Тематическая программа «Финансовая азбука» для детей средней группы.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Программа направлена на формирование начальных представлений о финансах и экономике у дошкольников среднего возраста. Цель программы — развитие финансовой грамотности, понимание базовых экономических понятий и принципов разумного обращения с деньгами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25»
Тематическая программа
«Финансовая азбука»
для детей средней группы.
Разработала: воспитатель Русакова Е.Ю.
г.Ачинск
2023-2024гг.
Содержание:
I. | Целевой раздел |
1.1. | Актуальность программы |
1.2. | Цели и задачи программы |
1.3. | Принципы и подходы к организации образовательного процесса |
1.4. | Методы организации работы программы |
1.5. | Планируемые результаты |
II. | Содержательный раздел |
2.1. | Учебный план образовательной программы |
2.2. | Перспективный план работы |
III. | Организационный раздел |
3.1. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
3.2. | Учебно-методическое обеспечение |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность:
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы – помочь детям четырех–пяти лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи Программы:
- научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением);
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Педагогическая работа по Программе строится на основе следующих методологических подходов:
- комплексного, который помогает на практике формирования основ финансовой грамотности детей решать задачи всех образовательных областей;
- личностно-развивающего, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявлять свою активность и индивидуальность;
- деятельностного, который позволяет ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности.
Принципы реализации Программы:
- доступности;
- последовательности и концентричности;
- системности;
- интегративности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действии ребенка в различных видах действий.
1.4. Методы организации работы программы
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото);
- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения). Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;
- частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Относительно освоения содержания программы можно выделить следующие планируемые результаты:
- успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях;
- приближенность знаний к реальной действительности;
- интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
- знания о новых профессиях и их специфике, умение рассказывать о них;
- обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- социально ответственное поведение, отзывчивость, взаимопомощь;
- общительность, чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца;
- здоровый интерес к деньгам;
- осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебный план образовательной программы
Срок реализации программы рассчитан на один учебный год,с организацией предварительной работы и одному занятию в неделю.
2.2. Тематический план
Месяц | № п/п | Тема занятия | Цель | Педагогические средства | |||
Тема «Профессии» | |||||||
Сентябрь | 1. | Входная диагностика. Введение в тему. | Определить исходный уровень экономических представлений детей. | Беседа, наглядные пособия, загадки и пословицы, викторина «Кто знает больше профессий». | |||
2-3. | Современные профессии. (менеджер) Профессии родителей. | Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д. | Беседа, игровой модуль для с/р игры «Дом», д/и «Назови, кто что делает», учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | ||||
4. | Бережное отношение к результатам чужого труда. | Формировать навыки и умения бережного отношения к результатам чужого труда. | Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, проблемная ситуация «Самая важная профессия». | ||||
Тема: «Деньги» | |||||||
5. | Путешествие в прошлое денег. | Формировать представления детей о назначении денег. | Беседа, наглядные пособия, настольные игры, просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги». | ||||
Октябрь | 6. | Какие бывают деньги. | Содействовать развитию умения детей отличать монеты от банкнот, дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. | Беседа, наглядные пособия, игровые банкноты и монеты, чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». | |||
7-8. | Познавательный маршрут «Банкомат». Виртуальная экскурсия. | Бережное отношение к деньгам, первичные представления о хранении денег. Показать работу банкомата. | Беседа, наглядные пособия, игровые деньги, кошелек, арифметические задачи «Как посчитать и проверить деньги?», оригами «Кошелёк» | ||||
9. | Денежные знаки разных стран. | Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках. | Беседа «Денежные знаки разных стран», с/р игры: «Магазин», «Банк». | ||||
Тема: «Правила экономии» | |||||||
Ноябрь | 10. | Копейка рубль бережет. | Формировать навыки и привычки культурного и экономического поведения в быту. | Беседа, наглядные пособия, пословицы, загадки, д/и «Дешевле – дороже», «Товары и услуги». | |||
11. | Сколько заработал – столько и купил | Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. | Беседа, д/и «Магазин игрушек», с/р игра «Продуктовый магазин». | ||||
12. | Мои желания и возможности. | Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, понимание родительского «можно» и «нельзя» | Беседа, презентация, д/и «Хочу или надо». | ||||
13. | Заработная плата – оплата труда. | Формировать первичные представления о понятии «заработная плата-оплата труда» | Беседа, наглядные пособия, ситуационно-ролевая игра «Стоимость труда различна», чтение сказки «Выгодное дело». | ||||
Тема: «Товар» | ||||||||||||||||
Декабрь | 14. | Что такое товар. Мы покупаем товары в магазине. | Продолжать формировать начальные представления детей о понятии «товар», назначении денег (приобретении товаров), объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно. | Беседа, наглядные пособия, презентация, д/и «Что сегодня я куплю», «Что быстрее купят». | ||||||||||||
15. | Как Миша стал бизнесменом. | Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, семейный бюджет; | Беседа, чтение отрывка из книги «Экономика для детей», история 1, д/и. | |||||||||||||
16. | Как накопить на любимую игрушку? | Сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения. | Рассказ - беседа «Какие у нас потребности?», проблемная ситуация, д/и «Потребность – возможность», чтение сказки «Жадная старуха». | |||||||||||||
17. | Семейный бюджет. | Способствовать формированию представлений о семейном бюджете, расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие». | Беседа «Состав семейного бюджета», д/и «Какие бывают доходы?», чтение и обсуждение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», творческое занятие «Делаем копилку». | |||||||||||||
Тема: «Полезные финансовые навыки и привычки» | ||||||||||||||||
Январь | 18-19. | Путешествие в общественном транспорте. | Формирования нравственно-оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения. | Чтение художественной литературы, беседа, д/и, загадки, наглядные пособия. | ||||||||||||
20. | Приобрел вещь – умей с ней обращаться. | Научить уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др). | Беседа, д/и «Купи другу подарок», загадки, чтение художественной литературы, наглядные пособия. | |||||||||||||
Тема: «Увлекательный мир рекламы» | ||||||||||||||||
Февраль | 21. | Что такое реклама? | Создать условия для развития представления детей о рекламе. | Беседа, д/и, загадки, наглядные пособия. | ||||||||||||
22. | Как создают рекламу? | Создать условия для развития представления детей о том, кто и как создает рекламу. | Беседа, д/и, наглядные пособия. | |||||||||||||
23. | Рекламное агентство. | Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность, познакомить детей с понятием «рекламное агентство». | Беседа, с/р игра «Рекламное агентство», д/и. | |||||||||||||
24. | Моя реклама. | Создать условия для развития детского творчества, предложить детям составить собственную рекламу. | Беседа, д/и, наглядные пособия, презентация, конкурс на лучшую рекламу (рассказать о товаре). | |||||||||||||
Тема: «Предприятия торговли и их особенности» | ||||||||||||||||
Март | 25-26. | Мой город Ачинск. | Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях. | Беседа, д/и «Знаешь ли ты свой трудовой город», наглядные пособия. | ||||||||||||
27-28. | Предприятия города. Промышленные предприятия и экология. | Сформировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. | Беседа, наглядные пособия, д\и «Угадай, где продаются», отгадывание загадок о торговле, с/р игра «Супермаркет». | |||||||||||||
Тема: «Свой бизнес» | ||||||||||||||||
Апрель | 29-30. | Бизнес-план. Атрибутика. | Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить. | Беседа, составление бизнес-плана, д/и «Реклама», наглядные пособия, презентация. | ||||||||||||
31-32. | Рабочие места. Продукция. | Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция». | Беседа, загадки, презентация, наглядные пособия, с/р игра «Пекарня». | |||||||||||||
Тема: «Ярмарка» | ||||||||||||||||
Май | 33-34. | Наша мастерская. | Развитие эмоциональной сферы детей психологического комфорта. Развивать у детей желание изготавливать поделки для продажи. | Беседа, творческая деятельность, создание поделок для ярмарки, с/р игра «Ярмарка». | ||||||||||||
35. | Развлечение «В поисках клада» Подведение итогов. | Диагностика знаний и умений детей. | Беседа, закрепление материала, с/р игра «в поисках клада», анкетирование родителей «Мой ребёнок и финансовая грамотность» | |||||||||||||
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
3.2. Информационное обеспечение
- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? – онлайн-доступ : https://www/youtube.com/watch?=hpm8_gq4O-0
- «Профессии» – онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/kartinki-professii-dlya-detej.html
- Раскраски «Деньги» – онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-raskraski/raskraska-dengi
- Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников – онлайн доступ: https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov
- Комикс «История о рублике и его друзьях» /Министерство финансов Калининградской области – онлайн-доступ: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – онлайн-доступ: www.festival.lseptember.ru
- Дети и деньги– онлайн-доступ: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
- Ребенок и его мир – онлайн-доступ: www.worldofchildren.ru
- Интеллектуальный клуб. – онлайн-доступ: www.klubkontakt.net
- Cайт журнала «Семейный бюджет» – онлайн-доступ: http://www.7budget.ru
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» – онлайн-доступ: http://www.dostatok.ru;
- Журнал «Работа и зарплата» – онлайн-доступ: http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata
- Портал «Профориентир». «Мир профессий» – онлайн-доступ: http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php
- Сайт «Все о пособиях» – онлайн-доступ: http://subsidii.net/.
3.3. Методическое обеспечение
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. – 2003, №4. – С.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. – 2003, № 4. – С. 103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. – 2009, № 7. – С. 8.
- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009, № 8. – С. 63.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. – 2010, № 9. – С. 3-6.
- Воронина В.В. Школа юного экономиста. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: Детство–Пресс, 2013.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. – 2007. № 6.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. – 2008, № 11. – С. 75.
- Любимова Л.В. «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – М.: Издательсво «ациональное образование», 2021 – 144 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие. – СПб., 2001. – 130 с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М.О. Еремина [и др.] – Калининград: Калининградская книга, 2017.– 48 с.
- Шатова А.Д. – М.: Ювента, 2003.
тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4 • Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое развлечение по экологии для детей средней группы «Загадки мудрого Дерева»
Оригинальный сценарий экологического развлечения (авторская разработка), которое мы проводили в рамках проекта по экологии "В гостях у Мудрого Дерева". На празднике дети пели, танцевали, отгадывали за...

Сценарий итогового мероприятия в рамках тематической недели «Культура поведения», для детей средней группы. " Баба Яга в детском саду"
Данный материал представлен в вде сценария развлечения для воспитанников средней группы. В ходе данного мероприятия детив игровой форме закрепляют полученные ранее знания о культуре поведения.. ...

Тематическое занятие "Приключения Лесовичка" для детей средней группы
Тематическое занятие « Приключения Лесовичка».Дети под музыку входят в зал, встают лицом к зрителям.Ведущий: Снова осень за окошком, дождик сыплется горошком,Листья падают, шурша, как же о...
Конспект занятия по ПДД «Знатоки дорожной азбуки» для детей средней группы.
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреж...

Конспект спортивно - познавательного досуга по ПДД «Дорожная Азбука» для детей средней группы
формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге....

Сценарий спортивного развлечения «Дорожная Азбука» для детей средней группы
Сценарий спортивного развлечения «Дорожная Азбука» для детей средней группыЦель: Формирования осознанного отношения к своему здоровью, через соблюдение правил дорожного движения. ...

Физкультурное развлечение «Дорожная Азбука» для детей средней группы
Физкультурное развлечение «Дорожная Азбука» для детей средней группы ...

