Влияние характера педагогического общения на психологическое развитие детей
статья по психологии

Исследований, посвященных влиянию педагогического подхода на психологические особенности детей не так уж много. Одним из них является исследование, проведенное Е. О. Смирновой, в котором рассматривались характер общения и особенности межличностных отношений детей в традиционном и вальдорфском детском саду.

Выделю особенности в общении детей друг с другом:

  • наличие демонстративности в традиционной группе. Вежливые и содержательные разговоры наблюдались лишь в единичных случаях.
  • содержание высказываний детей традиционной группы было направлено на себя (демонстрация своих игрушек или умений, рассказы о событиях своей жизни, и пр.). Каждый ребёнок говорил о себе и не поддерживал высказывания партнёра. Местоимения — «Я», «моё», «мне» — присутствовали в каждой фразе. Создавалось впечатление, что дети не всегда слышат друг друга и говорят только о себе. Диалоги были кратковременны, быстро распадались и сводились к примитивным высказываниям: «А мне купили куклу»; «А я сегодня спать не буду» и т. д.
  • отсутствие демонстративности у детей вальдорфской группы. В вальдорфской группе дети гораздо больше общаются и разговаривают друг с другом. Они чаще обращаются друг к другу, называют товарищей по имени, чаще задают вопросы, обсуждают план игры или общего дела.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние характера педагогического общения на психологическое развитие детей

Подготовила: воспитатель Филиппова Анна Валентиновна

Исследований, посвященных влиянию педагогического подхода на психологические особенности детей не так уж много. Одним из них является исследование, проведенное Е. О. Смирновой, в котором рассматривались характер общения и особенности межличностных отношений детей в традиционном и вальдорфском детском саду.

Выделю особенности в общении детей друг с другом:

  • наличие демонстративности в традиционной группе. Вежливые и содержательные разговоры наблюдались лишь в единичных случаях.
  • содержание высказываний детей традиционной группы было направлено на себя (демонстрация своих игрушек или умений, рассказы о событиях своей жизни, и пр.). Каждый ребёнок говорил о себе и не поддерживал высказывания партнёра. Местоимения — «Я», «моё», «мне» — присутствовали в каждой фразе. Создавалось впечатление, что дети не всегда слышат друг друга и говорят только о себе. Диалоги были кратковременны, быстро распадались и сводились к примитивным высказываниям: «А мне купили куклу»; «А я сегодня спать не буду» и т. д.
  • отсутствие демонстративности у детей вальдорфской группы. В вальдорфской группе дети гораздо больше общаются и разговаривают друг с другом. Они чаще обращаются друг к другу, называют товарищей по имени, чаще задают вопросы, обсуждают план игры или общего дела.
  • содержание детских разговоров вальдорфской группы направлено на сверстника и на много реже слышны местоимения «Я» или «моё». И определенно чаще слышатся местоимения «ты», «мы», «наше». Такие вопросы, как: «Ты чем хочешь сейчас заниматься?» «Покажи, пожалуйста, что получилось у тебя?», подчеркивают заинтересованность детей в деятельности и предпочтений другого. Дети планируют игру задолго до ее начала («Давай мы сегодня будем строить замок и будем рыцарями в нем»), планы обсуждаются («Давай вместе придумаем какие укрепления будут у стен), («Женя хотела играть с нами, давай пригласим ее принцессой и будем ее защищать»).

Самосознание ребенка и его отношение к другим развиваются в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном, отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Преобладание объектного начала является признаком искажения развития самосознания дошкольника. В основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.

Также, имеются отличия в игре детей.

В вальдорфском детском саду игры продолжительны, более развёрнуты и содержательны, чем в традиционном. Это связано не только с фантазией и богатым воображением (которое больше развито у детей в вальдорфской группе), но и с умением уступать сверстникам, одобрять и поддерживать предложения других детей.

В группе вальдорфской педагогики дети без проблем уступали главные роли даже младшим (вальдорфская группа — разновозрастная, в ней находятся дети от 3 до 7 лет). Примером была игра в «Девочку и кошку», где кошкой была старшая девочка (7 лет), а хозяйкой младшая (5 лет). Для традиционной группы такая картина не характерна, там главные роли всегда достаются старшим, занимающим место лидера в группе. В вальдорфской же группе младшие дети на равных правах участвуют в игре: их мнение выслушивается, интересы учитываются.

Ещё одно очевидное отличие вальдорфского детского сада — общая доброжелательность и миролюбие. В вальдорфском детском саду конфликты практически не возникают. А если и возникают, проходят очень быстро и, как правило, без вмешательства воспитательницы. Дети легко и охотно извиняются, если обидели кого-то, сами предлагают помириться, сами находят способы преодолеть недоразумения. Агрессивные действия ребёнка не находят ответа и продолжения, они вовсе игнорируются.

В традиционной группе можно часто наблюдать, что детская игра разлаживается из-за борьбы за главенствующую роль или из-за возможности обладать желаемой игрушкой. Воспитателю то и дело приходится разрешать конфликты детей и разнимать дерущихся. Жалобы друг на друга — кто кого обидел, отнял игрушку, не принял в игру — являются обычным делом.

Дети традиционной группы не отзывчивы к чувствам других. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов.

У детей вальдорфской группы нет стремления сравнивать себя с другими, нет попыток доказывать своё превосходство. Соответственно, успехи и достоинства друзей не воспринимаются как собственное поражение, а радуют и воодушевляют. При этом ребёнок не теряет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Этих детей отличает независимость от чужих оценок, нонконформизм, наличие своих замыслов и своих интересов. Всё это выгодно отличает воспитанников вальдорфского детского сада и говорит о преимуществах данной системы воспитания, в особенности для воспитания нравственности и гуманных межличностных отношений.

Итак, принципы традиционной системы изменились в лучшую сторону в соответствии с ФГОС, но проблемой для их реализации остается устоявшиеся стереотипы, прежде всего у опытных педагогов, низкий уровень квалификации у начинающих, низкая мотивация и нежелание части педагогов менять отработанные годами формы работы с детьми.

Следует подчеркнуть, что принципы и ценности вальдорфской педагогики дошкольного возраста находятся в полном соответствии с ФГОС ДО. Понимание детства как уникального, самоценного периода в жизни человека, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, тесное сотрудничество с семьями воспитанников — все это объединяет принципы вальдорфской педагогики и положения нового стандарта.

Использованная литература:

  1. Бурлакова, И.А. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / И. А. Бурлакова, Г. В. Дон, Т. Л. Кузьмишина.— М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.— 158 с.
  2. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов.— М.: ВЛАДОС, 2013.— 119 с.
  3. Вальдорфский детский сад в созвучии с природой ребёнка - бет 9 (kzref.org)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стилей педагогического общения на психологический комфорт в группе

Если КАЖДЫЙ ребенок, приходя утром в группу, чувствует себя комфортно и свободно, если воспитатель уважает право ребенка оставаться самим собой, то с уверенностью можно утверждать, что воспитатель про...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Памятка для педагогов "Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе"

В данной памятке раскрыты основные характеристики авторитарного, либерального и демократического стиля общения между воспитателем и детьми...

Влияние характера педагогического общения на психологическое развитие детей

Исследований, посвященных влиянию педагогического подхода на психологические особенности детей не так уж много. Одним из них является исследование, проведенное Е. О. Смирновой, в котором рассматривали...

Влияние характера педагогического общения на психологическое развитие детей

Исследований, посвященных влиянию педагогического подхода на психологические особенности детей не так уж много. Одним из них является исследование, проведенное Е. О. Смирновой, в котором рассматривали...

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...

«Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе».

Детское учреждение отличается от другого детского учреждения прежде всего своим общим стилем и тоном. А.С. Макаренко...