МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СКАЗКОТЕРАПИЯ - как средство эмоционального развития дошкольников»
методическая разработка по психологии

Большова Юлианна Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СКАЗКОТЕРАПИЯ  - как средство эмоционального развития дошкольников»

Сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skazkoterapiya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СКАЗКОТЕРАПИЯ  - как средство эмоционального развития дошкольников»

Цель: «Создание психологического и эмоционального комфорта для детей в детском саду».

Задачи:

  1. Развивитие  у детей способностей к сопереживанию, умению помогать  и  искать выход в трудной ситуации.
  2. Развивитие эмоционально-волевой сферы ребенка
  3. Развитие навыков взаимодействия
  4.  Развитие внимания, восприятия, воображения
  5.  Развитие общей и мелкой моторики, координации    движений
  6. Снижение импульсивности и тревожности
  7.  Облегчение адаптационного периода
  8. Увеличение словарного запаса детей
  9. Расширение представлений об окружающем мире, о средствах коммуникации.

Сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта, здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок:

Сказки можно разделить на следующие виды:

  • дидактические,
  • медитативные,
  • психотерапевтические,
  • художественные сказки.

Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

• дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

• художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

• диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

• профилактическая сказка:сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;

• медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. 

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем:

  • интеграция личности,
  • развитие творческих способностей и адаптивных навыков,
  • совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром,
  • обучение, диагностика и коррекция.

Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у детей формируется основа личности, закладывается самооценки.

Каждый раз дети ожидают встречи со сказочными героями и увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном.

Сказкотерапия помогает развивать речь детей с помощью:

  • Пересказывание сказок;
  • Рассказывания сказок от третьего лица;
  • Группового рассказывания сказок;
  • Рассказывания сказок по кругу;
  • Сочинения сказок.

Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

При обучении детей рассказыванию может использоваться несколько приемов:

  • Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
  • Групповое рассказывание сказок
  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
  • Групповое придумывание сказки

По итогам работы можно провести открытые занятия для родителей, индивидуальные консультации, короткие беседы.

После комплексной работы по методу сказкотерапии дети научаются думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

«Сказка о самой лучшей маме».

В волшебном лесу было много разных лесных жителей. Жили все дружно и весело. Старались помогать друг другу, когда что-нибудь случалось. На прошлой неделе после дождя вода затопила норку мышки Вострушки и она осталась без своего дома. Все жители волшебного леса бросились на помощь- помогли Вострушке вырыть новую норку. Больше всех любили большую божью коровку - тётю Мотю. Она была очень мудрой и доброй. Был у тёти Моти сыночек Федя.

Однажды Федя вернулся с прогулки со своими друзьями очень задумчивым. Тётя Мотя его спросила:

-Сыночек, о чём так задумался?

Федя вначале немного помолчал, а потом сказал :

-Мы сегодня немного поспорили. Я сказал, что ты, моя мамочка, самая красивая, потому что у тебя такие яркие пятнышки на спинке. Зайчонок Степашка утверждал, что его мама самая красивая, потому что у неё такая мягкая шубка и длинные уши. Ежонок Пых начал спорить и доказывать, что его мама самая красивая- у неё такие длинные и острые иголки. А лягушонок Квакунчик рассказал о своей маме и о её больших, красивых глазах. Так кто же из нас прав мамочка?

Тётя Мотя улыбнулась, обняла своего сыночка, и сказала:

-Для каждого ребёнка его мамочка самая лучшая, самая добрая, ласковая и красивая. Так что все вы были правы!

 

«Сказка о красоте».

В далёком волшебном лесу жизнь продолжалась своим чередом. Все жители замечательного леса были дружными и добрыми. Всегда помогали друг другу. Но вот однажды…

Тётя Мотя занималась своими делами – холила и лелеяла чудесные розы в своём саду. Настроение у неё было хорошее, любимый сыночек Феденька убежал гулять со своими друзьями-зайчишкой Степашкой и лягушонком Квакунчиком. Как вдруг тётя Мотя услышала жалобный плач - он раздавался откуда-то из под розового куста. Когда она наклонилась, то увидела малюсенькую гусеничку. Она горько-горько рыдала. У тёти Моти было очень доброе сердце, и оно сжалось от жалости.

-Солнышко, что же ты так плачешь? – спросила тётя Мотя крошку-гусеничку.

Гусеничка вытерла слёзки и стала рассказывать. Оказывается, её не берут в свои игры маленькие жители волшебного леса.

-Они говорят, что я слишком маленькая и очень некрасивая. И слёзы опять полились из глаз гусенички.

Тётя Мотя погладила гусеничку и сказала:

-Очень скоро ты превратишься в самое красивое существо в нашем лесу – в чудесную бабочку!

 

«Сказка о солнечном тепле».

В волшебном лесу тётя Мотя была самой трудолюбивой – всё время хлопотала по хозяйству, ухаживала за своим садом и огородом. И вот однажды Федя – сыночек тёти Моти, - выпросил у мамы две луковички и посадил их на огороде. Только одна луковка оказалась в тени куста, а другая на солнышке. Каждый день Федя ухаживал за своими луковками – поливал их, убирал сорняки. Шло время. Одна луковка, та, что на солнышке, уже дала несколько зелёных луковых стрелок. А другая, которая была в тени, едва – едва начала расти. Федя очень удивлялся- почему так? Пришлось идти к маме и поделиться огорчением. Тётя Мотя обняла своего сыночка и сказала:

-Не огорчайся. Дело в том, что любому живому существу нужен солнечный свет и тепло. Без них жить очень трудно. Та луковка, которая оказалась на солнышке – растёт и радуется. А вторая, в тени, грустит и чахнет.

-Я понял, мамочка.

Федя побежал и пересадил луковку на солнышко.

 

«Сказка о злых словах».

В волшебном лесу была тишь и благодать. Ярко светило солнышко, пели птицы, росли замечательные, чудесные, очень красивые цветы.

Божья коровка тётя Мотя занималась своим любимым делом – ухаживала за розами в саду. Её сыночек Феденька гулял со своими друзьями.

Вдруг… Солнышко ушло за тучу. И, о ужас, розы и все цветы вокруг стали вянуть. Птички перестали петь. Тётя Мотя была очень храброй и мудрой, но даже она испугалась.

-Мама, мама!

Вдруг услышала тётя Мотя. Домой очень быстро бежал Федя. И выглядел он не только испуганным, но и немного виноватым. Мама-то знала своего ребёнка.

-Феденька, что случилось!

Спросила она сына.

Федя наклонил свою голову и рассказал маме вот что.

На лесной поляне весело играли друзья – Федя, зайчонок Степашка, лягушонок Квакунчик и ёжик Пых.

У всех было замечательное настроение. И вдруг Федя почему-то обиделся на своих друзей и стал обзывать их злыми, нехорошими словами. Как только он их произнёс, вдруг всё кругом изменилось – потемнело, похолодало и стало очень страшно.

Тётя Мотя вздохнула, погладила своего ребёнка по голове и объяснила, что плохие, злые слова могут принести очень много беды и огорчений.

Федя очень быстро побежал к своим друзьям, извинился. В ту же секунду солнышко снова засияло, а цветы стали ещё прекраснее.

 

«Сказка о кусачем солнышке».

Везде благоухают цветы, поют чудесные птички, светит ласковое солнышко. Ну, конечно, мы снова оказались в волшебном лесу у наших давних знакомых - божьей коровки Тёти Моти и её озорного сыночка Феди.

Тётя Мотя очень любила ухаживать за цветами в своём саду. И в этот чудесный день она очень долго хлопотала – её любимые розы почему-то загрустили. Но она ласково с ними поговорила, взрыхлила землю, полила чистой водичкой и хорошее настроение вернулось к розам-капризулям.

Наступило время обеда. Но сыночек Феденька задерживался с прогулки. Тётя Мотя уже начала беспокоиться, когда Федя наконец-то вернулся. Но в какой виде! Мамочка бросилась к своему сыночку.

-Феденька, что произошло, почему ты такой бледный, тебе плохо?

-Да, мамочка. Мне не очень хорошо – очень голова болит и кружиться. Из глаз Феди брызнули слёзы, как горошины.

-Это злое, плохое солнце. Мы с ребятами долго играли на солнечной полянке. Было очень здорово и весело. А потом нам стало очень жарко и плохо. Тётя Мотя спросила:

-А где были ваши головные уборы – кепки и шляпки? Ведь я тебе утром дала чудесную кепку.

-Да они нам мешали и мы их сняли.

Тётя Мотя погладила своего ребёнка по голове и сказала:

-Солнышко совсем не злое, и не плохое. Оно приносит очень много тепла и добра. Радует все живые существа. Но ни в коем случае нельзя долго находиться на солнышке без головного убора. Можно перегреться и заболеть.

 

«История об обиженном друге». 

Что такое волшебный лес? Это чудесное, замечательное и очень хорошее место, где живут волшебные обитатели – жучки, червячки, птички, бабочки, лягушки, зайчата, ежата и ещё очень много разных обитателей. В этом чудесном лесу живут и наши очень хорошие знакомые – божья коровка тётя Мотя и её шаловливый сыночек по имени Федя.

Однажды тётя Мотя, как всегда, хлопотала по дому. Приближалось время обеда и маленький Фёдор уже скоро прибежит покушать. Федя пришёл вовремя, но аппетита у него не было. Тётя Мотя забеспокоилась – не заболел ли ребёнок?

-Феденька, ты почему такой печальный, плохо кушаешь – что-нибудь случилось?

-Ты знаешь, мамочка, сегодня мы гуляли с зайчонком Степашкой и ежонком Пыхом. Нам было очень весело, а потом прибежала мышка и мы её прогнали, не стали с ней играть. Мышка обиделась и ушла. Зря мы обидели мышку. Она, на самом деле, весёлая и смешная.

-Ну и что же ты будешь делать, Федя?

-Наверное, надо найти мышку и извиниться перед ней. Мы с Пыхом были неправы.

Мудрая тётя Мотя сказала:

-Молодец, сыночек, что ты сам понял свою ошибку. Друзей никогда нельзя обижать.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия-как средство эмоционального развития ребенка.

Дошкольный возраст играет важную роль в жизни человека, ведь именно в нем начинается процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей. Главное свойство этого периода в том, что в нем п...

Выступление на районном методическом объединении по теме "Подвижная игра как средство эмоционального развития дошкольника"

Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детскойдеятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогустимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая егоиндив...

Сказкотерапия как средство эмоционального развития дошкольников

Нам, взрослым, сказки кажутся пройденным материалом, на самом деле, сказки таят в себе много неожиданных открытий. Даже простое чтение сказок дает удивительный эффект и помогает ребенку преодолеть раз...

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

Сказкотерапия,как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, вз...