«Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ»
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)

Поршнева Юлия Викторовна

В статье говорится о позитивном и негативном влиянии телевидения на эмоциональное состояние детей, в частности, детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ»

        Телевизор стал "членом" каждой семьи, едва переступив порог дома, мы спешим включить заветный ящик. Постоянно включенный телевизор стал во многих семьях обычным делом, его и не смотрят, но и не выключают. Лавина чужих мыслей и ненужной информации врывается в дом через телевизор, который имеется на кухне, в зале, а у некоторых даже в спальне и детской. К сожалению, зависимость от голубого экрана накрыла не только взрослых, но и детей. Занятые домашними делами взрослые не очень сильно страдают от шума телевизора, они привыкли фильтровать информацию. А детей крайне трудно оторвать от экрана, они стараются увидеть и услышать все, что вещают. Как известно, ребенок впитывает все, как губка. Зря родители думают, что их ребенок, играет и совершенно не обращает внимания на включенный телевизор. Постоянно работающий телевизор в комнате, где находится ребенок, крайне вреден для его здоровья. Непрекращающийся фоновый шум приводит к раздражительности ребенка и является главной причиной плохого сна и капризов детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        ТВ формирует у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями экрана, ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

        Для многих детей и детей с ОВЗ телевидение является важным способом организации досуга, основным развлечением. У популярности телевидения есть и экономическое объяснение. В настоящее один билет в цирк стоит примерно от 400 рублей и выше, в то время как просмотр минимум 20 телеканалов в течение месяца обходится намного дешевле. Для родителей телевизор становится нянькой, занимающей, развлекающей и обучающей их детей при минимальных финансовых вложениях и усилиях с их стороны. Дети отдают медиапотреблению фактически все свободное время, оставшееся после обучения в школе и выполнения домашних заданий, после прихода из детского сада. «Под телевизор «вкуснее есть» и «интереснее жить». Он «не напрягает», дает возможность расслабиться». Более того, для многих детей и детей с ОВЗ телевидение становится своеобразным «окном в мир». Исследователи не раз доказывали зависимость развития мышления ребенка от интеллектуальной насыщенности телепрограмм, а также роль демонстрации насилия на телеэкране в возникновении агрессивных форм поведения.

        В условиях, когда телевидение почти непрерывно присутствует в жизни, естественной становится «всеядность» потребителей и связанная с ней реакция на аудиовизуальный контент. Юным зрителям сегодня одинаково интересны самые разные фрагменты информационного потока: сцены стрельбы и насилия, романтические и героические эпизоды – все это вызывает одинаковую по силе и схожую по своей природе реакцию.

        Родителям юных зрителей следует учитывать ряд факторов, связанных с особенностями эмоциональной сферы детей с ОВЗ:

-неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания;

-частая смена настроения;

-повышенная тревожность, склонность к страхам;

-нестабильность эмоциональных контактов;

-чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности, агрессии.

        Взрослым в целом стоит иметь в виду, что постоянно включенный телевизор может оказать негативное влияние на их ребенка:

1. Негативным результатом просмотра телевизора у детей по-прежнему остается переутомление, поскольку телевизионные программы буквально переполнены красочными образами, постоянно сопровождаются музыкой и движением. Чрезмерное внимание к подобной информации и заинтересованность в ней оборачивается телевизионной зависимостью.

2. В ряду отрицательных эффектов стоит также пассивный характер потребления и развлечения, предлагаемых телевидением. Это свойство, нейтральное для других аудиторных групп, плохо сказывается на детях с ОВЗ: способствует снижению мыслительной активности, формирует ощущение непричастности к происходящим событиям и, чрезмерно настойчиво предлагая детской аудитории роль стороннего наблюдателя, снижает ее деятельностный потенциал. В результате, дети меньше фантазируют, не способны к самоуглублению, концентрации внимания и часто мало чем интересуются.

3. На эмоциональном состоянии детей, также негативно сказывается насилие на телеэкране. Зачастую оно предстает здесь как облагороженное и восхваляемое. Программы не всегда показывают боль и страдания жертв, а потому в сознании плохо подготовленной детской аудитории насилие выглядит привлекательным и безнаказанным. Дети становятся менее чувствительны к боли других людей, чаще испытывают чувство страха перед окружающим миром, ведут себя более агрессивно.

        Все это говорит о том, что взрослым не следует оставлять ребенка с ОВЗ одного у телеэкрана, а также жестко контролировать, какие программы и телеканалы он смотрит. В противном случае просмотр телевизора может негативно сказаться на его эмоциональном состоянии и социализации.


                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эмоций и эмоциональных состояний на развитие и обучение детей

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей...

Консультация «Влияние педагогического общения на эмоциональное состояние детей»

Развитие эмоционально-волевой сферы –один из важных аспектов воспитания ребенка.Игры на развитие эмоционально- волевой сферы помогут ребенку научиться контролировать свои эмоции....

Влияние танцетерапии на эмоциональное состояние детей 5-7 лет в условиях ДОУ

В сообщении говорится о влиянии танцев на эмоциональное состояние детей 5-7 лет....

Методическая разработка рекомендаций по использованию прослушивания звуков природы и деревотерапии на свежем воздухе для укрепления здоровья детей и оказания положительного влияния на их эмоциональное состояние.

Терапия звуками природы - процесс релаксационный. Рекомендуется проводить эту работу с детьми в индивидуальной или групповой форме.Для  этой работы необходим зал релаксации (“комната психол...