Семинар практикум для родителей "Адаптация ребенка к ДОУ"
консультация по психологии

Петраш Светлана Игоревна

Семинар - практикум для родителей "Адаптация ребенка к ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_dou.docx26.83 КБ
Файл adaptatsiya_rebenka_k_dou.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей «Адаптация ребенка к ДОУ»

Задачи:

  • определить способы оказания помощи дошкольникам в адаптационный период;
  • сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации детей;
  • укрепить сотрудничество педагогов и родителей.

Оборудование: листы бумаги по количеству родителей, тарелочки с кварцевым песком, емкости с водой, губки, игрушки рыбки, массажные мячики.

1 часть. Информационная.

Адаптация в дошкольном учреждении – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новые взрослые, новые помещения, сверстники. В детском саду новые требования, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко и быстро. Другие – долго плачут, переживают, не хотят идти в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Факторы, влияющие на адаптацию.

Возраст ребенка

Адаптация к детскому саду детей раннего возраста происходит по-разному:

  • В годовалом возрасте малыш очень сильно привязан к маме, не самостоятельный, иногда еще даже не умеет ходить. Эти крохи переносят разлуку очень тяжело, долго не могут успокоиться после маминого ухода. Имеют недостаточно сформированный иммунитет, поэтому болеют еще более часто, чем более старшие ребята.
  • Адаптация к детскому саду в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, окружающий мир постепенно становится для него более интересным, чем мама. Поэтому чаще всего малыш быстро привыкает, включается в режим и взаимодействие с воспитателями.
  • Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли уже ребенок главный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не успел начаться, то привыкание происходит легко и быстро: малышу интересен окружающий мир, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, уже достаточно отделился от мамы. Если же привести ребенка в учреждение в период кризиса, то адаптация в детском саду в 3 года может затянуться, так как на внутреннее негативное состояние накладывается стресс, связанный с поступлением в садик.

Состояние здоровья

Как проходит адаптация в детском саду, зависит также от того, здоров ли малыш. Если у ребенка есть какие-либо соматические заболевания при поступлении в группу, то привыкать он будет сложнее: помимо стресса от незнакомой обстановки, он испытывает физическое недомогание.

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду будет в том случае, если он имеет психические или неврологические нарушения – например, не переносит громких звуков или панически боится контактов с чужими людьми. Если у малыша есть какие-либо хронические заболевания или особенности развития, то об этом лучше сразу сообщить воспитателям, чтобы они могли создать для него подходящие условия.

Степень психологического развития

При слишком низкой или высокой степени психологического развития, могут возникнуть свои особенности адаптации ребенка в детском саду. В первом случае, малыш не будет успевать за обучающей программой детского сада, у него возникнут трудности с коммуникацией и взаимодействиями. Для ребят с серьезными психологическими проблемами в учреждении обычно составляется адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей.

Одаренным детям часто бывает скучно со сверстниками, они не могут найти с ними общий язык, им неинтересно друг с другом взаимодействовать. Поэтому у детей с очень высоким уровнем психического развития происходит поздняя адаптация к садику, они долго приспосабливаются к непохожим на них детям.

Уровень социализации

Сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, а также, какого вида она будет, зависит и от уровня социализации. Если малыш до поступления в учреждение очень мало общался с другими детьми и взрослыми, не оставался ни с кем, кроме мамы и папы, не посещал детских площадок, то привыкнуть к детскому саду ему будет сложнее. Большое количество других детей вокруг, недостаток внимания со стороны взрослых в детском саду могут привести его в состояние стресса.

Когда в садик приходит малыш, имеющий опыт взаимодействия с любыми детьми, легко идет с ними на контакт и умеет договариваться хотя бы на самом простом уровне, то его привыкание к садику, скорее всего, произойдет быстро и легко.

Состав семьи

Адаптация ребенка раннего возрастав детском саду иногда зависит от того, с кем живет ребенок. Сложнее всех обычно бывает тем малышам, которые являются единственным ребенком в семье или живут с одним родителем: у них очень крепкая психологическая связь, крохе очень трудно оставаться одному в незнакомом месте, в окружении чужих людей.

Дети, проживающие в больших семьях, где они привыкли оставаться с разными взрослыми, взаимодействовать с братьями и сестрами, в детский сад, скорее всего, пойдут без серьезных адаптационных проблем. Но бывает и иначе: слишком активный ребенок из маленькой семьи устает от одиночества и с радостью бежит в детский сад, а малыш, испытывающий недостаток внимания в многодетной семье, труднее привыкает к большой группе детей.

Темперамент ребенка

В зависимости от типа нервной деятельности, адаптация детей к условиям детского сада также будет проходить по-разному. Маленькие сангвиники быстро привыкают к учреждению, сверстникам и воспитателям, хороши идут на контакт, включаются в деятельность. Холерикам может быть труднее: они взрывные, могут часто конфликтовать, уживаются не со всеми ребятами. При этом, они отходчивые и к новым условиям также привыкают достаточно быстро. У флегматика может быть два варианта: или он сильно привык к дому и трудно адаптируется, или он равнодушно идет в детский сад, не сильно обращая внимания на изменения в его жизни. Тяжелая степень адаптации к детскому саду встречается чаще всего у меланхоликов: они все принимают близко к сердцу, их легко обидеть и расстроить.

Как подготовиться к детскому саду заранее.

Режим.

Подготовка к детскому саду начинается уже тогда, когда ребенок переходит на один дневной сон. Уже с этого времени необходимо подстроить режим ребенка к режиму детского сада.

Правила детского сада (требования).

В детском саду существуют определенные правила (не берем за стол игрушки, убираем за собой игрушки после игры, едим только за столом и.т.д.). Ребенку будет значительно легче привыкнуть, если требования дома соответствуют требованиям в детском саду.

Навык прощания.

Необходимо научить заранее ребенка прощанию. Придумать ритуал прощания и использовать его в детском саду.

Навыки самообслуживания.

Чем более самостоятелен ребенок, тем легче ему будет в детском садую

  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
  • Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным в течение всего дня или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.

Интерес к детскому саду

Во время прогулок с малышом, подходить к детскому саду, привлекать его внимание.

Читать книги про детский сад.

Рекомендуемый график адаптации.

1 неделя – оставляем на 2 часа

2 неделя – ребенок остается на прогулку, ведем ребенка на обед домой

3 неделя- оставляем на обед

4 неделя – оставляем ребенка на сон , после среды

   Все 4 недели плавающий выходной день (не понедельник и не пятница)

Какие ошибки во время адаптации допускать нельзя

  • Сравнивать своего ребенка с другими, тем более – вслух.
  • Обманывать.
  • Наказывать детским садом.
  • Подкупать материальными предметами.

Как помочь ребенку в период адаптации

  • Исключить просмотр мультфильмов
  • Больше гулять
  • Заниматься с ребенком творчеством (пение, тесто, лепка, готовка)

Игры и занятия с ребенком дома в период адаптации.

- Если нет противопоказаний, для снятия напряжения после детского сада можно применять магниевые ванны.

 - Игры с водой, с различными предметами (губки, игрушки, пузыри и.т.д.) также способствуют расслаблению.

 - Можно использовать прием: рисование в ванной, для этого есть специальные безопасные краски.

 - Игры с крупами, перебирания, пересыпания, не только снижают напряжение, но и развивают мелкую моторику.

 - Седативный эффект оказывает также пение, игры с длинным выдохом.

 - Очень полезны в период адаптации будут массажи, проминания, растягивания. А также массажи с применением массажных мячиков.

2 часть практическая.

Уважаемые родители приглашаю вас поиграть. Я покажу вам примеры игр, в которые можно играть с ребенком дома в период адаптации.

Представим, что вы маленькие дети, а я взрослый.

  1. Необычное приветствие.

Я показываю, вы повторяете.

Тук-тук-тук дверь открой (стучим рукой, раскрываем руку)

Заходи, дружочек мой (рукой к себе)

Будем вместе мы играть (постучать кулачками)

Будем вместе мы плясать (фонарики руками)

  1. Игра с песком. Каждому в индивидуальную тарелочку насыпается немного кварцевого песка. Предлагается нарисовать дорожку, солнце, круг и.т.д.
  2. Игра с водой и губкой.

В емкость с водой положить игрушку рыбки, губку. Необходимо достать рыбку. Губку с водой отжать.

  1. Игра с бумагой.

- сначала изготавливаем шарики из листа бумаги, сминая его, устраиваем игру в «снежки»

 - дуем на комочки

 - затем каждый разворачивает по одному комочку, и рвет на маленькие части

- устраиваем салют из кусочков бумаги

 - собираем обрывки бумаги в коробку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация к детскому саду Подготовила: педагог- психолог МДОУ «ЦРР – детский сад №165» Петраш С.И.

Слайд 2

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг.

Слайд 3

СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ЛЕГКАЯ Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам: СРЕДНЯЯ Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки: ТЯЖЕЛАЯ Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

Слайд 4

ВИДЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ ОТЛОЖЕННАЯ ПРОВАЛЕННАЯ

Слайд 5

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА ВОЗРАСТ РЕБЕНКА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТЕПЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОСТАВ СЕМЬИ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА

Слайд 6

Предадаптация Режим Правила детского сада (требования) Навык прощания Навыки самообслуживания Питание Интерес к детскому саду (прогулки, книги про детский сад)

Слайд 8

Контакт с воспитателем

Слайд 9

Адаптация (3 месяца) 1 неделя – оставляем на 2 часа 2 неделя – ребенок остается на прогулку, ведем ребенка на обед домой 3 неделя- оставляем на обед 4 неделя – оставляем ребенка на сон , после среды Все 4 недели плавающий выходной день (не понедельник и не пятница)

Слайд 10

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСАДУ Сравнивать своего ребенка с другими, тем более – вслух. Обманывать. Наказывать детским садом. Подкупать материальными предметами.

Слайд 11

Поведение ребенка дома в период адаптации. Исключить просмотр мультфильмов Больше гулять Заниматься с ребенком творчеством (пение, тесто, лепка, готовка)

Слайд 12

Магниевые ванны

Слайд 13

Игры с водой

Слайд 14

Рисунки в ванной

Слайд 15

Игры с крупами

Слайд 16

Игры с природными материалами

Слайд 17

Массаж

Слайд 18

Болевая точка адаптации Каникулы через 2 месяца.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Семинар-практикум «Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев».

Дано определение гнева, схема поведения педагога, памятка...

Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»

Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при этом осо...

Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»

Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при эт...

Семинар-практикум "Разбуди в ребенке волшебника"

В данной работе представлены приемы по развитию творческого воображения по системе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), которые могут использовать воспитатели в своей педагогической деятельно...