Тренинг для педагогов: «Конструктивное общение».
тренажёр по психологии

Жарикова Стелла Александровна

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов  зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 1 "Ручеек"

 Барабинского района Новосибирской области

Тренинг для педагогов:

 «Конструктивное общение»

                             

Цели и задачи: развитие коммуникативной компетенции; развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении; познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми; формирование у участников навыков эффективного общения.

(Сл. 1) Ход тренинга

            (Сл. 2)  Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов  зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

         (Сл.3) Одна из важнейших функций общения - обмен информацией. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).  

(Сл.4) Виды общения.

(Сл.5) Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.

(Сл. 6)  Что же такое эффективное общение?

(Сл.7) Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь грамотно говорить, доступно формулировать речь, правильно и логично излагать свои мысли, а так же еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно.

Из выше сказанного вывод в том, что интересно общаться с тем человеком, который имеет грамотно поставленную речь, эмоционально уравновешенный. Так как наш детский сад имеет коррекционную направленность, работают 2 узких специалиста: учитель-логопед и педагог-психолог, поэтому работать сегодня мы с вами будем совместно.

Предлагаем вам принять участие в тренинге «Конструктивное общение».

        Мы приготовили некоторые наиболее интересные упражнения и задания, где мы немного поговорим о качествах, важных для общения, поучимся чётко и грамотно выражать свои мысли, давать явные определения понятиям. Так же, сегодня мы познакомимся с основными приемами, правилами эффективного общения. Совершенствовать свои коммуникативные навыки надо постоянно.

        (Сл.8) Можно выделить самые основные правила основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:

Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.

Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.

Не стоит использовать длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.

После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.

Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.

(Сл.9) Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир - это эмпатия. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех педагогов, работа которых непосредственно связана с людьми.

 (Сл.10) Приветствие: «Броуновское движение».

        (Сл. 11)  Задание:  «Скороговорки» . 

 Задание  направлено на обучении  дикции, чтобы внятно говорить и уметь передать информацию с эмоциональной окраской.

Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Все должны быстро отгадать интонацию. 1 группа говорит скороговорку, а 2 отгадывает эмоцию.

От топота копыт пыль по полю летит (радостно).

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше (грустно).

Три сороки — тараторки тараторили на горке (удивление).

Тимошка крошит в окрошку крошки (злость).

          (Сл. 12) Задание: «Список качеств, важных для общения». 

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями.  Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.

Инструкция: составить список качеств, важных для общения. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Одним словом, нарисовать образ общительного человека (составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения). Затем по очереди необходимо зачитать свой список качеств.

Список качеств важные для общения: (Сл. 13)

умение слушать;

тактичность;

умение убеждать;

интуиция;

наблюдательность;

душевность;

энергичность;

доброжелательность;

открытость;

инициативность;

непосредственность;

позитивное мышление.

 (Сл. 14) Задание: «Калоши счастья».

 Я хочу предложить вам поиграть в  игру, которая называется « Калоши  счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения  калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти  калоши, становился самым счастливым человеком.  Калоши  исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти  калоши  и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти  калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Здание: «Позитивное мышление»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

Для того, чтобы эффективно общаться надо уметь подбирать нужное слово и логично строить фразы.

(Сл.15 )  Задание  «Закончи предложение». 

 Инструкция: "Необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает

тот, кто выполнит задание за более короткое время"

1. Туман стелется над озером, как …

2. Дождинки текут по лицу, как …

3. Малыши прыгают по траве, как …

4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …

5. Балерина на сцене кружится, как …

6. Мысль в моей голове засела, как …

7. Человек подошел тихо, как …

8. Ветер завывает за окном, как …

9. На улице темно, как …

. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как …

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как….

6. Дверь в комнате скрипит, как …

7. Дети в группе галдят, как …

8. Девушка на обложке выглядит, как …

9. Мальчик плывет, как …

 (Сл.16)    Техника: «Я-высказывание».

Применение Я-высказываний будет полезно для любого общения – и семейного, и дружеского, и делового. Но для бизнесменов они имеют особенное значение, ведь выражать свои пожелания клиентам или сотрудникам, не становясь при этом их врагом. Освоив эту технике Я-высказываний, можно научиться более безболезненно разрешать конфликты без упреков и обвинений.

Техника "я-высказывание": как сделать чтобы вас услышали 

"Я-высказывание" передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации.

Как применять технику "Я-высказывание"?

  1. Факт. Мы отталкиваемся от факта, от того, что происходит в реальной жизни, а не в наших фантазиях. Нужно объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».). Факт такой — муж сидит за компьютером.
  2. Чувства. Это самое простое и лёгкое, что можно понять про себя. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). Например, я чувствую обиду, недовольство, возмущение, горечь и пр. — когда я называю свои чувства мне становится понятнее, что происходит со мной.
  3. Мысли. Обязательно чувства связаны с мыслями: объяснить причины этого чувства («Потому что я не люблю…», ...).Когда я переживаю чувства, перечисленные выше, я думаю, что муж меня не любит, что я ему безразлична, кстати — это далеко не факт!
  4. Желание. Высказать свои пожелания («Мне бы хотелось...», ...).  Я хочу, чтобы он посидел со мной 10 минут и поговорил. Я хочу, чтобы он обнял меня — я хочу прикосновений. Этот пункт также помогает мне понять, какого именно контакта я хочу от мужа — ведь он может проявить внимание тем, что даст пачку банкнот, но банкноты не передадут мне чувство человеческого тепла.
  5. Намерение. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»). Моё намерение — это моя ответственность в этой ситуации за мои чувства, мысли и действия. Я могу переложить ответственность на мужа и ждать от него внимания до конца своих дней и также упрекать его в бесчувственности. А могу принять ответственность на себя и сообщить мужу о том, что я нуждаюсь в общении с ним и пр. Моё намерение — это сообщить мужу о моем желании получить его внимание.

Формула "Я-высказывания"

  1. КОГДА... 1. Событие, ситуация
  2. Я ЧУВСТВУЮ... 2. Ваша реакция
  3. ПОТОМУ ЧТО... 3. Объяснение ваших чувств
  4. МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, 4. Предпочитаемый вами
  5. ЧТОБЫ... 5. исход

Примеры

«Ты - высказывание» / «Я - высказывание»

* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

* Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! / Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Часто бывает, что люди употребляют в своей речи слова, не зная их значение и сейчас мы по определению узнаем слово.

(Сл. 17)  Задание: "Объясни значение слов". 

Эти слова тоже можно отнести к общению. Кто сможет чётко ясно определить слово. Текст на слайдах.

1 группа. Форма речи, которая не должна прерываться репликами, окружающих людей. Этот вид используется в театральных постановках, когда действующее лицо описывает свои мысли и чувства, которые невозможно передать действием. Это речь одного конкретного человека. (Монолог)

2 группа. Форма речи, состоящая из обмена репликами, смысловое (тематическое объединение нескольких реплик), представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждая последующая из которых зависит от предыдущего. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог) (Сл.18) 

(Сл.19 ) Задание: «Умей четко и ясно выражать свою мысль».  Это задание направлено выявление уровня объёма словаря человека.

Девиз следующей нашей коммуникативной игры «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». В течение короткого времени надо объяснить как можно больше слов, не называя их. (На подготовку секунд 30)

детский сад                      школа                                  занятие                            физкультминутка                                      

портфолио                       педсовет                     

логопед                            воспитатель                         

дерево                              пальма                                   

яблоко                             груша                                    

диалог                              монолог                                  

звук                                  буква                                      

аттестация                       банан

президент                        выборы

мастер-класс                    рассказ

заведующий                     завтрак

предложение                    береза

 (Сл.20) Задание:  "Невербальное общение".

Показать с помощью жестов и мимики - как я хочу провести лето.

 Мы сегодня учились конструктивному общению. Теперь мы знаем что, для эффективного общения необходимо грамотно формулировать речь, строить фразы, правильно и логично излагать свои мысли, важных для общения.

Так же, сегодня мы познакомимся с основными приемами эффективного общения. Совершенствовали свои коммуникативные навыки, говорили о качествах личности для продуктивного общения.

Теперь вы можете применять это в своей практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Искусство общения"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контак­тами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зави­сит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родит...

Сценарий тренинга "Характеристики оптимального педагогического общения по материалам ФГОС"

Тренинг построен так, чтобы педагоги участвующие в нем задумались о том, какие требования предъявляет современный образовательных стандарт к общению с детьми....

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Деловая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют своизакономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд!...

Тренинг для родителей: Стили общения в семье.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, обществен...