Проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект «Маленькие финансисты»
по формированию основ финансовой грамотности
с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Маленькие финансисты»
по формированию основ финансовой грамотности
с детьми старшего дошкольного возраста
на 2025 – 2026 уч. год
Разработала: Черкасова Л.В. – воспитатель
Вид проекта: познавательный, коллективный, долгосрочный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: 2025-2024 год.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, психолог.
Продукты проекта:
- лэпбук «Финансовая грамотность»,
- газета «Семейный бюджет»,
- альбом «Деньги разных стран»,
- игротека «Финансовая грамотность»,
- раздаточный материал для изучения финансовой грамотности,
- методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта,
- план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста,
- презентации, подборка литературы по финансовой грамотности.
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Ожидаемые результаты: дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Актуальность проекта
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщения к миру экономической действительности.
Бережливость, организованность, рачительность и другие важные качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Содержание данного проекта в соответствии с ФОП дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект разработан с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е.
Принципы построения проекта:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.
Этапы работы над проектом:
- подготовительный;
- практический;
- заключительный
Ресурсное обеспечение проекта:
- программно-методическое обеспечение;
- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
- взаимодействие всех участников педагогического процесса;
- система взаимодействия с родителями;
- система мониторинга.
Формы подведения итогов в конце первого года реализации проекта:
- проведение открытого мероприятия (квеста);
- проведение мастер-класса среди педагогов.
Методы реализации проекта:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.)
Формы проведения:
- групповые занятия;
- индивидуальная работа.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Основные этапы реализации проекта «Маленькие финансисты»
1 этап - подготовительный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- создание развивающей среды по теме проекта.
2 этап - основной, практический:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.
3 этап - завершающий:
- подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», лэпбук «Финансовая грамотность», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.
План мероприятий с детьми
№ | Тема | Педагогические средства | Оборудование | Сроки проведения |
Входная диагностика | Беседа, упражнения, работа с | Сентябрь | ||
Модуль 1. «Финансовая азбука» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи:
| ||||
1 | Что такое потребности? Потребности семьи | Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…» | Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?» | Сентябрь |
2 | Что необходимо человеку? | Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов,лото «Кому что нужно?». | |
Модуль 2. «Труд» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
| ||||
1 | Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий,лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия),цветные карандаши. | Октябрь |
2 | Путешествие в страну профессий | Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. | |
Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи:
| ||||
1 | «Кто что делает?» | Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки. | Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук. | Ноябрь |
2 | Что такое товар? Обмен и покупка товаров | Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости. | Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран. | |
Модуль 4. «Деньги» Цель:способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
| ||||
1 | Деньги. Монета. Банкнота. | Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. | Декабрь |
2 | «Достоинство монет и купюр» | Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку» | Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр. | |
3 | «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» | Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка | |
Модуль 5. «Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи:
| ||||
1 | «Семейный бюджет» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. | Январь |
2 | Как приходят деньги в семью, азбука доходов | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. | |
Модуль 6. «Семейные доходы и расходы» Цель:расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Задачи:
| ||||
2 | «Семейный бюджет и расходы семьи» | Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Даль «пословицы и поговорки», дидактическая игра «Какие бывают доходы». | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка, | Февраль |
3 | «Азбука юного финансиста» | Чтение художественной литературы«Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций. | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши. | |
Модуль 7. «Юные финансисты» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Финансов» | Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества:бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего». | Март |
2 | «Юные финансисты» | Игра «Брейн-ринг»,команда «Знайки» икоманда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами. | Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек, | |
Модуль 8. «Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
| ||||
1 | Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине? | Сюжетно- ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. Экскурсия. | Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров | Апрель |
2 | «По страницам сказки «Цветик-семицветик» | Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами. Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки. | Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.Комнатные растения, семена, луковицы. | |
3 | «Магазин «Детский мир» | Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару» | Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники». | |
Модуль 9. Страна «Закономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи:
| ||||
1 | «Путешествие в сказочную страну Экономию» | Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза. | Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги. | Май |
2 | «Веселая ярмарка» | Ролевая игра. | Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам;русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки);костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки; корзины;товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры). | |
3 | «Путешествие в страну «Экономград» | Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд. | Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мульти-медиапроектор, экран. | |
Диагностика на конец учебного года | май | |||
Работа с родителями
№ | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье»Анкета для родителей. | сентябрь |
2 | Консультации и рекомендации для родителей. «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | октябрь |
3 | Рекомендации для родителей «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» | ноябрь |
4 | Сообщение на родительском собрании:«Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». | декабрь |
5 | Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». | январь |
6 | Консультация « Правила карманных денег» | февраль |
7 | Посещение открытого мероприятия | март |
Буклет «Советы финансового воспитания» | апрель | |
Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2025-2026 учебный год. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»
Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...

«Финансовая грамотность» Проект по финансовой грамотности для детей
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСКМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 143441, Россия, Московская область, г. Красногорск, деревня Путил...

Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников...
Проект по финансовой грамотности «Финансовая азбука для дошкольников»
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

Проект по финансовой грамотности "Тропинка финансовой грамотности"
Институциональный проект по финансовой грамотности с применением интерактивной онлайн квест игры "Знатоки финансов"....
