Методы арт-терапии для детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по психологии

Педагогические и лечебно-педагогические усилия, могут лишь тогда влиять глубоко на ребенка, когда они растут из глубины учителя.

                                                                                                                                                                                                           Петер Бюхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx137.12 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующийся для лечения и психокоррекции (художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое).

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

АРТ-ТЕРАПИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ:

- активизировать психические процессы (память, речь, мышление, воображение, речь, восприятие).

- отработать коммуникативные навыки (сотрудничества и взаимной эмпатии)

- снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность

- корректировать  агрессивные проявления, черт характера, препятствующих общению

- обучить способам саморегуляции эмоциональных состояний

- отработать пластику тела, развивать чувственное восприятие

            В игре и работе с ребенком необходимо:

- поддерживать в нем достоинство

- говорить о ситуации, поступке, его последствиях, а не о личности и характере ребенка

- отмечать сдвиги в личностном росте ребенка посредством сравнения его с его же поступками

- избегать навязывания, вопреки желанию ребенка, способа деятельности и поведения и отказаться от  негативных  оценочных суждений, ярлыков (отрицательного программирования).


МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ:

- Приемы игровой терапии (Клаус Фопель «Психологические игры и упражнения»).

- Приемы элементарной библиотерапии с использованием отечественных и зарубежных литераторов.Приемы музыкотерапии. Музыка уменьшает произвольный контроль за речью. Произведение способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса. Также вовлекает процесс пения в подражание известным певцам. Сопровождать голосом действия ребенка (любимая песня, созвучная его настроению). Для робких детей используется  более спокойная музыка.

- Песочная терапия.

- Ниткография.

- Рисование красками, лепка из глины, пластилина (рисование пальцем, рисунок негативного переживания). Поделки из соленого теста и клея ПВА, разукрашивание гуашью.

- Сказкотерапия.«Карта сокровищ» (или доска визуализации). Лист делится на 4 сектора и выбираются любые картинки из детских  журналов, открыток и клеятся на лист.

 - Цветотерапия. Игра «Домики» (палатки) для снятия эмоционального напряжения (8 цветов).

- Театрализация. Например, выбирается любая маска (Баба Яга, кот, Пьеро), затем следует обыгрывание ролей, затем фотографирование.

- Танцевальная терапия (дикий/плавный танец под музыку).


МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ


Изотерапия:

  • Восковой рисунок
  • Пластилиновая живопись
  • Изображение своего настроения
  • Рисование страхов
  • Кляксография
  • Рисование по точкам «Озорные рисунки» (упражнение в парах)

Давать ведущую роль в игре.

Психогимнастика.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

Дать ребенку выговориться.

Работа с пластилином и глиной (вылепить гнев).

Музыкотерапия (чаще классическая музыка Моцарта и Баха).

Работа с бумагой и красками (лучше акварель):

  • рисунок на асфальте
  • наскальная живопись
  • рисунок на стекле
  • выдувание соломинкой
  • изображение своего настроения
  • пальцевая живопись

Рвать бумагу или газету.

Занятия спортом (плавание, бег, теннис). С осторожностью нужно относиться к боевым искусствам.

Побить боксерскую грушу (или любой неодушевленный предмет).


РАБОТА С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ

Вылепить из глины или пластилина свой страх.

«Рисование «в воздухе».

Работа с глиной:

  • сжимание
  • разглаживание
  • формообразование (оберега, амулета)
  • сплющивание

Дорисовка «защитного объекта».

Закрашивание «страшного».

Уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать).

Дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз).

Видоизменение рисунка,

превращение «страшного в «смешное» (черные кляксы).

Пазлы из рисунка страха.

Развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями.

Украшение мрачного, преобразование в красивое.


МЕТОДЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Поделки из природного материала.

Кляксография.

Рисование по точкам.

Рисование штрихами.

Графическая музыка.

Набрызгивание.

Работа с пластилином и глиной.

Музыкотерапия (спокойная классическая или инструментальная музыка, звуки природы).

  • Работа с бумагой и красками (лучше акварель):
  • выдувание соломинкой
  • наскальная живопись
  • изображение своего настроения
  • пальцевая живопись


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ

  1. Ритмы пальцами, ладонями.
  2. Прослушивание классической музыки (В.А. Моцарт, Л. Бетховена, И.С. Баха).
  3. Музыка со звуками природы.
  4. Релаксационная музыка.


Литература:

  1. Фопель К. «Психологические игры и упражнения».
  2. Огненко Н.М. «Я, ты и тигр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Консультация  для родителей «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»...

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Песочная терапия один из видов новых образвоательных технологий....

Игровая терапия, как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, в условиях реализации ФГОС ДО.

Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра....

Использование методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....

Статья "Использование метода арт-терапии с детьми дошкольного возраста".

Творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность чело...