Такие разные мальчики и девочки
консультация по психологии

Развитие мальчиков и девочек идёт разными путями, поэтому необходимо по-разному подходить к их обучению и воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_malchiki_i_devochki.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Такие разные мальчики и девочки!

Уважаемые родители и педагоги! В этой статье хотелось бы обратить внимание, что воспитывая и обучая мальчика или девочку, необходимо учитывать физиологию. Надо всегда помнить о том, что это разные существа и к ним должны предъявляться соответствующие требования и разные подходы при обучении и воспитании. Надеемся, что факты, приведённые ниже, будут интересны вам, и вы сможете понимать и учитывать эти различия при воспитании и обучении детей разного пола.

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой готовности эта разница достигает двух лет. Мы знаем, что мальчики начинают позже ходить, на 4-6 месяцев начинают позже говорить, при рождении мальчиков чаще бывают осложнения.

Организация мозга девочек и мальчиков различается.  По результатам исследований у мальчиков отделы мозга, отвечающие за вербальные и пространственные способности,  располагаются в разных полушариях, а у девочек приблизительно поровну представлены в обоих полушариях. Поэтому у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, которое ответственно за аналитические способности и речь, а у девочек – правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Зато у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, а у девочек её нет даже в 13.

Мозг мальчиков, по сравнению с девочками, более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная, более экономичная функциональная система. У них особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность.

В то же время у мальчиков избирательно включается в мыслительные процессы левое и правое полушария.

Нам кажется, что раз мальчики молчат, то они не думают, не ищут решений, а на самом деле поиск идёт, он интересней и богаче. Что касается «исполнительской» части речи, то эта сторона, несомненно, лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, - лучше представлена у мальчиков и мужчин.

Восприятие девочек более детализировано.  Мальчики ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретной информации, а девочки ради установления контакта со взрослыми.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем, девочек надо учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных, нетиповых решений.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. Девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария).

У  мальчиков чаще всего страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные представления, эмоциональное самочувствие). А вот нервных волокон, соединяющих два полушария, у девочек больше, и они обладают большими компенсаторными возможностями по сравнению с мальчиками.

Среди мальчиков частота мозговых дисфункций в 2,5 раза больше, чем девочек, что объясняется следующими причинами:

-центральная нервная система плода мужского пола в пре- и перинатальном периоде наиболее восприимчива  к  патологическим воздействиям;

- у девочек, по сравнению с мальчиками, меньшая степень функциональной специализации полушарий и больше нервных волокон между полушариями, что обеспечивает более высокие компенсаторные механизмы.

Доказано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство.

Кроме того, доказано, что мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек? Мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность  и тревожность мальчиков. При восприятии одновременно позитива и негатива мозг мальчиков чаще выбирает негатив. Мальчикам для полноценного психического развития больше нужно тепла и ласки, заботы и участия и самых разнообразных форм поощрения. Не надо долго ругать мальчиков. Как только он отреагировал на первых минутах неприятного разговора, он отключает свой слуховой канал, поскольку он, в отличие от взрослого (мамы или воспитательницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен, и информация до его сознания не доходит. Ограничьте длину нотаций, но сделайте её более ёмкой по объёму, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем вы не довольны.

Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Они избирательно реагируют на значимые для них оценки. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки. Для них эмоционально значимо, кто их оценивает и как. Не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.

Итак, мы пришли к выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за поступками, а значит, и неправильно реагируем. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (занятие) по образовательной области "Социализация". Тема: "Такие разные мальчики и девочки" (с использованием гендерного подхода)

Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологий личностно-ориентированного обучения (гендерный подход).  Интеграция образовательных ...

Конспект интегрированной НОД по гендерному воспитанию для детей старшей группы «Мы такие разные – мальчики и девочки»

Цель:- ознакомить детей с основными характеристиками мужского и женского пола, пояснить понятие «пол»;- провести беседу об отличительных особенностях мужского и женского поведения, внешнего вида, соци...

Такие разные мальчики и девочки

О развитии гендерных особенностей детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.

Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...

Конспект НОД в подготовительной группе "Мы такие разные: мальчики и девочки"

Развивать гендерные представления у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Такие разные мальчики и девочки"

Материал будет интересен родителям, начинающим педагогам, студентам педагогических вузов. Он посвящён гендерному становлению дошкольников и включает в себя большое количество практических советов по в...

Родительское собрание на тему «Такие разные мальчики и девочки»

Родительское собрание на тему «Такие разные мальчики и девочки»...