Детская агрессивность
консультация по психологии

Филиппова Олеся Сергеевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_vopros_9.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессивность, ее причины и способы коррекции агрессивного поведения.

1. Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе и приносящее физический или моральный ущерб людям или другим живым объектам и вызывающее у людей дискомфорт.

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивное поведение – поведение, направленное на причинение вреда  одушевленному или неодушевленному объекту. Это самое распространенное поведение среди детей дошкольного возраста, так как это быстрый способ достижения цели.

Агрессия бывает нескольких видов: физическая, вербальная, направленная, ненаправленная и аутоагрессия.

2. Исследования по проблеме.

Исследованием агрессивности детей занимались: Запорожец А.В., Завражец С.А., А.М. Матюшков.

3. Причины агрессивного поведения:

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:
1. Чувства
страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин.

В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску.

Если первый опыт взаимодействия ребенка с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, в будущем это чувство может перерасти в недоверие ко всем и ко всему, для ребенка любое проявление извне будет означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

Если ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить.

Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда родители изо дня в день ссорятся, у ребенка возникает ощущение приближающейся катастрофы. Даже если в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят "за закрытой дверью", ребенок все равно чувствует напряженную атмосферу. Любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого


2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний,
запретами на удовлетворение определенных потребностей.
Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.

Во-первых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания. И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная.

С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти ребенка, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что его любят.


3. Отстаивание своей личности, территории,
обретение независимости и самостоятельности.

Третья причина - это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети - это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.

В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость.

Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь. Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

4. Диагностика и коррекция агрессии.

На первом, диагностическом, этапе выявляются причины агрессии с помощью следующих методик.

Методы определения причин агрессии:

  • Наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях и свободной игровой деятельности;
  • Тест руки «Handtest» (методика Ваннера) (ребенок должен сказать, что делает рука);
  • Тест Розенцвейга (ребенку представляются различные ситуации, кого он в них обвиняет – себя или других);
  • Методика «Подставь лицо» Тэмми, Дарси (для определения, сочетается ли агрессивность с тревожностью);
  • Опросник Баса, Дарки (позволяет определить вид агрессии);
  • Наблюдение за невербальным поведением ребенка в игре. Методика Н.В.Клюевой, И.В.Ривинновой;
  • Методика Рене Жиля (ребенок должен найти себя на картинке).

Методики для родителей:

Тест Ф.Д.Миллера «АСВ»;

Методика Варга/Столина;

Анкета Хельбрюгеля для выявления эмоционально-личностных проблем детей.

Методики для педагогов:

Анкета «Признаки агрессивности» Лютова и Монина

«Handtest» Ваннера

На основе методик ставится психологический диагноз о причинах агрессивного поведения ребенка.

Второй этап. На основе диагностики и психологического диагноза психолог разрабатывает коррекционную программу, которая содержит 2 части: педагогическую (проводится вместе с родителями и педагогами) и психологическую (проводится вместе с психологом).

Особенности коррекционной работы:

  • Коррекция ребенка должна вестись параллельно с работой со взрослыми (родителями и педагогами);
  • Основные направления: изменение негативной установки на позитивную, изменение стиля взаимоотношения с детьми;
  • Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие у них коммуникативных умений.

Задачи психолого-коррекционной работы:

  • Развивать умение понимать эмоциональные состояния;
  • Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • Обучение ауторелаксации, обучение способностям снятия напряжения;
  • Развитие навыков общения;
  • Формирование позитивного самовыражения.

Методы коррекции:

  • Если недостаток активности – подвижные игры, эстафеты;
  • Если низкий уровень развития коммуникативных и игровых навыков – игры на понимание эмоциональных состояний других людей и своих собственных, подвижные и сюжетно-ролевые игры, обучение приемам саморасслабления и обучение коммуникативным навыкам;
  • Если присутствует косвенное стимулирование агрессивности (передачи, игрушки), то воспитатели и психолог должны препятствовать появлению этих игрушек в д/с или направлять их в позитивное русло;
  • Проигрывать и программировать различные сюжеты мультфильмов и сказок;
  • Использование элементов арт-терапии/сказкотерапии и взаимного доверия;
  • Тренинг взаимодействия родителей с детьми с целью установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми.

Третий этап.

Проведение повторной диагностики с целью определения уровня агрессивности ребенка после проведения коррекционной работы. Проводится через 4-5 месяцев после проведения коррекционной программы. Если положительные изменения сохранились, то, значит, коррекционная программа была эффективной.

5. Рекомендации родителям:

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Также не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит – надо обнять его, прижать к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что родители способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

5. Необходимо уважать личность в ребенке, считаться с его мнением, воспринимать всерьез его чувства. Надо предоставлять ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время показывать ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, ему готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

6. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

7. Важно не забывать хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, нужно сделать все, чтобы закрепить эти усилия. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

8. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

9. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

10. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, можно сочинить вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создавать ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

11. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

6. Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми.

  1. никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  2. общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
  3. в открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  4. останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  5. обсуждайте поведение только после успокоения.
  6. выясняйте, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.

      7.    перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.

      8.   «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

  1. плохое настроение не разряжать на нем.
  2.  найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....