Психологическое сопровождение коммуникативно-личностного, речевого развития средствами терапии камнями.
статья по психологии (старшая группа)

Ребенок взаимодействуя с камнями, создает образы, что-то говорит, в этот момент он не задумывается, как, с чяем и почему играет. Однако для психолога, логопеда, воспитателя все это несет определенную информацию. Созданный ребенком "образ внутреннего мира" отражается во внешнее пространство в виде символической картины, то есть происходит отреагирование существующих нерешенных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение коммуникативно-личностного, речевого развития средствами терапии камнями.

Во время занятий с психологом средствами камне-терапии решаются следующие конкретные задачи: оптимизация коммуникативно-личностного развития, оптимизация социометрического статуса, гармонизация самооценки, развитие вербальных способностей, создание эмоционально-благоприятного фона настроения.

Развитие у ребенка в дошкольном возрасте способности видения красоты природы, где камень есть материал для создания неповторимых произведений искусства в ее необычайно обширной и богатой творческой мастерской.

Е.А. Медведева отмечает эффективность созерцания прекрасных изваяний скульптур на человека античности, что практиковалось для воздействия в целительных и профилактических целях.

Человеку присуще чувство созидания и на примере каждого поколения можно наблюдать, как в игровой деятельности детей прослеживается тенденция к строительству замков, подземных ходов, плотин, при этом подручным материалом выступают отнюдь не новомодные игрушки, а вполне привычные для данного вида деятельности природные камни.

В летний период отдыхающие в прибрежной зоне родители, как правило, отмечают, что после отдыха и плотного общения ребенка с водой и взаимодействием с камнями у детей наблюдается значительное снижение тревожности и негативных поведенческих проявлений.

Ребенок взаимодействует с камнем, создает образы, что-то говорит, в этом момент он не задумывается, как, с чем и почему играет. Однако для психолога все это несет определенную информацию. Созданный ребенком «образ внутреннего мира» отражается во внешнее пространство в виде символической картины, то есть происходит отреагирование существующих нерешенных проблем.

По нашему мнению, ребенку очень важно чувствовать себя создателем и строителем, так как созидательная деятельность является необходимым условием развития способностей, в том числе и на ранних этапах развития человечества.

Исследования С.Л. Рубинштейна, С.Н. Шабалина, Ф.С. Розенфельда обнаружили внутреннюю связь «активного осязания» слепоглухонемых детей в построении скульптур, отражающих окружающую действительность. С.Л. Рубинштейн рассматривает это как специфическое чувство познания материального мира «работающей и познающей рукой» с эмоциональным переживанием в сознании свойственное человеку. Автор указывает на важное значение совместных мышечно-суставных и кинестетических ощущений в жизненном, психологическом, общекультурном опыте личности.

Так, по мнению С.Л. Рубинштейна: «...действительность на данной ступени развития вырастает на основе опосредования историческим человеком всей прошлой общественной практики, в процессе которой переделывается и чувственность человека».

Очень важным моментом следует считать обращение камне-терапии к личному творческому началу ребенка, стремление к психологическим изменениям, выражая при этом утраченные традиции мировой культуры.

Таковы, например, занятия с элементами камне-терапии, организуемые в детском саду со старшими дошкольниками, где дети вступают в заинтересованный контакт.

Наиболее ярко суть этих занятий выражена, на наш взгляд, в следующих словах Д. Уоллера: «...в присутствии специалиста позволяет актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь -и - сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом».

Система психологических занятий средствами камнетерапии, связана с интересами ребенка, что позволяет в игровой и занимательной форме не только формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, но и развивать личностный, творческий потенциал ребенка. Творческие фантазии, как считал К.Г. Юнг, — это спонтанно и непреднамеренно возникающие проявления.

Разглядывая камни, дети, видят в них образы сказочных существ - злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит «проекция» - символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий свидетельствует о внутреннем мире ребенка. В своих композициях, в фигурках, сделанных при помощи камня, в играх ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми. Детям старшего дошкольного возраста такая активность просто необходима. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреагированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.

Только будучи пережитым и «выстраданным» переживание включается и приобретает определенный смысл в личностном плане, как существенный фактор в формирование личности и уже в контексте личной жизни индивида открывает такие аспекты внешнего мира как единство чувственного и логического, индивидуального и социального.

В понимании Л.С. Выготского: «...наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а само принятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим» (Л.С. Выготский, 1991).

Тревожные дети малозаметны в детском коллективе, они не навязчивы. В этом их трудность. И как следствие – у детей наблюдаются сложности в налаживании контакта со сверстниками и взрослыми, низкий уровень коммуникативно-речевого развития. Как помочь тревожному ребенку стать более уверенным в ситуации общения? Общение при помощи камня приятно не только детям, но и их родителям. Один из приемов работы с родителями. Этот прием позволяет активизировать внимание всех родителей на общих собраниях. Он помогает слушателям легко усвоить обсуждаемый материал, высказать свое мнение, услышать мнение другого.

Камне-терапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека.

 Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К.Г. Юнг. Эффективность воздействия камня он проверил на своих психотерапевтических сеансах.

Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки.

Игра с камешками помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.

Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения.

    Игры с камнями полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:

• низкий уровень коммуникативно-речевого развития;

•конфликтность, замкнутость, тревожность;

•невротические и эмоциональные расстройства;

•кризисные состояния;

•низкая самооценка.

Приведу примеры некоторых игр с камнями, способствующих не только повышению самооценки, но и коммуникативно-речевому развитию дошкольников.  

                                          Игра «Ожившие камни».

Правила игры: для того, чтобы выбранный вами камень ожил нужно подержать его в ладонях, согреть его своим теплом, чтобы он почувствовал информацию о вас.  Подумайте, что может рассказать о вас камень, который вы держите в руках?

Другие камни могут задавать вам вопросы. И так, сейчас мы услышим, что же удалось узнать первому камню. (Участники представляются и говорят информацию о себе от имени камня). При затруднениях можно задавать наводящие вопросы, обращенные к камню:

 - Как себя чувствует твоя хозяйка? Чем любит заниматься в свободное время? Что ты узнал о своей хозяйке?

Начинать такую игру лучше с детей активных, чтобы был пример для подражания у других (с заниженной самооценкой или коммуникативно-речевыми трудностями). Если это коррекционная группа детей, то игру начинаю я. А дальше дети, подражая мне легко вступают в игру. Рассказывая о себе, о своих положительных качествах от имени камня ребенок повышает свою самооценку. Дальше игра развивается в направлении общении камней друг с другом. Дети предлагают совместные занятия, учатся договариваться, планируют свою деятельность. Игру с камнями можно проводить за столом, на ковре, в песочнице, в сосуде с водой. Существует множество игр с камнями. Дети сами придумывают игры.

Игра «Строим башенки»

Цель: развитие мелкой моторики, исследовательской деятельности, снятие тревожности.

Правила игры:

Детям предлагаются плоские камни, из которых нужно построить башенки.

Определить какая башенка получилась выше.

Игра «Знакомство»

Цель: развитие положительного самовосприятия.

Правила игры: выбрать понравившийся камушек назвать свое имя и рассказать о себе (например: «Я люблю…» или «У меня есть семья…»).

После ответа камень помещается в центр круга. Каждое высказывание поддерживается аплодисментами.

                                                Игра «Найди клад»

Цель: развитие восприятия, мелкой моторики, эмоциональной сферы.

Правила игры: взрослый прячет незаметно от ребенка камушки в песке. Ребенок ищет и складывает в коробочку.

Игра «Секретики»

Цель: развитие мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения.

Правила игры: один ребенок прячет камушки-секретики в песок, а второй участник игры ищет.

Игра "Что изменилось"

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Правила игры: на столе разложены несколько (5-7) разных камней (по цвету или рисунку). Ребенок называет каждый камень. После этого взрослый накрывает камни платком (шляпой) и незаметно убирает 1-2 камня (или добавляет еще один камень). Ребенок угадывает что изменилось.

Игра «Каменный орнамент»

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Правила игры: ребенок выбирает понравившийся орнамент, узор, изображенный на бумаге. Нужно составить орнамент из цветной мелкой гальки. Для этого нужно выбрать желаемый цвет. Взрослый спрашивает какого цвета орнамент задумал ребенок.

Игра «Ожившие камни»

Цель: развитие воображения, познавательной активности, связной речи, снятие тревожность и страхов.

Правила игры: ребенку предлагают рассмотреть расписные камни с изображениями животных, птиц, пресмыкающихся и рассказать о том, кто изображен на камне. Можно составить рассказ от имени изображенного животного (оживить камень).

Игра «Фокусник»

Цель: развитие мелкой моторики, исследовательской деятельности, снятие тревожности.

Правила игры: ребенку показывают два камня одинаковых по размеру и форме, но один серый, а другой -цветной (крашенный и покрытый лаком). Задача для ребенка: определить отличие и сходство. Объяснить, как серый камень можно сделать (превратить) цветным. Что для этого потребуется (какие материалы)?

Далее взрослый помогает осуществить «фокус» предоставив ребенку кисти и краски. Можно надеть малышу на голову цветной колпачок.

 

Игры с камнями в сочетании с песком и водой дают мощный психотерапевтический эффект. Буквально за несколько сеансов снимаются тревожность, страхи. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется. Поэтому рекомендую всем педагогам использовать эти приемы работы с тревожными детьми.

Камень символизирует что-то надежное, крепкое. Это - природный материал, при манипуляции с которым ребенок успокаивается, входит в образ и совершенно забывает о своем смущении, робости при общении с другими людьми.

Использование камней в работе с родителями.

Использовать камни можно не только в общении с детьми, но и с родителями. Многие родители, приходящие на собрание или любое другое мероприятие, предполагающее общение очень волнуются. В малознакомой обстановке детского сада родители испытывают определенный дискомфорт.

Когда необходимо активизировать родителей я использую прием с камнями, позволяющий легко и просто снять эмоциональное напряжение у всех участников встречи и вовлечь в совместное обсуждение темы.

Например, стоит задача - объединить родителей и педагогов для работы по развитию детей, вовлечь их в клуб общения. На родительском собрании можно обратиться к собравшимся:

- Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, чтобы у них была интересная, наполненная радостными событиями жизнь. Давайте представим себе, что этот стеклянный сосуд - жизнь ребенка.

 (Перед публикой на столе стоит прозрачный сосуд и лежат камни разной величины.)

-Давайте вспомним, что необходимо ребенку для нормального роста и развития. Вы будете называть, а я наполнять сосуд.

Самые большие камни — это основные жизненно важные физиологические потребности ребенка, о которых говорится в Конвенции о правах ребенка.

(Родители называют потребности: в пище, чистой воде, жилье, чистом воздухе, в отдыхе, в безопасности).

Средние по размеру камни символизируют эмоциональные и социальные потребности (любовь, принятие, ласка, уважение, общение, привязанность, поддержка, самостоятельность, уверенность в себе, одобрение, успех, игра, движение и т.д.)

Мелкие камни- потребность в самоуважении и познании. Из чего складывается самоуважение ребенка? Из ежедневных приятных моментов общения со взрослыми. Вспомните, когда ваш ребенок радуется, удивляется, восхищается, улыбается делая что-то вместе с вами. Назовите эти занятия. (Родители называют: чтение книги, игра, прогулка, поездка, подготовка к празднику, беседа, шутка, радостное приветствие и т.д.)

Чтобы активизировать всех участников разговора, можно предложить передавать один камень по цепочке друг другу. Тот, у кого камень в руках (если вспомнил) делится своим воспоминанием. Задание должно быть простым и понятным для любого человека, независимо от образования и социального статуса. Вспомнить приятный момент в общении с ребенком может каждый родитель. Высказывания родителей можно дополнять, акцентировать внимание на особо важных моментах, в зависимости от темы разговора. При этом каждое высказывание сопровождается заполнением прозрачного сосуда мелким камешком. Камни лучше брать цветные для наглядного эффекта.   Таким образом, родители включаются в беседу. Каждый желающий имеет возможность высказаться. Дальше роль, как ведущего, состоит в том, чтобы подвести итоги, резюмировать высказывания, поблагодарить родителей за их активность и наметить темы дальнейших встреч.

Совместные занятия с детьми – это залог добрых взаимоотношений в будущем. И это-основа для положительного самовосприятия ребенка.

Мы наполнили наш сосуд, символизирующий жизнь ребенка, а значит, мы вместе можем сделать жизнь ребенка счастливой и радостной. Как вы думаете, нужно ли нам вместе организовывать такие приятные моменты общения с ребенком с целью его развития? Что мы можем вместе делать с детьми в детском саду?

Предложения родителей и педагогов записываю на ватмане и в дальнейшем включаю в свой план работы.

Делясь своим опытом работы с воспитателями, я обращаю их внимание на то, что сосуд с камнями можно сравнить со знаменитой пирамидой потребностей А. Маслоу, по мнению которого основные человеческие потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде человек начнет самоактуализироваться.

Удовлетворяя эти важные потребности ребенка, мы способствуем его личностному росту.

Если говорить о детских потребностях, то необходимо помнить, что:

*главные потребности ребенка в младенческом возрасте — это физиологические потребности и потребность в безопасности,

* в 2-х летнем возрасте - потребность в любви и ласке. Причем, мальчикам важно чувствовать тактильную близость с матерью, а девочкам – с отцом. Если в этом возрасте потребность в любви не удовлетворена, то на дальнейшей взрослой жизни это скажется отрицательно. Мужчины будут страдать от чувства ревности и неумения искренне любить женщину. Девочки, как правило, очень рано начинают половую жизнь, подсознательно доказывая отцу «Смотри: я - красивая, меня любят».

На основе любви, принятии, уважении формируется самооценка ребенка.

Использование камней в общении с ребенком способствует формированию его положительной самооценки.

Педагогам и родителям важно помнить, что самооценка дошкольника формируется в процессе общения с окружающими взрослыми. Положительная оценка способствует развитию личности. Отрицательная – тормозит личностное развитие ребенка.

 Очень часто заниженная самооценка сочетается с повышенной тревожностью. Такие дети чаще чем другие испытывают различные страхи. Например. Находясь в детском саду, ребенок может беспокоиться за маму «вдруг с ней что-нибудь случилось?»

В результате этого могут развиться неврозы, которые проявляются в навязчивых мыслях, движениях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают на голове волосы, занимаются онанизмом. Так они снимают свое эмоциональное напряжение.

Иногда взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол. Руки у таких детей в ситуации общения холодные и влажные.

Поэтому нам, педагогам и родителям необходимо владеть различными приемами помощи тревожным детям, постоянно повышать их самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Психологические и лингвистические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Речь выполняет три функции: общения, познания и регулятора поведения. Различные функции речи совмещаются, переплетаются, в результате возникают их варианты, разновидности. Существуют две формы речи: у...

Педсовет «Коммуникативно - личностные способности детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».

Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, пед...

Составление рассказа по опорным картинкам с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.

Многие известные педагоги  утверждают, что использование  творческого рассказывания  на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), р...

«Психолого-педагогические условия для успешного сопровождения индивидуальной траектории речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность В современном этапе образования на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в осно...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию с использованием камней Марблс и ковролинографии в 1-ой младшей группе «Путешествие по сказкам»

Конспект открытого интегрированного занятияпо познавательному и речевому развитию с использованием камней Марблс и ковролинографии в 1-ой младшей группе«Путешествие по сказкам»Цель:формиро...