Психогимнастика- как один из методов психопрофилактики и психокоррекции в работе с детьми дошколного возраста.
консультация по психологии

Казьмина Елена Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Картотека игр по психогимнастике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар по психогимнастике23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7

Семинар-практикум для педагогов

Психогимнастика – как один из методов психопрофилактики и психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста

Подготовила: педагог-психолог

Е.В.Казьмина

Цель: раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Разминка – погружение

Время: 2 мин.
Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале своего выступления хотелось бы узнать:

У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

Улыбнитесь те, у кого в нашем коллективе есть друзья;

Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

Кивните головой те, кому интересно что будет дальше.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Эти задачи решают Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:

Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми

Релаксация

Музыкатерапия

Сказкатерапия

Психогимнастика

Цветотерапия

Песочная терапия

Ароматерапия

Танцевальная терапия

Сегодня более подробно познакомлю вас с психогимнастикой

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и психокоррекции.

Хотя именно психогимнастика наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Основная цель психогимнастики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятийпсихогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими; Это - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Общей задачей  является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым характером.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе со здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Основные задачи

-создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения(мимикой, жестом, пантомимикой).

-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.

-выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

-знакомство с различными эмоциями, способами выражения эмоций, обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций.

-обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Основные методы

Этюды.

Упражнения(творческого и подражательно-исполнительского характера).

Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.

Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Аутотренинг(с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Организация психогимнастических занятий

Занятия носят психопрофилактический характер и проводятся со всеми детьми группы, начиная со 2-х младших и включая подготовительные группы.

Принципы работы

Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

В завершении своего выступления предлагаю поиграть.

Упражнение «Толстое стекло»

Цель: Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает словосочетание или часто употребляемую пословицу (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует двоих участников (лучше, если добровольно), которым сообщается загаданное словосочетание. Последний должен изобразить это словосочетание только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

В обсуждении:

было ли трудно показывать?

как себя чувствовали?

какие чувства возникают по окончанию игры?

Литература:

Е.А. Алябъева. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2003.

Н. Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера,2002.

Психогимнастика в тренинге. Под ред Н.Ю. Хрящевой, изд.Речь, 2014г.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ.

Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Собака принюхивается. (3-4 лет)

 Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе.  Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Ласка. (3 – 4 лет)

 Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся толовой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок»                                                              

Лисёнок боится (для детей 3-4 лет).

Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет).

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: Нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперед.

Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет).

У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика:Жевательные движения, улыбка.

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ.

Тише! (для детей 3-4 лет).

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Ваське стыдно (для детей 3-4 лет)

Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, спать укладывала.

Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу на пол.

Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

Уходи! (для детей 3-4 лет).

Ребёнок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

Иди ко мне (для детей 3-4 лет).

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу..

Молчок (для детей 3-4 лет).

Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок-

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка – скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую–нибудь знакомую песенку.

Что слышно? (для детей 3-4 лет).

Предлагается детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просят рассказать, что они слышали.

Доброе животное (для детей 3-4 лет).

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд. Выдох –все делают 2 шага назад.

Запомни своё место (для детей 3-4 лет).

Дети стоят в кругу или разных углах помещения. Под музыку все разбегаются в разные стороны, с её окончанием все должны вернуться на свои места.

Вот так поза (для детей 3-4 лет).

Ведущий принимает любую позу. Играющие, посмотрев на неё, должны запомнить и затем воспроизвести её.

Воздушный шарик (для детей 3-4 лет).

Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.

Позови ласково (для детей 3-4 лет).

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

Смелый заяц (для детей 3-4 лет).

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения. Поза: положение, стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: Уверенный взгляд.

Молчок (для детей 3-4 лет).

Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок-

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка – скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую–нибудь знакомую песенку.

Стрекоза замёрзла (для детей 3 - 4 лет).

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не нанесла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно,

Ой-ей-ей ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть.

Пустите погреться

И дайте поесть.

Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами.

Кузнечик (3 – 4 лет)

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.

«Волшебный стул» (3 – 4 лет).

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет).

У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика:Жевательные движения, улыбка.

Этюды на расслабление мышц

«Качели»

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.

«Петрушка прыгает»

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

«Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят неко¬торое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая — очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно — расслабление приятно!

«Летний денек».

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

Этюды на тренировку отдельных групп мышц:

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне.(С.Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.

«Сосулька»

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет – гвоздь упадет.(В. Селивестров)

Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время третьей и четвертой – роняют расслабленные руки и приседают.

«Слон».

Поставить устойчиво ноги, затем представить себяслоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол.

Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов аппликации и рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности- повышает мотивацию ребенка; - развивает мелкую моторику пальцев рук;- раскрывает творческий потенциал;- уско...

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных методов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ «Мы умные, активные, спортивные»

Цель проекта:-Основная цель – снижение заболеваемости детей.-Охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.-Профилактика различных заболеваний путём использования игрового специального ...

Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогае...

Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошколного возраста

Для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического развития, повышения защитных свойств организма, улучшения физической  и умственной  работоспособности  посредств...