Проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Любовь Владимировна Черкасова

Проект «Маленькие финансисты»

 по формированию основ финансовой грамотности

с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_fin_gramotnosti_starshiy_vozrast_1.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Маленькие финансисты»

 по формированию основ финансовой грамотности

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                        на 2025 – 2026 уч. год

 

                                                                                                                Разработала: Черкасова Л.В. – воспитатель

   

Вид проекта: познавательный, коллективный, долгосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: 2025-2024 год.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, психолог.

Продукты проекта:

- лэпбук «Финансовая грамотность»,

- газета «Семейный бюджет»,

- альбом «Деньги разных стран»,

- игротека «Финансовая грамотность»,

- раздаточный материал для изучения финансовой грамотности,

- методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта,

- план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста,

- презентации, подборка литературы по финансовой грамотности.            

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.

Задачи проекта:

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Ожидаемые результаты: дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

                                  

Актуальность проекта

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщения к миру экономической действительности.

Бережливость, организованность, рачительность и другие важные качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Содержание данного проекта в соответствии с ФОП дошкольного образования, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект разработан с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е.

Принципы построения проекта:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

- реализовать полученный детьми опыт в кругу семьи.

Этапы работы над проектом:

подготовительный;

- практический;

- заключительный

Ресурсное обеспечение проекта:

- программно-методическое обеспечение;

- развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

- взаимодействие всех участников педагогического процесса;

- система взаимодействия с родителями;

- система мониторинга.

Формы подведения итогов в конце первого года реализации проекта:

- проведение открытого мероприятия (квеста);

- проведение мастер-класса среди педагогов.

Методы реализации проекта:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы. пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование и др.)

Формы проведения:

- групповые занятия;

- индивидуальная работа.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Основные этапы реализации проекта «Маленькие финансисты»

1 этап - подготовительный:

- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

- создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап - основной, практический:

- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

3 этап - завершающий:

- подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», лэпбук «Финансовая грамотность», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

                                                                            План мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства

Оборудование

Сроки проведения

Входная диагностика

Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение

Сентябрь

Модуль 1. «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

  1. познакомить детей с многообразием потребностей человека;
  2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
  3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…»

Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»

Сентябрь

2

Что необходимо человеку?

Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов,лото «Кому что нужно?».

Модуль 2. «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

  1. расширить представления детей о труде взрослых;
  2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
  3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развиватьэкономическое мышление.

1

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий,лэпбук «Все профессии важны»,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия),цветные карандаши.

Октябрь

2

Путешествие в страну профессий

Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
  2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
  3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
  4. объяснить, от чего зависит цена товара;
  5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  6.  воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1

 «Кто что делает?»

Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.

Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.  

Ноябрь

2

Что такое товар?

Обмен и покупка товаров

Беседа,  загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости.

Сказки «Муха-Цокотуха» и  «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и  демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер,  мультимедиапроектор, экран.

Модуль 4. «Деньги»

Цель:способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
  2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой ибанкнотой, между банкнотами разного достоинства;
  4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
  8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа,  д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

Декабрь

2

«Достоинство монет и купюр»

Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

3

«Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка

Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
  2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный бюджет»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

Январь

2

Как приходят деньги в семью, азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»

Цель:расширить  представление  детей  о  том,  как  складывается  семейный  бюджет;  познакомить с новым понятием  «расходы», какими они бывают (на товары длительного  пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);  воспитывать  в  детях  бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.  

Задачи:

  1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;
  2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
  3. закрепить понятия «доход», «расход»;
  4. раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его  основные  источники  (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).  
  5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.

2

«Семейный  бюджет и расходы семьи»  

Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К.   Чуковский  «Муха-цокотуха»,  В. Даль «пословицы и поговорки»,  дидактическая  игра  «Какие бывают доходы».  

Атрибуты   к   сюжетно-ролевой   игре   «Супермаркет»,   карточки   с  изображением  членов  семьи;  карточки  с  изображением  предметов,  символизирующих  основные     и   неосновные      расходы,     иллюстрации      с   изображением       различных     видов  деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка,
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

Февраль

3

«Азбука юного финансиста»

Чтение художественной литературы«Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

Модуль 7. «Юные финансисты»    

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить  знания детей о возникновении  денег, о том,  что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1

«Путешествие в сказочную страну Финансов»

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества:бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Март

2

«Юные финансисты»

Игра «Брейн-ринг»,команда «Знайки» икоманда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.

Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек,

Модуль 8. «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
  2. продолжать знакомить детей  с профессиями продавца, кассира;
  3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
  4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
  5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
  9. воспитывать культуру речевого общения.

1

Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине?

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра.

Экскурсия.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

Апрель

2

 «По страницам сказки «Цветик-семицветик»

Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами.

Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.

Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки  «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.Комнатные растения, семена, луковицы.

3

«Магазин «Детский мир»

Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»

Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».

Модуль 9. Страна «Закономград»

Цель:  содействие  финансовому  просвещению  и  воспитанию  детей  дошкольного  возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;  

Задачи:    

  1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
  2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются  не только в реальной жизни, но и в сказках.
  3. развивать у детей  умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;  
  4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку   поступкам героев;  
  5.  развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел  с замыслами сверстников;  
  6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в  процессе познавательно-игровой деятельности;    
  7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями  бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.  

1

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза.

Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы  Товары  и  Услуги.

Май

2

«Веселая ярмарка»

Ролевая игра.

Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам;русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки);костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки;

корзины;товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).

3

«Путешествие в страну «Экономград»  

Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд.

Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты  для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер,  ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.  

Диагностика на конец учебного года

май

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье»Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании:«Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация « Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2025-2026 учебный год.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»

Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...

«Финансовая грамотность» Проект по финансовой грамотности для детей

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСКМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17 143441, Россия, Московская область, г. Красногорск,   деревня Путил...

Проект по финансовой грамотности «Финансовая азбука для дошкольников»

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

Проект по финансовой грамотности "Тропинка финансовой грамотности"

Институциональный проект по финансовой грамотности с применением интерактивной онлайн квест игры "Знатоки финансов"....