Картотека игр для работы с песком на световом столе.
картотека по психологии

Мызникова Надежда Петровна

Подготовительное занятие:

Учитель-логопед  знакомит детей со своей игрушкой - посредником в играх с песком. Это может быть «Песочная Фея». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей.

Песочная Фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают световую песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого сделана песочница). Так же дети с помощью Песочной Феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

  1. Нельзя  намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

З.ПослеигрынадопомочьПесочнойФееубратьвсеигрушкинасвоиместа.

4.После игры в песке надо помыть руки.

Песочная Фея предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочницезаканчиваются ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Домашнее задание.

Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельнолибо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.

Игры дляразвитие дыхания.

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей (или с помощью трубочки) выравнивает дорогуперед машинкой.

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления (следы), ведущие кигрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» всеследы, чтобы не обнаружила зайца.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струейобразовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Игры дляразвитие тактильных и кинестетических ощущений.

«Необыкновенные следы»

 «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Жучки, паучки» - ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

 Игры дляавтоматизация звука.

«Заведи мотор»

Произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку.Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая движение по дорожке спроизнесением звука.

«Дорожки»

Произносить звук (слог) и скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные  и круговые движения в одном направлении или в разных.

«Рыбалка»

На песке лежат рыбки с картинками, (можно присыпать картинки песком, это повышает интерес ребенка), с помощью удочки с магнитиком ребенок«ловит» рыбку, называет картинку, проговаривая правильно звук. Если сказал слово правильно, забирает рыбку в свое ведерко, если звук исказил – отпускает рыбку, ее можно будет поймать в другой раз. Если занятие подгрупповое, можно устроить соревнование, кто больше рыбок поймает. Усложнение задания: дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове и т.д.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки так, чтобы игрушка на пескеобозначалась невысоким холмиком, затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть данный звук. Ребенок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

«Необычный огород».

Задание: В нашем огороде будут расти овощи в названии которых есть нужный звук Например, звук [Р]. Ребенок из корзинки выбирает игрушечные овощи (или картинки) и раскладывает их на грядках (картошка, помидор, морковь).

Игры длядифференциация звуков.

«Новоселье»

В песочнице нарисованы два домика. Под песком спрятаны игрушечныеживотные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «домС» и «дом Ш»).

 Игры дляразвитие фонематических представлений. 

«Клад»

Логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий). 

«Два короля»

 Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

 «Спрячь ручки» 

Нужно  спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

 «Два замка»

 Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Выложи узор»

Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

 «Клад»

 Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Игры дляформирование слоговой структуры слова

 «Полоски» 

Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

 «Исправь ошибку»

 Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

 «Раздели слово на слоги»

 Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

«Следы на песке» 

Логопед называет слова или показывает картинки. Нужно сделать столько следов на песке (ладонями, пальчиками), сколько слогов в слове и посчитать. 

Игры дляразвитие связной речи

 «Мой клад»

Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

 «Нарисуй и расскажи»

 Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

«Две игрушки» 

Ребенок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. 

Обучение грамоте

 «Найди буквы и назови»

Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово»

 Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово»

Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

«Добавь деталь» 

Логопед «пишет» на песке букву, упустив один элемент. Ребенок добавляет недостающий элемент буквы и называет ее. 

 «Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

«Волшебник» 

Ребенок лепит букву из песка, сгребая его ребрами ладоней, а затем превращает ее в другую (например, букву А превращает в букву Л). 

Развитие мелкой моторики пальцев рук

 «Песочный круг»

Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

 Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

 «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_raboty_s_peskom.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для работы с песком

 на световом столе

Подготовительное занятие:

Учитель-логопед  знакомит детей со своей игрушкой - посредником в играх с песком. Это может быть «Песочная Фея». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей.

Песочная Фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают световую песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого сделана песочница). Так же дети с помощью Песочной Феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

  1. Нельзя  намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

З.ПослеигрынадопомочьПесочнойФееубратьвсеигрушкинасвоиместа.

4.После игры в песке надо помыть руки.

Песочная Фея предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочницезаканчиваются ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Домашнее задание.

Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельнолибо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.

Игры дляразвитие дыхания.

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей (или с помощью трубочки) выравнивает дорогуперед машинкой.

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления (следы), ведущие кигрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» всеследы, чтобы не обнаружила зайца.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струейобразовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Игры дляразвитие тактильных и кинестетических ощущений.

«Необыкновенные следы»

 «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Жучки, паучки» - ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

 Игры дляавтоматизация звука.

«Заведи мотор»

Произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку.Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая движение по дорожке спроизнесением звука.

«Дорожки»

Произносить звук (слог) и скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные        и круговые        движения в одном направлении или в разных.

«Рыбалка»

На песке лежат рыбки с картинками, (можно присыпать картинки песком, это повышает интерес ребенка), с помощью удочки с магнитиком ребенок«ловит» рыбку, называет картинку, проговаривая правильно звук. Если сказал слово правильно, забирает рыбку в свое ведерко, если звук исказил – отпускает рыбку, ее можно будет поймать в другой раз. Если занятие подгрупповое, можно устроить соревнование, кто больше рыбок поймает. Усложнение задания: дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове и т.д.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки так, чтобы игрушка на пескеобозначалась невысоким холмиком, затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть данный звук. Ребенок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

«Необычный огород».

Задание: В нашем огороде будут расти овощи в названии которых есть нужный звук Например, звук [Р]. Ребенок из корзинки выбирает игрушечные овощи (или картинки) и раскладывает их на грядках (картошка, помидор, морковь).

Игры длядифференциация звуков.

«Новоселье»

В песочнице нарисованы два домика. Под песком спрятаны игрушечныеживотные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «домС» и «дом Ш»).

 Игры дляразвитие фонематических представлений. 

«Клад»

Логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий). 

«Два короля»

 Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

 «Спрячь ручки» 

Нужно  спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

 «Два замка»

 Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Выложи узор»

Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

 «Клад»

 Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Игры дляформирование слоговой структуры слова

 «Полоски» 

Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

 «Исправь ошибку»

 Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

 «Раздели слово на слоги»

 Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

«Следы на песке» 

Логопед называет слова или показывает картинки. Нужно сделать столько следов на песке (ладонями, пальчиками), сколько слогов в слове и посчитать. 

Игры дляразвитие связной речи

 «Мой клад»

Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

 «Нарисуй и расскажи»

 Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

«Две игрушки» 

Ребенок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. 

Обучение грамоте

 «Найди буквы и назови»

Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово»

 Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово»

Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

«Добавь деталь» 

Логопед «пишет» на песке букву, упустив один элемент. Ребенок добавляет недостающий элемент буквы и называет ее. 

 «Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

«Волшебник» 

Ребенок лепит букву из песка, сгребая его ребрами ладоней, а затем превращает ее в другую (например, букву А превращает в букву Л). 

Развитие мелкой моторики пальцев рук

 «Песочный круг»

Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

 Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

 «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА: РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ.

В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и психологи в развивающей и коррекционной работе...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СВЕТОВЫМИ СТОЛАМИ И ПЕСКОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ НА НИХ

Особенности работы с детьми со световыми столами и песком для рисования на них Рисование песком на сегодняшний день является одним из интересных и необычных видов искусств. Основным оборудованием для...

Особенности работы с детьми со световыми столами и песком для рисования на них.

Особенности работы с детьми со световыми столами и песком для рисования на них. Актуальные проблемы, решаемые рисованием песком. Способы, методики рисования песком. Материалы для рисования....

Использование светового стола с песком в работе логопеда.

   Педагогический аспекты в использовании песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и в...

Картотека игр с песком, на развивающем световом столе.

Картотека игр с песком.  На   развивающем  световом столе для рисования песком...

Картотека игр для работы с песком на световом столе

В современном мире гаджетов, изобилия интерактивных игрушек, очень сложно чем-то удивить ребенка, отвлечь его от компьютерных игр. Мотивировать на занятие еще сложнее. Поэтому я ищу новые формы работы...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПЕСКОМ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Картотека дидактических игр с песком на световом столе для детей раннего возраста...