СКАЗКАТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Бодрая Виктория Александровна

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкатерапия в детском саду для развития личности ребенка.

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.

Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

  • раскрытие и активизация творческого потенциала;
  • развитие фантазии и образного мировосприятия;
  • знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
  • регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
  • формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
  • оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
  • развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
  • решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:
  • театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;
  • изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);
  • дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
  • сочинение собственных сказочных сюжетов;
  • решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
  • эмоциональные и актёрские тренинги;
  • подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
  • «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
  • «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
  •  «Русские народные сказки» — совершенствует внимание, память, речь; поощряет инициативность и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей. Последовательность действий:
  • Совместно с детьми воспитатель рассказывает сказку, обращает внимание на картинки, изображающие персонажей, затем предлагает детям самостоятельно разыграть сюжет в ролевом исполнении, использую карточки-модули и проговаривая слова героев.
  •  «Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание. Последовательность действий:
  1. Малыши самостоятельно или с помощью педагога собирают карточку-изображение какого-либо сказочного героя.
  2. Собрав образ героя на картинке, ребёнок называет его имя, вспоминает сказки, в которых он принимает участие.
  •  «Поможем Колобкам!» — пополняет словарный запас, развивает внимание и память. Последовательность действий:
  1. Отвечая на вопросы педагога, дети вспоминают сюжет сказки о Колобке.
  2. Воспитатель обращает внимание детей на карточки с Колобками и объясняет, что они необычные, потому что в них спрятаны предметы (картинки). Чтобы лиса не съела Колобков, нужно отгадать предмет и правильно его назвать.

Сказочный мир предлагает пример решения самых запутанных и безвыходных ситуаций, но не навязывает его в виде строгих предписаний и законов. Ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения, незаметно приобретая важнейший опыт и преодолевая собственные внутренние проблемы.

Художественные сказки — традиционные народные сказания, а также авторские сказки, построенные на принципе целостности мира людей и мира природы, а также на волшебстве «оживотворения». Художественные сказки бывают следующих видов:

  • народные;
  • сказочные истории о животных, природных явлениях, растениях;
  • сказки на бытовую тематику;
  • страшные сказки;
  • фантастические сказки, наполненные волшебством.

Пример: сказка «Приключения Буратино» поможет доверчивому и непослушному малышу, «Принцесса на горошине» — избалованному и капризному, «Сказка о рыбаке и рыбке» — себялюбивому и жадному.

Дидактическая — самый незамысловатый и простой вариант сказочного повествования, нацеленный на передачу практического житейского опыта, бытового знания, полезного умения и навыка. Например:

  • как правильно и безопасно переходить проезжую часть;
  • как самостоятельно умываться, одеваться, заваривать чай;
  • как поддерживать чистоту и порядок в детской комнате, самостоятельно складывать игрушки;
  • как научиться быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим людям, зачем нужно поздравлять друзей с праздниками, дарить подарки.

Самое обыденное и скучное занятие можно сделать ярким и интересным с помощью удивительного волшебства превращений и перевоплощений. Сказочная история рассказывает о смысле и значимости конкретного умения, в финале ребёнка ожидает небольшое задание, в процессе выполнения которого он приобретёт реальный опыт и закрепит теоретическое знание.

Психологическая сказка — вымышленная история, плод фантазии автора, наполненная мировоззренческим смыслом, оказывающим прямое психологическое воздействие на личностное развитие ребёнка. Сложность авторской сказки в том, что она передаёт важнейшую информацию в зашифрованном символическом виде, скрывая её за метафорическими образами. Психологическая сказка не будет рассказывать, как порадовать друга свежезаваренным чаем или вежливо попросить о чём-то взрослых, но зато она попытается объяснить, что такое настоящая дружба, зачем любить своих близких и беречь окружающий мир природы.

Психокоррекционная сказка — своеобразный «мягкий намёк», оказывающий косвенное воздействие на поведение и ценностные ориентиры ребёнка. В соответствии с нравоучительным замыслом рассказчик выстраивает сюжет определённым образом: в дебюте истории демонстрируется неэффективная модель поведения (враждебность, лживость, капризность, неопрятность, робость, хвастовство, жадность), а затем рассматривается альтернативный стиль (доброжелательность, смелость, щедрость, правдивость, милосердие), делаются выводы. Смысл событий сказочной истории может лежать на поверхности и легко улавливаться слушателем.

Например, в любимой истории о Крошке Еноте опасный враг, обитающий в реке, тут же исчез, как только главный герой сменил злобный, угрожающий оскал на милую улыбку. Мораль сказки проста и очевидна: как ты относишься к миру, так мир относится к тебе. А вот пример более сложной по форме изложения сказки, смысл которой скрывается под абстрактной метафорой: «Бредёт печальный Тигр по лесу и плачет, встретилась ему смешливая Обезьяна. «О чём грустишь, Тигр?» — интересуется Обезьяна. «Никто меня не любит», — жалуется в ответ Тигр, – «ухожу жить в другое место». «А свои острые и страшные клыки ты с собой прихватишь?» — спрашивает Обезьянка». Такого рода сказки требуют дополнительного обсуждения и пояснения.

Психотерапевтическая сказка — самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утончённую красоту. Часто педагоги и психологи, ищущие сказки, способные принести эмоциональное облегчение, помочь в сложной жизненной ситуации, используют богатство религиозных притч, басен Эзопа, И. Крылова, легенд, былин и мифов.

Медитативные сказки — обладают расслабляющим воздействием на психику, помогают снять психоэмоциональное напряжение, стремятся укоренить в области бессознательного идеальный образец, на основе которого личность выстаивает взаимоотношения в самим собой, окружающими людьми и миром.

Возрастные особенности сказкотерапии

В три–четыре года можно отметить следующие отличительные черты сказкотерапии:

  • Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки.
  • Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи.
  • Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года.
  • Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.

Пять лет:

  • Совместное с ребёнком моделирование сюжетов, прорабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи. Такая история может начинаться, например, такими словами: «Жил-был мальчик (девочка), который был очень похож на тебя».
  • Вся работа происходит на глубинном, подсознательном уровне, обсуждение и анализ в этом возрасте малоэффективны.
  • Задания, связанные с продолжением сказки, круговая методика совместного развития сюжетной линии, когда каждый ребёнок по очереди придумывает свой небольшой фрагмент, вплетая его в сюжет, создаваемый общими усилиями.
  • Пятилетние дети отдают предпочтение волшебным сказкам, видят себя в образе благородного принца, очаровательной принцессы, храброго солдата и т. д.

Шесть–семь лет:

  • Сказкотерапия начинается с обсуждения и постановки проблемных вопросов.
  • Снять психологическое напряжение помогут сказки-страшилки, финал которых будет смешным и непредсказуемым.
  • Активно применяются дидактические сказки, например, математические задания, вплетённые в сказочный сюжет о преодолении испытания или сказка «Две лягушки», символически иллюстрирующая истину о том, что бороться нужно до конца.
  • Детям этого возраста интересны философские и бытовые сказки.
  • Проведению сказкотерапии предшествует встреча детей с самой сказкой, её сюжетом, образами главных и второстепенных героев. Ребята должны познакомиться с характером сказочных персонажей, чувствовать и понимать мотивы их действий, продумать и подобрать слова для диалогов.
  • Распределение ролей стоит проводить с учётом индивидуальных психологических особенностей малышей. Например, робкому, застенчивому ребёнку имеет смысл поручить роль смелого и доброго героя (отважного принца или рыцаря-защитника), а капризному, избалованному ребёнку целесообразнее поработать над аналогичными чертами характера героя, в которого ему придётся перевоплотиться — это поможет ему взглянуть на себя со стороны.
  • Дети участвуют в сказкотерапии исключительно на добровольной основе. Задача педагога — заинтересовать малышей, подобрать эффективные приёмы мотивирующего характера: отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворения, увлекательное игровое задание, рассматривание картинок.
  • Сказкотерапию желательно проводить, работая с подгруппами, оптимальное количество детей составляет восемь-десять человек. В группе должно быть не более одного ребёнка, склонного к повышенной эмоциональной и двигательной активности. В то же время введение в подгруппу ребёнка, владеющего связной, грамотной, логически выстроенной речью, а также природным артистизмом, позволяющим передать образ сказочного героя в жестах, мимике, выразительной интонации, ритмике движений, безусловно, поможет педагогу в работе.
  • Наиболее удачное место для проведения сказкотерапии — светлая комната с мягким ковровым покрытием (комната для релаксации), свободная от лишней мебели и атрибутики, мешающей сконцентрировать внимание ребят.
  • Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например, заняться лепкой фигурок сказочных героев, рисованием наиболее интересных эпизодов сказочной истории, провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.
  • Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению, вопросы к которому необходимо подготовиться заранее и не пускать процесс на самотёк. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу. Пример итоговой беседы:
  • Что было самым трудным в нашем путешествии в сказку?
  • Что помогло нам преодолеть все преграды?
  • Кому мы помогли в сказке, кого выручили из беды?
  • Чему научило нас наше путешествие?

Сказкотерапия помогает повысить самооценку ребёнка, расширить словарный запас, стимулировать развитие памяти, творческого воображения и мышления. Разнообразные методы и приёмы позволяют варьировать задания по уровню сложности. Чтение, сочинение собственных сказок, театрализация создают тёплую атмосферу в группе, способствуют развитию словесного творчества и становлению гармоничной личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль детского сада в развитии речи ребенка"

Представлена познавательная консультация для педагогов о роли детского сада в развитии речи ребенка, а также о правильной, грамотной и чистой речи педагогов....

Словесные игры в детском саду-начало становления личности ребенка!

Методические рекомендации к проведению словесных игр в детском саду....

«Роль детской литературы в развитии личности ребенка»

«Роль детской литературы в развитии личности ребенка»...

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка

взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка....

Моя публикация на сайте " Журнал педагог" на тему: " Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка"

В взаимодействие педагога и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, нес...