), но и услуги. Педагог делает акцент на то, что не все можно купить за деньги; здоровье, дружба и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека.
Оформили игру «Супермаркет» с разными отделами (хозяйственные товары, хлебобулочные изделия, аптека, спортивные товары, детский мир, продукты, овощи и тд.).
Работа с детьми:
1. Сделали лепбук по финансовой грамотности, банкомат.
2. Для работы с детьми изготовлены различные дидактические игры по финансовой грамотности («Что можно, что нельзя купить за деньги?», «Угадай, где продаются?», судоку «Финансы»).
3. Детей познакомили с пособием «Мои первые деньги».
4. Полученные экономические представления дети закрепляли в сюжетно – ролевой игре «Магазин».
Работа с педагогами:
1. Создали картотеку игр по финансовой грамотности. Подобрали различные беседы, конспекты НОД.
2. Разработана картотека сказок по финансовой грамотности дошкольников.
3. Консультация для педагогов по работе в центре.
4. Разработали перспективное планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями:
1. Консультации и рекомендации родителям «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».
2. Памятка для родителей по финансовой грамотности дошкольников.
3. Папка-передвижка «Дети и деньги».
3 этап заключительный
1. Оформление проекта.
2. Презентация педагогического проекта.
Заключение
В ходе проекта была создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Создание такой среды по экономическому воспитанию приближает дошкольника к реальной жизни, формирует у него правильное представление о финансовом мире, и в то же время помогает сделать процесс познания экономики для детей интересным и доступным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Развивающая предметно-пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Представлен центр финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...

МАСТЕР – КЛАСС «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
МАСТЕР – КЛАСС«Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....

Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...

Предметно-пространственная развивающая среда по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Презентация ППРС по финансовой грамотности....

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ: КЕЙС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Постановка проблемы изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте связана с нормами морали, этикой нравственно-трудового воспитания и элементами социально-экономического мышления, раскрывающим...
