Проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Цель проекта: Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей ​ современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.  Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.  Данный проект будет реализован с воспитанниками Филиал МБДОУ «Детский сад №16»

 

Задачи:

        1.Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; 

        2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников  посредством разнообразных видов детской деятельности; 

3.Совершенствовать коммуникативные качества детей;

4.Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. 

5.Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.  Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);  воспитатели группы;  родители. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansist_2024_podgotovitelnaya.docx883.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад № 10» города  Алейска Алтайского края

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Маленький финансист»  подготовительная группа.

Воспитатели:

Е.Н.Шершнева

2024г.

Цель проекта: Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей ​ современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.  Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.  Данный проект будет реализован с воспитанниками МБДОУ «Детский сад №10»

Задачи:

        1.Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;  

        2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников  посредством разнообразных видов детской деятельности;  

3.Совершенствовать коммуникативные качества детей;

4.Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.  

5.Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.  Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);  воспитатели группы;  родители.  

Сроки проведения проекта: долгосрочный

2024 - 2025 учебный год.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Место реализации проекта: Группа «Ягодка» МБДОУ «Детский сад №10»  

Оборудование: компьютер, интернет, фотографии, наглядный материал, Д/И. Книги.

 Методы и приемы:

организационные, мотивирующие, словесные, игровые, наглядные.

Актуальность.  Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

 Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности.

Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.  

Финансовое просвещение и экономическое воспитание  сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.  Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.  Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста и родителей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Предполагаемые результаты. По завершению проектных мероприятий дети могут:  

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

 2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.  

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.  

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

 5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей  

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.  Критерии и показатели эффективности проекта.

Форма проведения:

- проблемные  ситуации

- дидактические игры

- беседы;

- экскурсия

- экспериментирование

- рассматривание иллюстраций , просмотр мультфильмов

- чтение художественной литературы

-Презентации

-работа с родителями

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

- Организационный:  изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта:  Шатова А. Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет.  Шатова А. Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников».  Шатова А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников».  Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».  Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.  Создание развивающей среды по теме.

         Основной этап.

 Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий  и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы,  дидактические игры,  решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

Завершающий этап.

Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.

 На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности.

 На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

 Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Работа с родителями

- участие родителей в проекте

- консультации и рекомендации для родителей.

- изготовление копилки

- изготовление дидактических игр и атрибутов.

Результативность проекта: реализации проекта являются следующие критерии:  

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

 2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

 3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.  

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах

5. Авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

6. Правила поведения в реальных жизненных ситуациях.  

                     

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цель

Форма проведения

Сентябрь

«О труде»

«Какие ошибки допустил художник»

К.Д. Ушинский «Два плуга»

«Моя будущая профессия»

«Выбор профессии»

Сформировать и закрепить  у детей  представление о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых

Развивать внимание, логическое мышление

Формировать умение четко отвечать на поставленный вопрос

Развивать творческие способности и фантазию у детей

Развивать у детей ловкость, скорость реакции и умение бросить и ловить мяч; быстро реагировать и отвечать на вопросы

Беседа

Дидактическая игра

Чтение

Рисование

Подвижная игра

Октябрь

«В общем о деньгах»

«Приключение монетки»

«История денег  в России»

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Сформировать  и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Сформировать представление о денежных знаках нашей страны

Расширить знание детей о деньгах, эволюции форм денег

Формирование финансовой грамотности у детей

Беседа

Занятие

Беседа

Экспериментирование

Ноябрь

В.Б. Минина «Доверчивый зайчик»

«Оцени поступок»

«Домик, где живут деньги»

«О какой сказке идет речь»

Формировать умение отвечать на вопросы.  Расширить знание детей о бережном отношении к деньгам.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Развивать мелкую моторику

Формировать умение детей работать в команде

Чтение

Дидактическая игра

Оригами

Викторина

Декабрь

«Реклама»

Г.Х.  Андерсен  «Новое платье короля»

«Пиццерия для всей семьи»

«Кто долго спит,

тот денег не скопит»

Сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе

Формировать умение четко отвечать на поставленный вопрос

Сформировать у детей много аспектное представления общественного питания

Познакомить с финансовой грамотностью

в мудрости народной

Беседа

Чтение

Сюжетно ролевая игра

Беседа. Разучивание пословиц

Январь

«Как мужик корову продавал»

«Моя любимая реклама»

«Что важнее?»

Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи разными способами получения дохода, развивать смекалку, умение предвидеть результат.

Развивать творческие способности и фантазию у детей

Формировать умение  дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Просмотр мультфильма

Рисование

Дидактическая игра

Февраль

Н. Носов «Заплатка»

«Мастерская по ремонту книг»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Купи подарок другу»

Формировать умение четко отвечать на поставленный вопрос

Прививать бережное отношение к книгам.

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Формировать умение подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Чтение

Труд

Беседа

Дидактическая игра

Март

«Дом, где живут деньги»

«Сбербанк»

«Уроки тетушки совы»

«Хорошо – плохо»

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Закреплять знания воспитанников о работе Банка

Формировать умение экономить деньги

Закрепить основы экономических навыков и привычек в быту у детей.

Экскурсия

Сюжетно ролевая игра

Просмотр мультфильма

Игра - эстафета

Апрель

«Как экономить деньги?»

«Копилка своими руками»

К. Чуковский «Федорино горе»; русская народная сказка «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко»

«Семейный бюджет»

 Формирование основ экономической культуры детей дошкольного возраста

Учить  детей самостоятельному изготовлению копилки из разного подручного, бросового материала, дополняя её аппликацией из цветной бумаги, скрап бумаги, мелких украшений и других материалов

Расширять представление о домашнем труде, формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности

Познакомить с понятием «бюджет», элементами семейного бюджета

Беседа

Совместная работа детей и родителей

Чтение

Беседа

Май

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

«Потребность–возможность» 

Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности

«Путешествие в страну Экономика»

Формирование у детей полезных навыков и привычек в быту

Дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Повышения  финансовой грамотности через изобразительное искусство

Научить выделять главное направление использования денег

Беседа

Дидактическая игра

Раскрашивание раскрасок

Занятие

Список литературы:

1.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

5.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

6.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

7.Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы:

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

Приложение:

Экспериментирование: «Монета, банкноты, пластиковые карты»

Цель: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Оборудование:

  •  столы;
  •  стулья по количеству воспитанников;
  •  мяч;
  •  несколько копилок разных по форме, из разных материалов;
  •  кошельки разные по форме, цвету и содержанию;
  •  копилка с набором разных монет и банкнот;
  •  оборудование для экспериментирования (ёмкость с водой, бумага по размеру бумажных денег);
  •  салфетки бумажные, салфетки влажные;
  •  ноутбук, проектор, экран;
  •  мобильный телефон с приложением «Банкноты 2017»;
  •  пластиковые карты;
  •  бумага и средства для рисования (карандаши, фломастеры, восковые мелки и другое).

Ход занятия:

На столе стоят копилки из разных материалов и разных размеров, накрытые тканевой салфеткой.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. А чтобы узнать, что под салфеткой, отгадайте загадку:

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Зверушка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

Что это такое? (Копилка.)

Копилки бывают разные тряпочные, меховые, стеклянные, пластмассовые, металлические.

Воспитатель демонстрирует копилки, рассматривая с детьми.

На что похожа копилка? А эта? Из чего сделана? Для чего же нужны копилки? (Копить деньги.)

Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Расскажите мне, зачем нужны деньги? Я начну предложение, а вы продолжите: «Деньги нам нужны для того, чтобы…»

Возможные ответы детей:

  •  покупать продукты;
  •  оплачивать бытовые услуги;
  •  оплачивать развлечения (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
  •  оплачивать услуги (уточнить, каких именно);
  •  оплачивать проезд на транспорте;
  •  покупать подарки;
  •  оказать помощь нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а копилка у нас не простая, с сюрпризом. Чтобы было всем всё видно, давайте сядем за столы. Смотрите.

Это что такое? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета? (Круглая, металлическая) Возьмите по несколько монет, потрясите в руках. Что слышите? (Звенит.)

Посмотрите на монеты. Они одинаковые? Чем отличаются? Да, монеты разные, разного достоинства.

У нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Что это? Ответы детей

Воспитатель: Тоже деньги. Как можно назвать эти деньги? (Банкноты, купюры.)

А какие они? (Бумажные, прямоугольные, шуршат.) Они одинаковые или разные? Что можно сказать о банкнотах (Тоже разного достоинства.) Посмотрите, что изображено на банкнотах.

На каждой купюре нарисован герб России - двуглавый орел. А также цифры, обозначающие достоинство купюры. На всех купюрах изображены достопримечательности российских городов.

На пятидесятирублевой банкноте изображены достопримечательности г. Санкт-Петербург. Ростральная колонна с фигурой женщины и Петропавловская крепость. На оборотной стороне - здание, расположенное на набережной реки Невы.

Сторублевая купюра носит изображение Москвы. На оборотной стороне находится здание Большого Театра и площадь перед ним, а на лицевой - скульптура с Большого Театра.

Hɑлuцeʙoйϲтoрoнe 200-рyблeʙoй бɑнĸнoты — Пɑмятнuĸɜɑтoплeннымĸoρɑблям ʙ Ceʙɑϲтoпoлe, нɑeёoбoрoтe — ʙuднɑXeрϲoнeϲTɑʙрuчeϲĸuй.

Представителем купюры номиналом 500 рублей стал город Архангельск. На лицевой стороне изображен памятник Петру Первому, расположенный на фоне парусника и морского вокзала. На оборотной стороне купюры виднеется Соловецкий монастырь. Он является одной из величайших российских святынь.

На купюре в 1000 рублей изображен город Ярославль, а именно: на лицевой стороне - памятник Ярославу Мудрому, а на оборотной - храм Иоанна Крестителя.

Лицевая сторона 2000 рублей - Русский мост; оборотная сторона - Космодром «Восточный». Это символы Дальнего Востока.

Если скачать приложение на телефон, то на двухтысячной и двухсотрублёвой купюре изображение оживает. Хотите посмотреть?

Если купюры ожили, то это значит деньги настоящие, не поддельные.

Вот сколько интересной информации содержат банкноты. Подробнее о достопримечательностях мы поговорим в другой день.

Положите на одну руку монету, на другую – банкноту. Скажите, что легче? Как вы думаете, почему?

Да монеты тяжелее бумажной купюры, т.к. сделаны из металла. Как вы думаете, деньги тонут? Давайте проверим. Положите монету в ёмкость с водой. Что произошло? Что можно сказать о металлических деньгах? Вместо бумажных денег возьмём бумажный листочек и опустим его в ту же ёмкость, что и монету. Что произошло? (Бумага намокла и плавает.)

Возьмите в руки мокрый листочек. Что можно о нём сказать? А если попробовать потянуть за края? Ответы детей (Легко рвётся.)

Воспитатель: А монета порвётся? Достаньте её из воды, попробуйте порвать, поломать. У кого получилось? Как вы думаете, почему? Ответы детей (Сделана из металла.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Ответы детей (Металлические деньги прочные, но тяжёлые. Бумажные деньги лёгкие, но не прочные.)

Вы правы, с бумажными банкнотами нужно обращаться аккуратно, потому что она может порваться, и будет непригодна к использованию.

Вытирайте руки салфетками, выходите из-за стола. Предлагаю поиграть в игру «Дополни». Я буду кидать вам по очереди мяч и называть признак монеты, а вы назовите противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Ребята, а в чём ваши мамы и папы носят деньги? Ответы детей (В кошельке.) У меня тоже есть кошелёк и не один. Хотите, покажу? Садитесь на ковёр. (Раздаю кошельки.) Какого цвета бывают кошельки? Из чего сделаны? Настя, расскажи, что есть у тебя в кошельке? Сколько там отделов? Саша, а в твоём кошельке сколько отделов? Ваня, какие деньги удобно хранить в твоём кошельке? Ответы детей

Как вы думаете, для чего в кошельках есть прорези? Ответы детей Банкноты туда можно положить? Удобно их туда укладывать? Ответы детей (Неудобно.) А монеты входят? (Много не положишь, вытаскивать сложно.)

Ребята, бумажные купюры и металлические монеты есть у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Попробуем вложить карту в прорезь. Как вы думаете, удобно карту хранить здесь? Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них Ответы детей (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (Можно забыть пароль.)

Мы с вами сегодня работали с деньгами, а они грязные, потому что, деньги находятся в каждых руках, поэтому, я предлагаю протереть руки салфетками.

Ребята, в начале нашей беседы о копилках, мы сказали, что деньги можно копить, а как вы думаете, как можно копить деньги?

(Складывать в копилку, открывать счета в банке, не покупать то, что не надо, покупать, необходимое, экономить.)

Правильно, а как правильно экономить, я приглашаю вас посмотреть мультфильм в нашем мини-кинотеатре.

Просмотр фрагмента мультфильма «Уроки Тётушки Совы».

Беседа по содержанию: Напомните мне, как мы можем экономить деньги каждый день?

Ребята, как вы думаете, ваши родные и близкие люди (мамы, папы, сестрёнки, братишки) знают правила экономии? Как мы можем рассказать им об этой важной теме, да чтобы ничего не забыть? (Нарисовать и подарить родителям.) Как они могут звучать? Давайте мы эти правила назовем (выключать воду, выключать электричество, выключать телевизор, быть бережливым, ненужные вещи не выбрасывать, а предложить тем, кому они пригодятся).

Итак, вы решили, что нарисуете? Выбирайте, чем вы будете рисовать (фломастеры, восковые мелки, карандаши) и приступайте к работе…

(знакомство с пословицами)

  • Человек рожден для труда.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что потрудился, то и поел.
  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Наше счастье в общем труде.
  • Кто трудится, тот и пользуется.
  • Без труда нет добра.
  • Трудовая денежка — мозольная.
  • Труд кормит и одевает.
  • Не замочив рук, не умоешься.
  • Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.
  • Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
  • Без хорошего труда нет плода.
  • Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  • Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
  • Зажиточно жить — надо труд любить.
  • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
  • Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
  • Труда много, а добычи мало.
  • В труде победить — мир укрепить.
  • В труде рождаются герои.
  • Где труд, там и счастье.
  • Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
  • От бессонницы трудом лечатся.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
  • Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
  • Тот ничего не боится, кто честно трудится.
  • Без труда в саду нет плода.
  • Без труда и отдых несладок.
  • Без труда и палку не выстругаешь.
  • Без труда не проживешь.
  • Без трудностей труд немыслим.
  • Без успеха в учебе нет успеха в труде.
  • Без учебы и труда не придет на стол еда.
  • Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
  • Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
  • Благо жизни — в труде.
  • Бог труды любит.
  • Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  • Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
  • Быт здоровый — труд толковый; быт плохой — и труд такой.
  • В народе тот не забудется, кто честно трудится.
  • В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет.
  • В труде — наше счастье.
  • Вдохновение приходит во время труда.
  • Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.
  • Всякая борозда труд любит.
  • Всякий труд достоин награды.
  • Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
  • Где охота и труд, там поля цветут.
  • Где труд, там и правда.
  • Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.
  • Для добра трудиться — есть чем похвалиться.
  • Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
  • Если труд — удовольствие, то жизнь — наслаждение.
  • Живи своим умом, а честь расти трудом.
  • За труд не бьют, а награды дают.
  • За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.
  • За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.
  • Землю солнце красит, а человека — труд.
  • Знание и труд новый быт дают.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Каков трудовой счет, таков и почет.
  • Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

«Не имей сто рублей,

а имей сто друзей»

Цель: выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Оборудование:

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, послушайте:

ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ

Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

Есть ли у вас друг? Тогда вы можете мне сказать, кого мы называем другом?

Зачем нужна дружба? Как проверяется дружба?

Воспитатель: Дружба – главное чудо. Всегда с ней любая беда – не беда.

Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

•На ощупь?

•На вкус?

•Как пахнет?

•Какого она цвета?

•С какой погодой ее можно сравнить?

(Воспитатель записывает выводы детей на магнитной доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

Дружба бывает разная.

Воспитатель:

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении

«Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Воспитатель:

Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Воспитатель: Что такое дружба, по мнению автора?

Воспитатель: С какими его мыслями следует согласиться?

Воспитатель: А с чем вы не согласны?

Работа в группах.

Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

–А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: «Как бы я поступил?».

1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

2. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

После обсуждения в группах. Заслушиваются варианты ответов. Обсуждаются другие решения проблемы.

Воспитатель:

Ребята, работали вы дружно. И, как мне кажется строки стихотворения вам очень подойдут.

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших славных дел.

Обсуждение

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Беседа с детьми «Семейный бюджет»

Задачи:

1) познакомить с понятием «бюджет», элементами семейного бюджета;

2) познакомить с понятием «расходы»;

3) воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить

деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши

желания и потребности.

Воспитатель: У каждого из вас ребята есть семья. Из кого она

состоит? (ответы детей). Совершенно верно семья это мама, папа, бабушка

и дедушка, братья и сёстры. А где живет ваша семья? (ответы детей.) А какие вещи есть у вас в домах? (мебель, техника) А что любят готовить на

обед в вашей семье? (ответы детей). Ребята, что бы иметь дом или

квартиру, хорошую мебель и технику, чтобы хорошо кушать, что нужно? Что

необходимо иметь? (ответы детей)

Воспитатель: Для того чтобы иметь все, что нас окружает, необходимо

иметь деньги. Что же такое деньги? (ответы детей) Заглянем в нашу

энциклопедию и прочитаем. Деньги – это средства обмена. Где берут

деньги? Где зарабатывают деньги ваши родители? Кем они работают?

Ваши родители за свой труд они получают заработную плату.

Мы с вами выяснили, откуда в вашу семью поступают деньги — это

заработная плата папы и мамы. Если сложить вместе их заработную плату,

получится семейный бюджет.

Подумайте, на что в вашей семье в первую очередь расходуют

месячный бюджет. Это то, на что мы тратим деньги. На что ваша семья

тратит деньги? (ответы детей) Расходы бывают

обязательными (основными) и необязательными (неосновными). К основным

расходам относятся плата за квартиру, коммунальные услуги (газ,

электроэнергия, вода, продукты питания, одежду и обувь, проезд на

транспорте). К неосновным расходам относится приобретение товаров, без

которых можно обойтись. Есть еще товары длительного

пользования (дорогостоящие вещи — машина, холодильник, пылесос,

мебель).

Для того, чтобы семье купить дорогую вещь, нужно каждый месяц

откладывать из бюджета определенную сумму.

А теперь поиграем в игру «Расходы»

Правила игры: Ведущий бросает мяч и называет расход. Если он основной

ребенок ловит мяч и обоснует свой выбор. Если расход не основной ребенок

мяч отбрасывает, но тоже обоснует свое действие.

Воспитатель: Что бы правильно распределить семейный бюджет, нужно

продумать свои расходы. Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей)

Конспект занятия «Путешествие в страну Экономика» [5]

Задачи:

Научить выделять главное направление использования денег людьми.

Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.

Расширять знания о производителях товаров и услуг

Упражнять детей в решении экономических задач.

Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.

Беседа на тему «Не все покупается и продается»

Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…

Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толст­ой «Приключения Бура­тино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.

Заучивание пословиц по теме

Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.

Материал:

ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное  оборудование. ​

Ход

В-ль:​ Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети:​ Да. ​

В-ль:​ А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети:​ перечисляют виды транспорта.

В-ль:​ Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик­-Хоттабыч?

Дети:​ на ковре самолете. ​

В-ль:​ Давайте сегодня отправимся в путе­шествие на «ковре – самолёте»

(Дети встают на ковер самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль:​ Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.

Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом ​ Вы найдёте задания. ​ Желаю удачи! ​ Гном Эконом»

В-ль:​ Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание.​ (Называем цифру, лопаем шар)

В-ль:​ Первая остановка ​ называется​ «Бюджетная».​ На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети:​ Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

В-ль:​ Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?

Дети:​ Крокодил Гена получал зарплату.

В-ль:​ Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети:​ папа, мама, бабушка…

В-ль:​ За что они получают зарплату?

Дети:​ за выполненную работу(дети читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел

Чему ​ я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

В-ль:​ Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?

Дети:​ Чебурашке за учебу платили стипендию ​ (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

В-ль:​ Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети:​ Старуха Шапокляк получает пенсию​ (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

В-ль:​ Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети:​ продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

В-ль:​ Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети:​ доход будет больше.

В-ль:​ Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10)­(Весь рассказ сопровождается показом картинок

и выкладыванием монеток в общий «кошелек­»)

В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас ​ я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Лопаем шар под цифрой 2. ​ Остановка​ «Денежная».​ На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети:​ люди получают деньги за свой труд.

В-ль: Для чего нужны деньги?

Дети:​ купить продукты,​ заплатить за квартиру,​ заплатить за лечение,​ заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр,​ сходить в кафе,​ оплачивать проезд в транспорте

В-ль:​ Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зове­тся,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….­(товар)

В-ль:​ ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети:​ Нет.

Игра «Что продается, что не продается»[с­м. приложение № 2]

В-ль:​ Вы замечательно справились с заданием, ​ отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль:​ Третья остановка называется​ «Трудовая»

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом ​ просят, чтобы вы назвали​ пословицы о труде, которые они придумали?

(за правильные ответы дети получают монетки)

Дети: [3]

Каков работник, такова ему и плата.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

В-ль:​ Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем​ в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)[3]

Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?

Кто билеты проверяет, без билетных выгоняет?

Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

Кто границы охраняет и наш сон оберегает?

Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

В-ль:​ Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»

[см. приложение № 2]​ (Дети подбирают к картинке профессии - ​ его результат труда)Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы­.)

В-ль:​ Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. ​ И пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей.  Дети под музыку улетают на ковре самолете)

Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги

и потратить их в «Магазине»

(Игра «Магазин)

Дети соотносят количество монет с ценой товара и

покупают один предмет или несколько.

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Кто трудится, кто играет»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

«Угадай, где продаются»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Дидактическая игра «Третий лишний» (деньги)

        Цели: закрепить знания детей о многообразии денег,  развивать память, быстроту реакции.

        Ход игры: Воспитатель показывает  (деньги монеты.  Кюпюры, и что то еще ), одно из которых «лишнее». Дети должны определить, какое из них «лишнее» .

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

        Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

        Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»  города Алейска Алтайского края

Консультация для родителей

«Финансовая грамотность детей.

Дайте ребенку знания о деньгах»

https://www.dengiest.ru/wp-content/uploads/2015/10/Dengiest_830_3187032-825x864.jpg

Воспитатель:

 Шершнева Елена Николаевна

Финансовая грамотность детей.

Дайте ребенку знания о деньгах.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными. 

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать, уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.        
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/13/s_5a09d6a9e6cfe/741751_2.jpeg

До школы. 

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.        

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. 

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

https://img2.labirint.ru/books/572470/scrn_big_1.jpg

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант. 

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»  города Алейска Алтайского края

Консультация для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

C:\Users\User\Desktop\573e6131-fabb-5504-8f2a-c90087612ab0.png

Воспитатель:

 Шершнева Елена Николаевна

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотнос­ть?[1]

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

​ Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от​ 5 до 7 лет​ необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс

их размена и момент выдачи сдачи.

В период от​ 7 до 9 лет​ следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе.

Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Возьмите ребенка в банк.

Поговорите с детьми о вложении денег.​

Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.​

Научите детей зарабатывать деньги.

Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.​

Покажите ребенку, как ​ пользоваться кредитной карточкой.​

Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.​

Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»

Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...

«Финансовая грамотность» Проект по финансовой грамотности для детей

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСКМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17 143441, Россия, Московская область, г. Красногорск,   деревня Путил...

Проект по финансовой грамотности «Финансовая азбука для дошкольников»

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

Проект по финансовой грамотности "Тропинка финансовой грамотности"

Институциональный проект по финансовой грамотности с применением интерактивной онлайн квест игры "Знатоки финансов"....