Тематическая программа «Финансовая азбука» для детей средней группы.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Русакова Елена Юрьевна

Программа направлена на формирование начальных представлений о финансах и экономике у дошкольников среднего возраста. Цель программы — развитие финансовой грамотности, понимание базовых экономических понятий и принципов разумного обращения с деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx125.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25»

Тематическая программа

«Финансовая азбука»

для детей средней группы.

https://mostik-sad.ru/wp-content/uploads/2022/09/image0.jpeg

Разработала: воспитатель Русакова Е.Ю.

г.Ачинск

2023-2024гг.

Содержание:

I.

Целевой раздел

1.1.

Актуальность программы

1.2.

Цели и задачи программы

1.3.

Принципы и подходы к организации образовательного процесса

1.4.

Методы организации работы программы

1.5.

Планируемые результаты

II.

Содержательный раздел

2.1.

Учебный план образовательной программы

2.2.

Перспективный план работы

III.

Организационный раздел

3.1.

 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.2.

Учебно-методическое обеспечение

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность:

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

1.2. Цели и задачи Программы

Цель программы – помочь детям четырех–пяти лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи Программы:

- научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением);

 - сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

- содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса

Педагогическая работа по Программе строится на основе следующих методологических подходов:

- комплексного, который помогает на практике формирования основ финансовой грамотности детей решать задачи всех образовательных областей;

- личностно-развивающего, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявлять свою активность и индивидуальность;

- деятельностного, который позволяет ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности.

Принципы реализации Программы:

- доступности;

- последовательности и концентричности;

- системности;

- интегративности;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действии ребенка в различных видах действий.

1.4. Методы организации работы программы

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото);

- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения). Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;

- частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Относительно освоения содержания программы можно выделить следующие планируемые результаты:

- успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях;

- приближенность знаний к реальной действительности;

- интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;

- знания о новых профессиях и их специфике, умение рассказывать о них;

- обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- социально ответственное поведение, отзывчивость, взаимопомощь;

- общительность, чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца;

- здоровый интерес к деньгам;

- осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи;

- умение применять полученные знания в повседневной жизни.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебный план образовательной программы

Срок реализации программы рассчитан на один учебный год,с организацией предварительной работы и одному занятию в неделю.

2.2. Тематический план

Месяц

п/п

Тема занятия

Цель

Педагогические средства

Тема «Профессии»

Сентябрь

1.

Входная диагностика.

Введение в тему.

Определить исходный уровень экономических представлений детей.

Беседа, наглядные пособия, загадки и пословицы, викторина «Кто знает больше профессий».

2-3.

Современные профессии.

(менеджер)

Профессии родителей.

Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д.

Беседа, игровой модуль для с/р игры «Дом», д/и «Назови, кто что делает», учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

4.

Бережное отношение к результатам чужого труда.

Формировать навыки и умения бережного отношения к результатам чужого труда.

Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, проблемная ситуация «Самая важная профессия».

Тема: «Деньги»

5.

Путешествие в прошлое денег.

Формировать представления детей о назначении денег.

Беседа, наглядные пособия, настольные игры, просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги».

Октябрь

6.

Какие бывают деньги.

Содействовать развитию умения детей отличать монеты от банкнот, дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже.

Беседа, наглядные пособия, игровые банкноты и монеты, чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

7-8.

Познавательный маршрут «Банкомат». Виртуальная экскурсия.

Бережное отношение к деньгам, первичные представления о хранении денег. Показать работу банкомата.

Беседа, наглядные пособия, игровые деньги, кошелек, арифметические задачи «Как посчитать и проверить деньги?», оригами «Кошелёк»

9.

Денежные знаки разных стран.

Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках.

Беседа «Денежные знаки разных стран», с/р игры: «Магазин», «Банк».

Тема: «Правила экономии»

Ноябрь

10.

Копейка рубль бережет.

Формировать навыки и привычки культурного и экономического поведения в быту.

Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, д/и «Дешевле – дороже», «Товары и услуги».

11.

Сколько заработал – столько и купил

Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Беседа, д/и «Магазин игрушек», с/р игра «Продуктовый магазин».

12.

Мои желания и возможности.

Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, понимание родительского «можно» и «нельзя»

Беседа, презентация, д/и «Хочу или надо».

13.

Заработная плата – оплата труда.

Формировать первичные представления о понятии «заработная плата-оплата труда»

Беседа, наглядные пособия, ситуационно-ролевая игра «Стоимость труда различна», чтение сказки «Выгодное дело».

Тема: «Товар»

Декабрь

14.

Что такое товар. Мы покупаем товары в магазине.

Продолжать формировать начальные представления детей о понятии «товар», назначении денег (приобретении товаров), объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно.

Беседа, наглядные пособия, презентация, д/и «Что сегодня я куплю», «Что быстрее купят».

15.

Как Миша стал бизнесменом.

Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, семейный бюджет;

Беседа, чтение отрывка из книги «Экономика для детей», история 1, д/и.

16.

Как накопить на любимую игрушку?

Сформировать представление о расходах семьи, понимание основных

потребностей семьи и способов их удовлетворения.

Рассказ - беседа «Какие у нас потребности?», проблемная ситуация, д/и «Потребность – возможность», чтение сказки «Жадная старуха».

17.

Семейный бюджет.

Способствовать формированию представлений о семейном бюджете, расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие».

Беседа «Состав семейного бюджета», д/и «Какие бывают доходы?», чтение и обсуждение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», творческое занятие «Делаем копилку».

Тема: «Полезные финансовые навыки и привычки»

Январь

18-19.

Путешествие в общественном транспорте.

Формирования нравственно-оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения.

Чтение художественной литературы, беседа, д/и, загадки, наглядные пособия.

20.

Приобрел

вещь – умей с ней обращаться.

Научить уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Беседа, д/и «Купи другу подарок», загадки, чтение художественной литературы, наглядные пособия.

Тема: «Увлекательный мир рекламы»

Февраль

21.

Что такое реклама?

Создать условия для развития представления детей о рекламе.

Беседа, д/и, загадки, наглядные пособия.

22.

Как создают рекламу?

Создать условия для развития представления детей о том, кто и как создает рекламу.

Беседа, д/и, наглядные пособия.

23.

Рекламное агентство.

Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность, познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Беседа, с/р игра «Рекламное агентство», д/и.

24.

Моя реклама.

Создать условия для развития детского творчества, предложить детям составить собственную рекламу.

Беседа, д/и, наглядные пособия, презентация, конкурс на лучшую рекламу (рассказать о товаре).

Тема: «Предприятия торговли и их особенности»

Март

25-26.

Мой город Ачинск.

Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях.

Беседа, д/и «Знаешь ли ты свой трудовой город», наглядные пособия.

27-28.

Предприятия города. Промышленные предприятия и экология.

Сформировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города.

Беседа, наглядные пособия, д\и «Угадай, где продаются», отгадывание загадок о торговле, с/р игра «Супермаркет».

Тема: «Свой бизнес»

Апрель

29-30.

Бизнес-план.

Атрибутика.

Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить.

Беседа, составление бизнес-плана, д/и «Реклама», наглядные пособия, презентация.

31-32.

Рабочие места.

Продукция.

Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция».

Беседа, загадки, презентация, наглядные пособия, с/р игра «Пекарня».

Тема: «Ярмарка»

Май

33-34.

Наша мастерская.

Развитие эмоциональной сферы детей психологического комфорта. Развивать у детей желание изготавливать поделки для продажи.

Беседа, творческая деятельность, создание поделок для ярмарки, с/р игра «Ярмарка».

35.

Развлечение  

«В поисках клада»

Подведение итогов.

Диагностика знаний и умений детей.

Беседа, закрепление материала, с/р игра «в поисках клада», анкетирование родителей «Мой ребёнок и финансовая грамотность»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

3.2. Информационное обеспечение

- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? – онлайн-доступ : https://www/youtube.com/watch?=hpm8_gq4O-0

- «Профессии» – онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/kartinki-professii-dlya-detej.html 

- Раскраски «Деньги» – онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-raskraski/raskraska-dengi    

- Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников – онлайн доступ: https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov

- Комикс «История о рублике и его друзьях» /Министерство финансов Калининградской области – онлайн-доступ: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf 

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – онлайн-доступ: www.festival.lseptember.ru 

- Дети и деньги– онлайн-доступ: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml 

- Ребенок и его мир – онлайн-доступ: www.worldofchildren.ru 

- Интеллектуальный клуб. – онлайн-доступ: www.klubkontakt.net 

- Cайт журнала «Семейный бюджет» – онлайн-доступ: http://www.7budget.ru

- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» – онлайн-доступ: http://www.dostatok.ru;

- Журнал «Работа и зарплата» – онлайн-доступ:  http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata 

- Портал «Профориентир». «Мир профессий» – онлайн-доступ: http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

- Сайт «Все о пособиях» – онлайн-доступ:  http://subsidii.net/.

3.3. Методическое обеспечение

- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.

- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. – 2003, №4. – С.55.

- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. – 2003, № 4. – С. 103.

- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. – 2009, № 7. – С. 8.

- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009, № 8. – С. 63.

- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. – 2010, № 9. – С. 3-6.

- Воронина В.В. Школа юного экономиста. – Волгоград: Учитель, 2008.

- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: Детство–Пресс, 2013.

- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. – 2007. № 6.

- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. – 2008, № 11. – С. 75.

- Любимова Л.В. «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – М.: Издательсво «ациональное образование», 2021 – 144 с.

- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие. – СПб., 2001. – 130 с.

- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М.О. Еремина [и др.] – Калининград: Калининградская книга, 2017.– 48 с.

- Шатова А.Д. – М.: Ювента, 2003.

тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4  • Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU  Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое развлечение по экологии для детей средней группы «Загадки мудрого Дерева»

Оригинальный сценарий экологического развлечения (авторская разработка), которое мы проводили в рамках проекта по экологии "В гостях у Мудрого Дерева". На празднике дети пели, танцевали, отгадывали за...

Сценарий итогового мероприятия в рамках тематической недели «Культура поведения», для детей средней группы. " Баба Яга в детском саду"

Данный материал представлен в вде сценария развлечения для воспитанников средней группы.  В ходе данного мероприятия детив игровой форме закрепляют полученные ранее знания о культуре поведения.. ...

Тематическое занятие "Приключения Лесовичка" для детей средней группы

Тематическое занятие « Приключения Лесовичка».Дети под музыку входят в зал, встают лицом к зрителям.Ведущий: Снова осень за окошком, дождик сыплется горошком,Листья падают, шурша, как же о...

Конспект занятия по ПДД «Знатоки дорожной азбуки» для детей средней группы.

Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреж...

Конспект спортивно - познавательного досуга по ПДД «Дорожная Азбука» для детей средней группы

формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге....

Сценарий спортивного развлечения «Дорожная Азбука» для детей средней группы

Сценарий  спортивного развлечения «Дорожная Азбука» для детей средней группыЦель: Формирования осознанного отношения к своему здоровью, через соблюдение правил дорожного движения. ...

Физкультурное развлечение «Дорожная Азбука» для детей средней группы

Физкультурное развлечение «Дорожная Азбука» для детей средней группы ...