Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки.
план-конспект занятия по психологии

Гатауллина Светлана Талгатовна

Тренинговое занятие "Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки". 

Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья работников библиотеки.

Задачи: актуализировать процесс самоанализа; познакомить с приемами саморегуляции; научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния; оптимизировать самооценку; снять эмоциональное напряжение; сформировать позитивное мышление библиотекарей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Время проведения: приблизительно 1 час. Общее время зависит от количества участников.

Участники: библиотекари.  

Формы, методы и приемы работы: Релаксационные техники, метод рефлексии (обсуждение), слайдовая презентация, памятки, анкетирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gst_-_evbibliotekarey.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

на тему:  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания  

работников библиотеки»

 

Подготовила: педагог-психолог

I квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 12

«Алтынчач» г.Дюртюли

Гатауллина С.Т.

16.10.2019г.

Тренинг  на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

работников библиотеки»

Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья работников библиотеки.

Задачи: актуализировать процесс самоанализа; познакомить с приемами саморегуляции; научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния; оптимизировать самооценку; снять эмоциональное напряжение; сформировать позитивное мышление библиотекарей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Материалы и оборудование:

— проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть тренинга);

— слайдовая презентация (Приложение 4);

— карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения 3 «Откровенно говоря» (Приложение 1);

— магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки, бумага в форме бабочки, ручки, к упражнению 7 «Оставь свой след»;

— заранее приготовленные карточки с аффирмациями к упражнению 9 «Моя аффирмация» (Приложение 2);

— заранее распечатанная анкета для участников «Обратная связь» (Приложение 3);

— памятки-буклеты (Приложение 5).

Время проведения: приблизительно 1 час. Общее время зависит от количества участников.

Участники: библиотекари.  

Формы, методы и приемы работы:

Релаксационные техники

Метод рефлексии (обсуждение)

Слайдовая презентация

Памятки

Анкетирование

Ход проведения  тренинга:

 

Звучит  мелодия  из серии инструментальной классики.

Участники тренинга заходят в аудиторию.

  1. Разминка

(перед началом раздать стикеры, на которых надо написать своё имя)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте себе, что в вашем доме одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, микроволновка, кухонный комбайн, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети высокое, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки и электричество выключается. С эмоциональным выгоранием ситуация схожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время.

Эмоциональное выгорание можно описать  так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным как собой, так и  работой. Он не видит перед собой никаких перспектив, качество его труда падает…

Слайд 1.

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые стороны данной проблемы. Тема тренинга: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки».

В современном обществе существует очень много способов приветствия людей друг с другом.

Участникам тренинга предлагается встать в круг  и поздороваться друг с другом.

Упражнение 1.  Приветствие

Цель: познакомить участников тренинга  друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде; снять барьер в общении с незнакомым человеком; раскрепощение группы.  

Все участники становятся в круг и по очереди, делая шаг вперёд,  называют своё имя и  прилагательное на начальную букву имени.

Например:  Меня зовут Ульяна( я - умная). Делает шаг назад.

Т.о. по кругу каждый участник представляется и дает себе характеристику.

- Я очень рада,что у Вас сегодня хорошее настроение! Американский психолог и писатель Даниэль Карнеги советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Упражнение 2.  Правила группы.

Сегодня мы с Вами вместе проведем некоторое количество времени. Круг, в котором мы стоим, является пространством нашей группы, где будет происходить наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения. Ну а общение наше будет эффективным, если придерживаться некоторых правил:

 - Правило «Здесь и сейчас». Главное для нас то, что происходит «здесь и сейчас», что чувствует участник  в данный момент по отношению к себе и к другим.

- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правило «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

- Правило Я – высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени («Я думаю…», «Мне кажется…». «Я чувствую…»).

- Правило уважения говорящего.  Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.

- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям – о себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.

Предлагаю всем занять удобное для себя место.

2. Теоретическая часть

Слайдовая презентация.

Цель: введение в тему тренинга, знакомство участников тренинга со способами профилактики эмоционального выгорания.

Демонстрируется слайдовая презентация (Приложение 4).

Слайд 2.

Немного истории.

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г.Фрейденбергер в 1974г. для описания деморализации, разочаровании и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек - человек».

Слайд 3.

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается из-за хронического стресса и ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Тихая, спокойная обстановка библиотеки ,почетная миссия ее работников не производят впечатления о существующей опасности. Микрострессы, переживаемые библиотекарями при  обслуживании абонентов, имеющие место на фоне однообразия обстановки и однотипности выполняемых функций, являются незаметными как для самих сотрудников, так и для их руководителей, что исключает возможность своевременного профилактического воздействия.

Слайд 4.

Результаты исследования удовлетворенности своей профессией, показывают, что библиотекари в большей степени не удовлетворены своей работой, чем представители остальных профессий 7,3 по 10-бальной шкале.  

Упражнение 3.  «Назови ассоциации о работе»

( сидя в кругу, с мячом)

Передавая мяч, друг другу по кругу, участники называют ассоциации со словом «работа».  

Слайд 5.  (Те участники, которым характерны на данный момент, зачитываемые  причины, поднимают руку.)

Причины повышенной стрессогености профессии библиотекаря:

  • Однообразие физического окружения (жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей).
  • Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков.
  • Слабый контроль над своей карьерой (многие библиотекари считают, что есть ощущение полного отсутствия возможностей карьерного роста и развития).
  • Необходимость специфического контакта с большим количеством людей.

Слайд 6.

Три этапа профессионального выгорания

  • Первый — сопротивление. Приглушаются эмоции, ощущается неудовлетворенность собой или, наоборот, появляется безразличиеь к вещам, которые обычно вызывают острую реакцию. При этом человека начинают преследовать необъяснимые головные боли и боли в спине, бесконечные простуды и бессонница.  
  • Второй — напряжение. В этот период возникает негатовное отношение к людям, которых приходится видеть каждый день: они раздражают, злят. Чтобы избежать этих отрицательных переживаний, человек неосознанно отстраняется от коллег и посетителей, выполняя только минимум работы.  
  • Третий — эмоциональное истощение. Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Человек в обиде на весь мир и самого себя.

Слайд 7.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка здоровья библиотекарей.

Слайд 8.

  1. Способы физиологической саморегуляции:
  • Различные движения потягивания и расслабления мышц;
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.п.;
  • Релаксация – метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

Слайд 9.

  1. Естественные способы регуляции организма:
  • Полноценный сон (7-8 часов);
  • Здоровое питание;
  • Общение с природой и животными;
  • Движение, танцы, музыка;
  • Баня, сауна, массаж;
  • Горячая ванна с пеной;
  • SPA-процедуры.  

Слайд 10.

  1. Способы эмоциональной саморегуляции:
  • Смех, улыбка, юмор;
  • Размышления о хорошем и приятном;
  • «купание» (мысленное или реальное) в солнечных лучах;
  • Вдыхание свежего воздуха;
  • Чтение стихов;
  • Занятие любимым делом, хобби.

Слайд 11.

  1. Самовнушение и самопоощрение:
  • Находите время хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз;
  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!» и т.п.
  • Дарите себе подарочки и небольшие безделушки, которые вас радуют.

Слайд 12. (заключительный в теоретической части)

Выводы:

  • Заботьтесь о своем психическом здоровье, коллеги!
  • Не доводите уровень психических нагрузок до критических!
  • Главный секрет – улыбка!

3. Практическая часть

Упражнение 4. « Моечная машина»

( снятие излишнего напряжения)

Все участники становятся в две шеренги лицом к лицу друг к другу. Первый человек – «машина», последний – «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают. Протирают бережно и аккуратно. Сушилка должна ее «высушить» - обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.

Психологический смысл упражнений: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Упражнение 5. «Откровенно говоря» 

Цель: вербализация и осознание участниками проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (Приложение 1).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы участника, вербализовать (озвучить) их, сплотить группу, понять, что проблемы у всех библиотекарей похожи.

Упражнение 6. « Геометрические фигуры»

Участникам предлагается выбрать одну из четырех фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) Каждая фигура характеризует особенности человека.

Прямоугольник: вам характерны изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная  установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, временами нервозность, быстрая смена настроения, забывчивость, склонность терять вещи, тенденция к простудам, травмам.

Треугольник: вам характерны  лидерство, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прогматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, остроумие, широкий круг общения.

Квадрат: вам характерны организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность. Осторожность, экономность, упорство во всем, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие.

Круг: вам характерны высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, щедрость, способность к сопереживанию другим, склонность к самообвинению, доверчивость, ориентация на мнения  других. Болтливость, способность уговорить любого, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, строгий распорядок дня, много друзей.

Упражнение 7.  « Оставь свой след»

Каждый участник получает  цветную  вырезанную из бумаги бабочку, в середине пишет свое имя и передает соседу справа. Каждый, кто получает бабочку  пишет добрые слова и  пожелание своему соседу, пока бабочка  с именем снова не возвратится к хозяину.

Пусть все пожелания, написанные вам сбудутся, и ваша жизнь будет такой же цветной, открытой  и интересной, удачи всем и терпения.

Упражнение 8. «Формула на сегодня»

(Музыкальное сопровождение для релаксации)

Сейчас, уважаемые участники, я предлагаю вашему вниманию «Формулу  на сегодня» американского психолога Д. Карнеги.

Нужно принять удобное положение, закрыть глаза, молча проговаривать слова, которые я буду произносить.   Психолог медленно и спокойно зачитывает формулу

  1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

  1. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

  1. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

  1. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

  1. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
  2. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.  Итак, ваш лучший день сегодня! 

                  Упражнение 9.  «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.

Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (Приложение 5).

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам более близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.

Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.

Подведение итогов тренинга.

Цель: шеринг — вербальная рефлексия тренинга, подведение итогов.

Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь» (Приложение 3).

Инструкция. Наш тренинг подошел к концу, вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от тренинга. Ваше мнение для меня очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Ожидаемый результат: библиотекари  заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

В настоящее время, во время модернизации дошкольного образования вопрос здоровья педагогов всает наиболее остро. Ведь от того насколько педагог комфортно чувствует себя на рабочем месте, настолько ком...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"

В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...